г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А32-16846/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Кравец А.Ю. (доверенность от 08.02.2022), в отсутствие истца - федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620), ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьих лиц: межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Новороссийска", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А32-16846/2021, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) с исковым заявлением, в котором просило:
- признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, реестровой ошибкой;
- указать, что решение по данному делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631, и осуществления управлением Росреестра учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6 в установленных координатах.
Иск основан на нормах Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и разъяснениях, приведенных в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Требования мотивированы необходимостью исправления реестровой ошибки в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, допущенной при его постановке на государственный кадастровый учет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Управление ветеринарии города Новороссийска" (далее - ГБУ КК "Управление Ветеринарии города Новороссийска"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю и межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021, иск удовлетворен.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:631 находится в собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН 09.01.2013 внесена запись N 23-23-21/2009/2012-908. Данный участок закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в ЕГРН внесена запись N 23-23/021-23/001/607/2015-2289/1. Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:631 занят автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-290 "Новороссийск-Керчь" км 3+409 - км 47+800, км 49+010 - км 102+000. В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631, между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ" заключен государственный контракт от 02.09.2019 N 824. В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631 установлена необходимость произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером 23:47:0105040:6. Согласно выписке из ЕГРН от 27.07.2021 N 99/2021/407534755 земельный участок с кадастровым номером 23:47:0105040:6 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ КК "Управление Ветеринарии города Новороссийска". Границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6 внесены в ЕГРН с достаточной точностью. Поэтому учреждение письмом от 22.01.2020 в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке направило департаменту межевой план и акты согласования местоположения границ участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:631, 23:47:0105040:6. Данное письмо вручено нарочно департаменту 28.01.2020. Письмом от 25.02.2020 N 52-7378/20-37-05 департамент в согласовании границ земельных участков отказал, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 22 Закона N 218-ФЗ, статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суды установили, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:631 граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:47:0105040:6. Часть границы н54-271 является общей только для двух участков (с кадастровыми номерами 23:47:0000000:631 и 23:47:0105040:6); данная часть границы не является общей смежной границей с иными участками. Следовательно, права иных землепользователей не затрагиваются. Согласно заключению от 17.06.2020, выполненному ООО "ГЕО Инвест-Информ", экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, выявленных при производстве работ. Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером 23:47:0000000:631. Такое исправление реестровых ошибок возможно либо на основании подписей всех заинтересованных лиц (их представителей) в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу судебного решения (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ). Также экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631, в соответствии с которым надлежит установить смежные границы указанных участков. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631 отсутствует спор о праве либо о фактических границах, требования учреждения направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении указанного участка. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности. Образование земельного участка под недвижимым имуществом, не принадлежащим Краснодарскому краю (в лице департамента), не порождает возникновение у данного ответчика прав и обязанностей в отношении такого имущества. По сведениям ЕГРН (выписка от 18.06.2019 N 23/236/002/2019-5164) год завершения строительства автомобильной дороги - 1950. Гражданский кодекс РСФСР (1922 года) не содержал специальных норм о моменте возникновения прав на вновь созданную недвижимость. Поэтому право собственности на вновь созданные до введения в действие части первой Гражданского кодекса объекты возникало с момента их создания, независимо от какой-либо регистрации. Для устранения реестровой ошибки в управление Росреестра одновременно с заявлением должен быть предоставлен документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки. К указанным документам относятся: межевой план, технический план, акт обследования и иные документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета с описанием, в чем именно заключается реестровая ошибка. Учреждением направлен департаменту помимо акта согласования границ земельного участка и межевой план. В разделе заключения кадастрового инженера межевого плана, отражено, что реестровая ошибка заключается в неверном определении департаментом местоположения своих границ на местности. Обстоятельства постановки земельного участка, принадлежащего Краснодарскому краю, на кадастровый учет и государственной регистрации на него права собственности субъекта Российской Федерации, сами по себе не подтверждают наличие (либо отсутствие) реестровых ошибок в сведениях о местоположении его границ. Между тем, наличие в ЕГРН сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Требования, заявленные учреждением, направлены на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим Закону N 218-ФЗ и нарушающим права последнего. Исходя из приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности учреждением) оснований для удовлетворения исковых требований.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0105040:6 в ЕГРН зарегистрировано в 2009 году. Сведениями о допущенной реестровой ошибке при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6 департамент не располагает. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 23:47:0105040:6 закреплен за ГБУ КК "Управление Ветеринарии города Новороссийска" на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН от 15.10.2009 N 23-23-21/160/2009-029). Исполнение судебных актов по настоящему делу приведет к уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, что нарушает права и законные интересы Краснодарского края. Исправление реестровой ошибки не должно изменять основные характеристики (площадь и местоположение границ) земельного участка, принадлежащего субъекту Российской Федерации. Разногласия сторон фактически сводятся к спору о праве на части земельных участков и потому должны быть квалифицированы как спор о праве. В случае наличия спора о границах земельных участков между их правообладателями, такой спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. Учитывая, что право собственности Краснодарского края на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, следует исходить из того, что учреждением избран ненадлежащий способ защиты права. По существу исковые требования учреждения направлены на прекращение права собственности Краснодарского края на части земельных участков в существующих границах и площади. В данном случае волеизъявление о формировании земельного участка может быть реализовано в рамках административных процедур.
