город Ростов-на-Дону |
|
17 ноября 2021 г. |
дело N А32-26039/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Д.В. Емельянова, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Администрации муниципального образования город Новороссийск: представитель Муртазаев А.Ю. по доверенности от 19.05.2021, диплом от 17.12.2018, паспорт;
от индивидуального предпринимателя Безгласного А.А.: представитель Кургинян Н.М. по доверенности от 09.11.2021, диплом от 09.07.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 по делу N А32-26039/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Безгласного Андрея Александровича (ИНН 231501081783, ОГРНИП 304231526700098)
к администрации муниципального образования город Новороссийск
об оспаривании постановления об изъятии
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Безгласный Андрей Александрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Администрация) от 26.06.2020 N 2998 об изъятии для муниципальных нужд рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении администрации муниципального образования город Новороссийск по адресу: г.Новороссийск район ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат", согласно проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта: "Автомобильная дорога по ул.Волгоградская в г.Новороссийске, 1 этап".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 требования Предпринимателя были удовлетворены: постановление Администрации 26.06.2020 N 2998 "Об изъятии для муниципальных нужд рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении администрации муниципального образования город Новороссийск по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат", согласно проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога по ул. Волгоградская в г. Новороссийске, 1 этап" признано недействительным и не соответствующим Земельному кодексу РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что решение является необоснованным и принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Изъятие рекламной конструкции произведено в соответствии с проектом планирования территории южной части города Новороссийска, принятого по результатам публичных слушаний. Оспариваемое постановление Администрации принято во исполнение решения о планировке территории в целях размещения линейного объекта - "Автомобильная дорога по ул.Волгоградская в г.Новороссийске, 1 этап".
Вывод суда о том, что спорная рекламная конструкция является движимым объектом, является ошибочным. Рекламная конструкция прочно связана с землёй, следовательно, рекламная конструкция является недвижимым объектом.
Суд не указал в чём выразилось несоответствие оспариваемого постановления положениям VII.1 Земельного кодекса РФ.
Действия по изъятию рекламной конструкции произведены в пределах предоставленных Администрации полномочий предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании просил просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприниматель на основании разрешения главы муниципального образования г. Новороссийска от 30.11.2012 N 516 произвёл установку временной рекламной конструкции "стела" по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, между домами N 131 и 129 в районе ГСК "Карат", в соответствии с согласованной схемой размещения рекламной конструкции.
30.12.2013 Предпринимателю выдано Администрацией разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 18-13-1114 сроком по 29.12.2023 по адресу: г. Новороссийске ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат".
17.02.2014 в соответствии с условиями открытого конкурса между Предпринимателем и Управлением архитектуры и градостроительства Администрации был заключён договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 08.03-8-76-11 сроком до 29.12.2023.
Согласно приложению N 1 к договору N 08.03-8-76-11 от 17.02.2014 рекламная конструкция представляет собой стелу с площадью информационного поля 15 кв.м. с площадью земельного участка для установки 25 кв.м..
Постановлении главы Администрации муниципального образования г.Новороссийск от 29.10.2019 N 5322 принято решение о разработке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения линейного объекта: "Автомобильная дорога по ул. Волгоградская в г. Новороссийске, 1этап".
Постановление главы Администрации муниципального образования г.Новороссийск от 10.01.2020 N 28 была утверждена документации по планировке территории (проект межевания) для размещения линейного объекта: "Автомобильная дорога по ул. Волгоградская в г. Новороссийске, 1 этап".
Постановлением Администрации от 26.06.2020 N 2998 (далее - Постановление N 2998) принято решение об изъятии для муниципальных нужд рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат", пунктом 4 которого отделу эстетики городской среды и наружной рекламы Администрации было поручено согласовать с рекламораспространителем альтернативного места размещения рекламной конструкции.
02.03.2021 Предпринимателю было вручено Постановление N 2998 и соглашение об изъятии рекламной конструкции для подписания.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, в частности, отнесены выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следуя требованиям части 5.1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, осуществляется на основе торгов, проводимых органами местного самоуправления, после утверждения органами местного самоуправления схем размещения рекламных конструкций и только в отношении рекламных конструкций, указанных в схеме, требования к которой установлены частью 5.8 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ.
