г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А32-26039/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Безгласного Андрея Александровича (ИНН 231501081783, ОГРНИП 304231526700098) - Кургинян Н.М. (доверенность от 14.02.2022), заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Новороссийск - Макартычан Д.Э. (доверенность от 07.02.2022), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А32-26039/2021, установил следующее.
ИП Безгласный А.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) от 26.06.2020 N 2998 "Об изъятии для муниципальных нужд рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении администрации муниципального образования город Новороссийск по адресу: г. Новороссийск район ул. Волгоградской, 133, ГСК "Карат", согласно проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта: "Автомобильная дорога по ул. Волгоградской в г. Новороссийске, 1 этап"" (далее - постановление от 26.06.2020 N 2998).
Решением от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2021, отклонено ходатайство заявителя о назначении по делу судебной экспертизы; постановление от 26.06.2020 N 2998 признано незаконным как не соответствующее главе VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс); с администрации в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что рекламная конструкция типа "стела", расположенная по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат", установлена и эксплуатируется заявителем в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Доказательства признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа "стела" не представлены. Условиями договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11 предусмотрена обязанность предпринимателя по истечении срока действия договора, произвести демонтаж рекламной конструкции (пункт 8.3). Содержание проекта соглашения об изъятии рекламной конструкции для муниципальных нужд, предложенного администрацией для подписания предпринимателем, фактически направлено на урегулирование условий расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11 и его последствий. Доказательства государственной регистрации права собственности на спорную рекламную конструкцию типа "стела" в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядке отсутствуют. Спорное сооружение не является объектом недвижимого имущества, поэтому, на него не распространяется режим изъятия, установленный для недвижимых вещей. Изъятие у предпринимателя спорного сооружения типа "стела" на основании оспариваемого постановления, не соответствует требованиям главы VII.1 Земельного кодекса, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, который не может быть применен в отношении движимого объекта.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 28.09.2021 и апелляционное постановление от 17.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что рекламная конструкция, размещенная на земельном участке, является движимой вещью, поскольку всегда устанавливается на определенный срок и демонтируется (перемещается) без несоразмерного ущерба назначению. При демонтаже рекламной конструкции (движимой вещи) ее собственник лишается не своего имущества в виде рекламной конструкции, а места, на котором такая конструкция установлена. Если для возведения объекта требуется разрешительная документация, то он является объектом капитального строительства и будет относиться к недвижимости. Если возведение объекта не требует специального разрешения и его можно переместить без особого ущерба или изменения основных характеристик, то такой объект можно отнести к отделимым улучшениям земельного участка и признать движимым имуществом. Суды не учли состоявшиеся судебные акты по делам N А32-11503/2018 (о сносе рекламной конструкции), N А32-30742/2018 (о расторжении договора на эксплуатацию рекламной конструкции).
В отзыве предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании разрешения от 30.12.2013 N 18-13-1114 предпринимателю предоставлено право на установку рекламной конструкции "стела" по адресу: г. Новороссийск, Южный, ул. Волгоградская, 133, район ГК "Карат" в соответствии с согласованной схемой размещения рекламной конструкции на имуществе муниципального образования г. Новороссийск, сроком с 30.12.2013 по 29.12.2023 (т. 1, л. д. 15).
17 февраля 2014 года управление архитектуры и градостроительства администрации и предприниматель (рекламораспространитель) заключили договор N 08.03-8-76-11 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении администрации.
В соответствии с приложением N 1 к договору от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11 адрес места установки и эксплуатации рекламной конструкции - ул. Волгоградская, 133, район ГК "Карат", тип (вид) рекламной конструкции - стела, площадь информационного поля - 15 кв. м, площадь земельного участка для установки и эксплуатации - 25 кв. м (т. 1, л. д. 18 - 22).
Пунктом 3.3.5 договора закреплена обязанность рекламораспространителя содержать прилегающую к рекламной конструкции территорию в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими на территории муниципального образования нормативными актами, регламентирующими порядок содержания городских территорий.
Муниципальное учреждение "Администрация Южного внутригородского района муниципального образования город-герой Новороссийск" и предприниматель заключили договор от 17.02.2014 N 757-20/2014 на выполнение работ по благоустройству и санитарному обслуживанию прилегающей и закрепленной территории к объекту (т. 1, л. д. 23).
