Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2023 г. N 305-ЭС23-17534 по делу N А40-146416/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2023 по делу N А40-146416/2022,
установил:
доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291 6, 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при их принятии нижестоящими судами допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Как следует из материалов дела и обжалуемых судебных актов, решением Федеральной антимонопольной службы от 04.05.2022 по делу N 06/01/15-15/2021 в действиях Правительства Республики Карелия по внесению изменений в Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 N 50-П, в связи с изданием постановления от 30.12.2019 N 519-П установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Удовлетворяя требования Правительства Республики Карелия, суды, несмотря на различные выводы первой и апелляционной инстанций и суда округа о полномочиях антимонопольного органа, признали незаконным оспариваемое решение ФАС России.
Как усматривается из содержания жалобы и материалов дела, принимая оспоренное решение от 04.05.2022 по делу N 06/01/15-15/2021, связанное с оценкой действий Правительства Республики Карелия по изданию постановления от 30.12.2019 N 519-П, а следовательно - с процедурой принятия и содержанием нормативного правового акта, ФАС России в рассматриваемой части фактически признал незаконным осуществляемое в Республики Карелия нормативное правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на поддержку агропромышленного комплекса без реализации предоставленных антимонопольному органу иных полномочий и вне установленного законом судебного порядка и процедуры признания соответствующего нормативного правового акта недействующим, в том числе по основаниям его несоответствия нормам Закона о защите конкуренции, а именно его статье 15.
Вместе с тем согласно пункту 5 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обращается в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Учитывая названные обстоятельства, пересмотр обжалуемых судебных актов не может привести к восстановлению тех прав и законных интересов, которые антимонопольный орган считает нарушенными, поэтому оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2023 г. N 305-ЭС23-17534 по делу N А40-146416/2022
Опубликование:
-