г. Краснодар |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А32-43463/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Соломахина В.В. (доверенность от 16.08.2021), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А32-43463/2020, установил следующее.
Краснодарская таможня (далее - таможня) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации МО город - курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) о взыскании 2 008 877 рублей 13 копеек ущерба.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ТНС энерго Кубань".
Решением от 31.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.11.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, объекты электросетевого хозяйства, от которых питаются конечные потребители и на которых образуются потери электроэнергии, являются не объектами электросетевого хозяйства таможни, а объектами администрации. МБУ города Сочи "Сочисвет" обслуживает объекты электросетевого хозяйства города - курорта Сочи, подключенные к линии ВЛ-10 кВ внешнего электроснабжения МАПП "Адлер". Истцом избран надлежащий способ зашиты права.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2019 по делу N А32-43329/2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2020, с Сочинской таможни в пользу ПАО "ТНС энерго Кубань" взыскано 1 588 398 рублей 42 копейки задолженности, 699 082 рубля 34 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами с 21.02.2014 по 28.03.2019, а также 21 396 рублей 37 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
При принятии указанных судебных актов суды установили, что Сочинская таможня в спорный период являлась владельцем объекта (линии электропередач ВЛ-10 кВ внешнего электроснабжения МАПП "Адлер"), в связи с чем на ней лежит обязанность оплатить возникшие в этом объекте потери электроэнергии.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2020 N 308-ЭС20-6924 Сочинской таможне отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Платежными поручениями от 09.12.2019 N 332772 и от 30.12.2019 N 335138 Сочинская таможня произвела уплату ПАО "ТНС энерго Кубань" взысканных на основании судебных актов сумм.
Как указывает таможня, данные потери электроэнергии возникли на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих МО город - курорт Сочи; объекты электросетевого хозяйства, от которых питаются конечные потребители и на которых образуются потери электроэнергии, не являются объектами электросетевого хозяйства Сочинской таможни, а являются объектами администрации.
Полагая, что в результате неправомерных действий администрации, выразившихся в отказе принять на баланс спорный объект (линию ВЛ-10 кВ), в результате подключения к указанной линии объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности администрации, Сочинской таможне (правопредшественник истца) нанесен реальный ущерб, таможня обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании 2 008 877 рублей 13 копеек убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
В обоснование доводов о том, что потери электроэнергии возникли на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих МО город - курорт Сочи, таможня указывает следующее.
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18.03.2010 N 211-р Сочинской таможне на праве оперативного управления передана линия электропередач ВЛ-10 кВ.
В соответствии с договором от 07.09.2009 N 137-09/13 Сочинская таможня передала государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в аренду линию.
Письмом ФТС России от 29.06.2011 N 01-41/30540 "О согласовании выдачи технических условий" ГК "Олимпстрой" по запросу администрации получила разрешение на изменение трассы прохождения воздушной линии электроснабжения ВЛ-10 кВ в пролетах опор N 108 - 114.
Письмом от 13.06.2012 N 5685/07-02-25 администрация гарантировала прием в муниципальную собственность города - курорта Сочи линии ВЛ-10 кВ.
МКУ города Сочи "Управление капитального строительства" также направило таможне гарантию о принятии на баланс администрации линии ВЛ-10 кВ с последующей передачей ее эксплуатирующей организации.
Письмом от 08.10.2012 N 11023/07-02-25 ответчик выразил согласие на принятие линии ВЛ-10 кВ к себе на баланс.
Однако согласно акту осмотра объекта от 20.03.2014 в нарушение предписаний ГК "Олимпстрой" произведены работы, не согласованные с Сочинской таможней или ФТС России, произведен демонтаж опор с 91 по 120 включительно.
В результате внесения ГК "Олимпстрой" в указанное сооружение конструктивных изменений, не согласованных с таможенными органами, воздушная линия перестала существовать.
Из письма Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.06.2017 следует, что разрешение на допуск в эксплуатацию линии ВЛ-10 кВ данным управлением не выдавалось.
На совещании в администрации 20.04.2016 протоколом зафиксировано, что линия ВЛ-10 кВ по информации МБУ города Сочи "Сочисвет" находится в аварийном состоянии. Названное обстоятельство подтверждается также письмами ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" от 09.07.2014 N 1025 и от 28.08.2015 N 1165.