Постановлением главы администрации от 29.10.2019 N 5322 постановлено разработать документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения линейного объекта: "Автомобильная дорога по ул. Волгоградской в г. Новороссийске, 1 этап" (т. 1, л. д. 26). Постановлением главы администрации от 10.01.2020 N 28 утверждена документация по планировке территории (проект межевания) для размещения линейного объекта: "Автомобильная дорога по ул. Волгоградской в г. Новороссийске, 1 этап" (т. 1, л. д. 28).
Постановлением от 26.06.2020 N 2998 для муниципальных нужд изъята рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат"; отделу эстетики городской среды и наружной рекламы администрации поручено согласовать с рекламораспространителем альтернативное место размещения спорного сооружения (т. 1, л. д. 73).
Полагая, что постановление администрации от 26.06.2020 N 2998 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что обжалуемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 данного Кодекса).
В соответствии со статьей 239.2 Гражданского кодекса отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1); отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 3).
В силу статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1); в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе, прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (подпункт 1 пункта 2); решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3); сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд; в случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).
На основании статьи 281 Гражданского кодекса за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1); при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством; в случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2); принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется главой VII.1 Земельного кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 данного Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства (статья 71 Кодекса), дав оценку постановлению от 26.06.2020 N 2998, суды указали, что установка и эксплуатация спорной рекламной конструкции типа "стела", расположенной по адресу:
г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат", соответствуют требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Доказательства регистрации права собственности предпринимателя на спорную стелу, которая не является объектом недвижимости, отсутствуют, следовательно, на нее не распространяется режим изъятия, установленный для объектов недвижимости. В деле N А32-11502/2018 удовлетворены требования заявителя о признании недействительным предписания от 20.12.2017 N 141 о понуждении предпринимателя к демонтажу клумбы, на которой расположено рекламное сооружение. В названном деле суды установили, что рекламная конструкция и клумба размещены на основании разрешения, выданного уполномоченным органом, а также договора от 06.04.2012 N 757-20/12-1 на выполнение работ по благоустройству; соответствует нормативам и Правилам в области дорожного движения, размещена в пределах предоставленного предпринимателю земельного участка. В рамках дела N А32-30742/2018 признано незаконным расторжение договора от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ввиду недоказанности факта размещения спорного сооружения на территории, являющейся продолжением тротуара, а также отсутствия решения муниципального образования об обустройстве тротуара в районе ГК "Карат". Учитывая приведенные обстоятельства (статья 69 Кодекса), а также несоблюдение процедуры изъятия земельного участка, избранный способ защиты суды правомерно признали ненадлежащим, что служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении и жалобе апелляционной, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Кассационный суд не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А32-26039/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат", соответствуют требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Доказательства регистрации права собственности предпринимателя на спорную стелу, которая не является объектом недвижимости, отсутствуют, следовательно, на нее не распространяется режим изъятия, установленный для объектов недвижимости. В деле N А32-11502/2018 удовлетворены требования заявителя о признании недействительным предписания от 20.12.2017 N 141 о понуждении предпринимателя к демонтажу клумбы, на которой расположено рекламное сооружение. В названном деле суды установили, что рекламная конструкция и клумба размещены на основании разрешения, выданного уполномоченным органом, а также договора от 06.04.2012 N 757-20/12-1 на выполнение работ по благоустройству; соответствует нормативам и Правилам в области дорожного движения, размещена в пределах предоставленного предпринимателю земельного участка. В рамках дела N А32-30742/2018 признано незаконным расторжение договора от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ввиду недоказанности факта размещения спорного сооружения на территории, являющейся продолжением тротуара, а также отсутствия решения муниципального образования об обустройстве тротуара в районе ГК "Карат". Учитывая приведенные обстоятельства (статья 69 Кодекса), а также несоблюдение процедуры изъятия земельного участка, избранный способ защиты суды правомерно признали ненадлежащим, что служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении и жалобе апелляционной, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Кассационный суд не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-14774/21 по делу N А32-26039/2021