Учреждение в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению истца, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют материалам дела, подтверждающим наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, подлежащей исправлению в ЕГРН. Доводы департамента об избрании учреждением ненадлежащего способа защиты и наличии между сторонами спора о праве на недвижимое имущество, несостоятельны, поскольку такой спор между сторонами отсутствует. Иск обусловлен тем, что элементы федеральной автомобильной дороги (проезжая часть, автобусная остановка, бордюрное ограждение, тротуар, дорожный знак) оказались в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6, принадлежащего Краснодарскому краю. Исковое заявление направлено на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ и нарушающим права (интересы) учреждения. Документы, необходимые (предусмотренные Законом N 218-ФЗ) для устранения реестровой ошибки, учреждением представлены в управление Росреестра. Истец также ссылается на ряд дел, ранее рассмотренных арбитражными судами по аналогичным спорам между сторонами, которыми удовлетворены иски учреждения об устранении реестровых ошибок в части местоположения границ и площади иных земельных участков.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:631 находится в собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН 09.01.2013 внесена запись N 23-23-21/2009/2012-908. Данный участок закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в ЕГРН внесена запись N 23-23/021-23/001/607/2015-2289/1.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:631 занят автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-290 "Новороссийск-Керчь" км 3+409 - км 47+800, км 49+010 - км 102+000.
В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631, между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ" заключен государственный контракт от 02.09.2019 N 824.
В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:631 установлена необходимость произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером 23:47:0105040:6.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.07.2021 N 99/2021/407534755 земельный участок с кадастровым номером 23:47:0105040:6 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ КК "Управление Ветеринарии города Новороссийска".
Границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6 внесены в ЕГРН с достаточной точностью. Поэтому учреждение письмом от 22.01.2020 в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке направило департаменту межевой план и акты согласования местоположения границ участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:631, 23:47:0105040:6, которое вручено (нарочно) департаменту 28.01.2020.
Письмом от 25.02.2020 N 52-7378/20-37-05 департамент в согласовании границ земельных участков отказал, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Законом N 218-ФЗ.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 8, 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Порядок исправления ошибок в ЕГРН урегулирован в статье 61 Закона N 218-ФЗ, согласно которой исправлению подлежат технические ошибки в записях и реестровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная органом регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав по заявлению заинтересованного лица либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу приведенных правовых норм исправление технических ошибок осуществляется по заявлению заинтересованного лица либо по решению регистрирующего органа. Такие исправления не должны повлечь за собой прекращение, возникновение или переход прав. Если недостоверные сведения содержатся в документах, которые представлены на кадастровый учет, и были воспроизведены в ЕГРН, имеет место реестровая ошибка, которая может быть исправлена по решению суда. При этом бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки (часть 1 статьи 65 Кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулирован правовой подход по применению аналогичных норм, содержавшихся ранее в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности". В нем указано, что при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности учреждением) оснований для удовлетворения исковых требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора не выявили наличие спора о праве в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0105040:6 и 23:47:0000000:631. При этом суды установили наличие реестровой ошибки, подлежащей исправлению управлением Росреестра путем учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0105040:6 в координатах, установленных в подготовленном межевом плане, в соответствии с положениями статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента (об отсутствии реестровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0105040:6 и избрании учреждением ненадлежащего способа защиты) подлежат отклонению судом округа как не основанные на нормах Закона N 218-ФЗ и не соответствующие материалам дела, подтверждающим наличие такой ошибки в сведениях ЕГРН. Судами при разрешении спора исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и правильно определен характер спорного материального правоотношения. Нарушений судебными инстанциями норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А32-16846/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы департамента (об отсутствии реестровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0105040:6 и избрании учреждением ненадлежащего способа защиты) подлежат отклонению судом округа как не основанные на нормах Закона N 218-ФЗ и не соответствующие материалам дела, подтверждающим наличие такой ошибки в сведениях ЕГРН. Судами при разрешении спора исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и правильно определен характер спорного материального правоотношения. Нарушений судебными инстанциями норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-14798/21 по делу N А32-16846/2021