В силу Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по самостоятельному определению типов и видов рекламных конструкций, а также мест их размещения как на принадлежащем им муниципальном имуществе, так и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно органы местного самоуправления наделены полномочиями по самостоятельному определению типов и видов рекламных конструкций, а также мест их размещения как на принадлежащем им муниципальном имуществе, так и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно материалам дела, Предпринимателю 30.12.2013 выдано Администрацией разрешение N 18-13-1114 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат". Срок действия разрешения установлен с 30.12.2013 по 29.12.2023, Владельцев определён Предприниматель (т.1 л.д. 15).
17.02.2014 Предприниматель заключил с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации N 08.03-8-76-11 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа "стела" по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, ГСК "Карат" (т.1 л.д. 18-22).
17.02.2014 Предприниматель заключил с муниципальным учреждением "Администрация Южного внутригородского района муниципального образования город-герой Новороссийск" договор N 757-20/2014 на выполнение работ по благоустройству и санитарному обслуживанию прилегающей и закреплённой территории к объекту рекламна конструкция "стела" по адресу: г. Новороссийск, ул. Волгоградская, 133, район ГСК "Карат" (т.1 л.д. 23).
Доказательства выдачи разрешения от 30.12.2013 N 18-13-1114 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ в материалы дела не представлены.
Таким образом, рекламная конструкция типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат", была установлена и эксплуатировалась Предпринимателем в соответствии с требованиями Федерального закона N 19-ФЗ.
В силу подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Как указано в пункте 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершённого строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации допускается изъятие путём выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд в исключительных случаях, в том числе связанных со строительством и реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов их размещения (пункт 2 статьи 49).
Такое изъятие осуществляется на основании решений уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии должно содержать указание на изымаемые земельные участки, в том числе подлежащие образованию, и расположенные на них объекты недвижимого имущества (статья 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, (пункты 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации) с отчётом об оценке их рыночной стоимости и размера убытков, причиняемых изъятием (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Не подписание правообладателем изымаемой недвижимости проекта соответствующего соглашения может служить основанием для обращения уполномоченного органа в суд с иском о принудительном изъятии недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела в качестве правового обоснования принятия Постановления N 2998, Администрация указала положения статей 3 и 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 451, 455 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу совокупности действий и мотивировки принятия Постановления N 2998 следует, что Администрация рассматривает рекламную конструкцию типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат", принадлежащую Предпринимателю, как недвижимое имущество.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на неё, следует устанавливать наличие у неё признаков, способных относить её в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В силу положений статьи 19 Федерального закона 38-ФЗ установка рекламной конструкции период установки и эксплуатации всегда обусловлен временным фактором.
При этом, условия договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 08.03-8-76-11 предусмотрена обязанность Предпринимателя по истечении срока действия договора, произвести демонтаж рекламной конструкции (пункт 8.3).
Исходя из содержания проекта соглашения об изъятии рекламной конструкции для муниципальных нужд, предложенного Администрацией для подписания Предпринимателем, фактически направлено на урегулирование условий расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11 и его последствия (т.1 л.д. 74).
Доказательств регистрации Предпринимателем прав собственности в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на рекламную конструкцию типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат", в материалы дела не представлены.
Таким образом, в силу названных норм и условий договора, рекламная конструкция типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат", не является объектом недвижимости и в отношении такой конструкции не может распространяться режим изъятия, установленный для недвижимых вещей.
Довод Администрации основанный только на том, что спорная рекламная конструкция является объектом недвижимости поскольку прочно связана с землёй, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным.
Доказательства принятия Администрацией мер, установленных пунктом 20 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, или Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Новороссийск, предусмотренных пунктами 8.3, 8.4, 8.5 договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 17.02.2014 N 08.03-8-76-11, в материалы дела не представлены.
Доказательств признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат" от 30.12.2013 N 18-13-1114, в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, изъятие у Предпринимателя рекламной конструкции типа "стела" по адресу: г.Новороссийск, ул.Волгоградская, 133, ГСК "Карат", на основании Постановления N 2998, апелляционный суд находит не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации - главы VII.1, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, который не может быть применён в отношении спорного движимого объекта.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования Администрации не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в связи с обращением с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2021 по делу N А32-26039/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26039/2021
Истец: Безгласный Андрей Александрович
Ответчик: Администрация муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: Администрация МО г.Новороссийска