г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А01-3937/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) - Гридасова А.А. (доверенность от 01.10.2019), ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - Ожева Р.А. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгее, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу N А01-3937/2020, установил следующее.
АО "Почта России" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - комитет) с требованием о возложении обязанности на комитет передать в федеральную собственность помещение общей площадью 93,1 кв. м, расположенное по адресу: 385444, а. Пшизов, ул. Ленина, д. 5, с кадастровым номером 01:07:1900022:08 (далее - спорное помещение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением суда от 05.08.2021.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комитет просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Заявитель указывает, что на момент разграничения собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 почта не занимала спорное помещение. Правовых оснований для передачи имущества в собственность в соответствии с положениями Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) не имеется.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель комитета настаивал на доводах жалобы, представитель почты возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установили суды, спорное помещение является собственностью Республики Адыгея (запись регистрации от 26.08.2016 N 01-01/006-01/002/160/2016-2760/2) и находится в фактическом пользовании общества (используется обществом для обеспечения публичных функций). Факт использования спорного нежилого помещения истцом с целью обеспечения публичных функций с февраля 2018 года подтверждается актом выездной проверки от 03.03.2020.
Полагая, что спорный объект недвижимости является федеральной собственностью и должен войти в уставный капитал общества при преобразовании, общество обратилось в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из следующего.
ФГУП "Почта России" реорганизовано в форме преобразования в АО "Почта России", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 01.10.2019 внесена соответствующая запись.
Частью 2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что со дня государственной регистрации общества к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Предприятия.
Согласно пункту 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего передаче обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества, определяется передаточным актом.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации имущества Предприятия и аудиторского заключения по форме, согласованной предприятием с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи (пункт 16 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 Закона N 171-ФЗ (пункт 24 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ при инвентаризации имущества обществом составляется перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты).
По смыслу данной нормы под зарегистрированными правами третьих лиц понимаются права хозяйственного ведения либо оперативного управления, поэтому регистрация права собственности Муниципального образования не препятствует передаче спорного имущества в федеральную собственность для формирования уставного капитала общества.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в силу прямого указания пункта 2 части 1, части 4 статьи 20 Закона N 171-ФЗ спорное нежилое помещение подлежит передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность с целью его дальнейшего внесения в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал общества.
Между тем суды не учли следующего.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 Гражданского кодекса).
Для возникновения права собственности необходимо наличие основания приобретения права собственности. Если имущество уже имеет собственника, то необходимо также наличие основания прекращения у него права собственности.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Общество считает основанием приобретения права собственности Российской Федерации на спорное имущество положение Закона N 171-ФЗ, предусматривающее обязанность передачи имущества Российской Федерации обществу.
Между тем Гражданский кодекс не содержит такого основания приобретения и прекращения права собственности.
Согласно статье 306 Гражданского кодекса в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.
Споры о возмещении убытков решаются судом, Закона N 171-ФЗ является специальным и регулирует особенности реорганизации ФГУП "Почта России" путем преобразования его в акционерное общество.
Статьей 19 названного закона установлены особенности порядка реорганизации предприятия при создании общества, а статьей 20 - особенности учета объектов недвижимого имущества и оформления прав на них при реорганизации предприятия.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 171-ФЗ АО "Почта России" создается путем реорганизации (преобразования) ФГУП "Почта России" (часть 1); общество является правопреемником предприятия.
Со дня государственной регистрации общества в ЕГРЮЛ к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности предприятия, за исключением прав предприятия на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Со дня государственной регистрации общества оно приобретает право собственности на указанное движимое и недвижимое имущество в порядке, установленном Законом N 171-ФЗ (часть 2); состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего передаче обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества, определяется передаточным актом (часть 12); земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставленные предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые заняты принадлежащими Российской Федерации и находившимися на 01.10.2018 во владении и (или) в пользовании предприятия зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, подлежат передаче в собственность общества одновременно с данными объектами недвижимости при условии отсутствия на указанных земельных участках иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам (часть 22).
Согласно части 24 статьи 19 Закона N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 данного Федерального закона.
Частью 25 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что право собственности общества на объекты, указанные в части 24 настоящей статьи, возникает в силу положений данного Федерального закона.
Таким образом, исходя из буквального содержания положений пунктов 24 и 25 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в состав имущественного комплекса предприятия, подлежащего передаче АО "Почта России" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества, подлежат включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только Российской Федерации и предоставленные Российской Федерацией предприятию на праве аренды.
В отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования, такая норма в Законе N 171-ФЗ отсутствует.
Согласно части 1 статьи 20 указанного закона при инвентаризации имущества предприятие составляет перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя: 1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за предприятием на праве хозяйственного ведения и: а) учтенные в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", б) не учтенные в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 2) объекты недвижимого имущества, предоставленные предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты); 3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании предприятия; 4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 данного Федерального закона.
Из изложенного следует, что Закон N 171-ФЗ не содержит норм права как о прекращении права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, переданное в аренду предприятию или обществу, не устанавливает оснований приобретения права собственности Российской Федерации на данное имущество, так же не содержит положений о принудительной безвозмездной передаче муниципальной собственности в собственность Российской Федерации.
Из разъяснений пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) следует, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу федеральных законов о регистрации.
Исходя из правовой природы иска о признании права, по общему правилу, удовлетворение такого иска имеет правоподтверждающее, а не правообразующее значение.
Соответственно, для возникновения права, которое было бы подтверждено в результате удовлетворения такого иска, необходимо наличие юридического состава, на основании которого право собственности возникло бы до обращения в суд с соответствующим требованием.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Закона N 171-ФЗ, указанный закон определяет особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности АО "Почта России", устанавливает особенности порядка его реорганизации и ликвидации, осуществления АО "Почта России" своей деятельности. Соответственно, в сферу действия указанного закона не входит перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.021 N 307-ЭС21-9712.
Суды установили, что на момент законодательного разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное здание, организацией почтовой связи для оказания услуг почтовой связи не использовалось.
Сам факт того, что спорное помещение используются для целей осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, не свидетельствует о том, что такие помещения могут находиться только в федеральной собственности.
Гражданский кодекс, Закон N 176-ФЗ и Закон N171-ФЗ таких норм не содержат.
Кроме того, Закон N 171-ФЗ не регулирует правоотношения в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд округа считает возможным отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, ввиду того, что все существенные по делу обстоятельства установлены судами, однако судами неверно применены нормы материального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу N А01-3937/2020 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "Почта России" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 2 статьи 1 Закона N 171-ФЗ, указанный закон определяет особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности АО "Почта России", устанавливает особенности порядка его реорганизации и ликвидации, осуществления АО "Почта России" своей деятельности. Соответственно, в сферу действия указанного закона не входит перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями.
...
Суды установили, что на момент законодательного разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное здание, организацией почтовой связи для оказания услуг почтовой связи не использовалось.
...
Гражданский кодекс, Закон N 176-ФЗ и Закон N171-ФЗ таких норм не содержат.
Кроме того, Закон N 171-ФЗ не регулирует правоотношения в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-13248/21 по делу N А01-3937/2020