г. Краснодар |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А61-713/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Правобережные тепловые сети" (ИНН 1511028181, ОГРН 1191513003263), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Правобережные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А61-713/2021, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Правобережные тепловые сети" (далее - предприятие) о взыскании 1 810 974 рублей 05 копеек задолженности за поставленный природный газ с 01.10.2020 по 31.10.2020 и 33 240 рублей 30 копеек неустойки с 19.11.2020 по 18.02.2021 (уточненные требования).
Решением от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.11.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 1 810 974 рубля 05 копеек задолженности, 33 240 рублей 30 копеек пеней с 19.11.2020 по 18.02.2021, а также 31 442 рубля расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 7225 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, приказ ФСТ РФ от 08.06.2015 N 218-э/З, в соответствии с которым истец рассчитывает цену на газ, не подлежит применению в рамках рассматриваемого спора, так как данный документ утратил силу с 01.01.2017 в связи с изданием приказа ФАС России от 13.06.2017 N 776/17. При расчете долга истец использует завышенный тариф. Приобретенный предприятием, как и ранее приобретаемый ООО "Бесланспецсервис", газ используется в качестве топлива для котельных, которые предназначены для теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, поэтому к ответчику подлежит применению тариф, установленный для категории "население". В связи с неверным применением тарифа и произведением оплаты на стороне ответчика образовалась переплата. На момент вынесения резолютивной части решения ответчик также произвел оплату, в связи с чем расчет пеней произведен неверно.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
До рассмотрения кассационной жалобы от предприятия поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителя.
Рассмотрев ходатайство, суд кассационной инстанции указывает следующее.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд также может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса (часть 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Предприятие извещено о времени и месте судебного заседания, что подтверждается содержанием его ходатайства. Обязательное личное участие его представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции не требуется, поскольку окружной суд проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Представление в суд кассационной инстанции новых доказательств нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд округа считает, что ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество (поставщик) и предприятие (покупатель) заключили договоры поставки газа от 01.11.2019 N 39-3-15558/20 и от 01.11.2019 N 39-3-15558/20Д (далее - договоры), по условиям которых поставщик обязуется с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно поставлять газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
Объемы поставки газа и точки подключения согласованы сторонами в пунктах 2.1, 2.2 договоров.
В силу пунктов 5.4.1 договоров оплата производится до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В целях исполнения договорных обязательств истец с 01.10.2020 по 31.10.2020 осуществил поставку газа ответчику в объеме 266,132 тыс. куб. м на сумму 1 970 768 рублей 85 копеек.
Ответчик частично произвел оплату в размере 159 794 рублей 80 копеек, сумма долга составила 1 810 974 рубля 05 копеек.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
Поставка газа в октябре 2020 года в количестве 266,132 тыс. куб. м подтверждается сводными актами поданного-принятого газа, а также актами поданного-принятого газа. Акты поданного-принятого газа и сводные акты поданного-принятого газа с 01.10.2020 по 31.10.2020 ответчиком не подписаны.
Проверив представленный истцом расчет долга, суды пришли к выводу о том, что он произведен арифметически и методологически правильно. Предприятие расчет общества не оспорило, контррасчет не представило.
В кассационной жалобе ответчик выражает несогласие с примененным истцом тарифом.
По мнению предприятия, поскольку приобретенный газ используется в качестве топлива для котельных, то при расчете его стоимости следует применять тариф, установленный для категории "население".
Поскольку спорным является вопрос о тарифах, применению подлежат Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021).
Для целей Основных положений N 1021 к категории "население" отнесены физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно: исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы); наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Исходя из положений пунктов 1, 3, 41 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), названным нормативным актом регулируются правоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, при этом абонентом в данных правоотношениях может являться управляющая организация, приобретающая газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Размер платы за газ в указанном случае определяется для данной организации по розничным ценам, установленным для населения.
Из содержания пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также понятия "население", приведенного в пункте 2 Основных положений N 1021, следует, что розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может применяться в случае приобретения газа исполнителем коммунальных услуг для самостоятельного производства тепловой энергии с помощью котельных и иного оборудования (при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В таком случае расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению определяется исполнителем для потребителей исходя из объема газа, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению, и тарифа на газ.
В соответствии с письмом Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 для оплаты доставляемого газа по ценам для населения необходимым условием является использование котельных, являющихся общим имуществом многоквартирных домов.
Однако доказательств, подтверждающих принадлежность котельных собственникам многоквартирных домов, подключенных к данным котельным, в материалах дела не имеется, как и не имеется доказательств, свидетельствующих об использовании предприятием приобретаемого у общества газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд.
Между тем по смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
При этом организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к категории потребителей.
Учитывая, что в спорных правоотношениях по покупке газа ответчик выступает не в качестве исполнителя коммунальной услуги, а в качестве субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность по производству и продаже тепловой энергии, суд признает обоснованными требования общества о взыскании задолженности с применением тарифа для категории "промышленные предприятия".
Проверив представленный обществом расчет неустойки с 19.11.2020 по 18.02.2021, суды признали его верным, в связи с чем взыскали 33 240 рублей 30 копеек (неустойка по договору N 39-3-15558/20Д и законная неустойка значительно выше, чем по расчету истца по договору N 39-3-15558/20).
Довод ответчика о том, что на момент рассмотрения спора долг составлял 1 120 тыс. рублей, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку ответчик в судебное заседание 28.06.2021 доказательств оплаты долга за октябрь 2020 года не представил, поэтому оплата задолженности подлежит учету при исполнении судебного акта. При этом оплаченный долг после февраля 2021 года не может повлиять на взысканную неустойку с 19.11.2020 по 18.02.2021.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А61-713/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также понятия "население", приведенного в пункте 2 Основных положений N 1021, следует, что розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может применяться в случае приобретения газа исполнителем коммунальных услуг для самостоятельного производства тепловой энергии с помощью котельных и иного оборудования (при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
...
В соответствии с письмом Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 для оплаты доставляемого газа по ценам для населения необходимым условием является использование котельных, являющихся общим имуществом многоквартирных домов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 марта 2022 г. N Ф08-939/22 по делу N А61-713/2021