Решением комиссии администрации Краснодарского края по обеспечению безопасности электроснабжения 01.04.2015 дано указание городу Сочи в установленном порядке направить обращение в территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю на передачу линии в реестр муниципальной собственности.
На совещании также решено организовать оформление временного положения о взаимоотношениях по оперативному обслуживанию линии ВЛ-10 кВ внешнего электроснабжения МАПП "Адлер" между филиалом ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Кубанское предприятие магистральных электрических сетей и МБУ города Сочи "Сочисвет", как организацией, фактически эксплуатирующей электрическую сеть.
В ходе совещания 20.04.2016 у заместителя главы города Сочи зафиксировано, что по поручению ГК "Олимпстрой" МКУ города Сочи "Управление капитального строительства" перестроило воздушную линию в кабельно-воздушную. При этом вся требуемая исходно-разрешительная, проектная, исполнительная документация, допуск в эксплуатацию не представлены. Документы, подтверждающие переустройство арендуемого имущества, у Сочинской таможни отсутствуют. Характеристики нового объекта не соответствуют характеристикам объекта, переданного в аренду.
В соответствии с письмом от 12.07.2016 филиала ПАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети объекта внешнего электроснабжения МАПП "Адлер" в указанном виде не существует.
Таможня указывает, что технические характеристики нового объекта имеют существенные различия по сравнению с объектом "Линия ВЛ-10 кВ". В частности, объект "Линия Вл-10 кВ" состоял из 150 железобетонных опор с проводами протяженностью 26,02 км, а на сегодняшний день от объекта осталось 93 железобетонные опоры. Энергопринимающих устройств таможни на этом объекте не имеется. Все потребители, зарегистрированные на данном участке, принимают электроэнергию от установок, созданных в рамках муниципального контракта от 22.11.2011, заключенного МКУ "УКС" и ООО "Международное строительное предприятие "Россбан"" по объекту Краевой целевой программы "Реконструкция внутригородских дорог территории переселения в микрорайоне Веселое - Псоу Адлерского района города Сочи: от переулка Тепличный до переулка Донецкий". После выполненных работ по созданию нового объекта технологическое присоединение не производилось, границы зон эксплуатационной ответственности и балансового разграничения не определялись.
Согласно письму филиала ПАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети от 23.04.2019 N СХ/113/1/1086 по итогам проведения инвентаризации энергообъектов, находящихся в собственности Росимущества, техническими службами в ходе визуального обследования линии выявлено, что она реконструирована, установлены новые опоры, значительно увеличена протяженность; однако документация на вновь созданные участки и ввод их в эксплуатацию в установленном порядке отсутствует.
Таким образом, в настоящее время объект "Линия ВЛ-10 кВ" в указанном виде не существует и прием ее на баланс нецелесообразен.
Кроме того, в ходе проведения ежегодной инвентаризации имущества, находящегося на балансе таможни, в ноябре 2019 года осуществлено визуальное обследование остатков линии. В результате осмотра дополнительно зафиксировано техническое незаконное присоединение к линии большого количества объектов электросетевого хозяйства третьих лиц, а также администрации.
В обоснование заявленных требований таможня также отметила, что согласно выписке из ЕГРН существует объект - иное сооружение (сети электроснабжения) с кадастровым номером 23:49:0402057:1999, собственником которого является администрация, имеющая технологическое присоединение к линии ВЛ-10 кВ, а именно к опорам N 90 и 123. К данному объекту подключены потребители, перечисленные в расчете иска по делу N А32-43329/2016. В графе "Правообладатель" в отношении указанных объектов значится "МО город - курорт Сочи". Данные факты являются доказательством образования предъявляемых потерь электроэнергии на объектах электросетевого хозяйства администрации.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2019 по делу N А32-34980/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2019, определено следующее: на основании акта приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность МО город - курорт Сочи на безвозмездной основе, передано имущество, относящееся к олимпийскому объекту "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв. м для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое в районе улиц Таврическая - Урожайная Адлерского района г. Сочи".
В соответствии с прилагаемым перечнем имущества передан объект: 2БКТП N 1, назначение: иное сооружение (БКТП) (мощность 2 БКТП - 10/0,4 кВ = 630 кВА), площадь: 24 кв. м, кадастровый номер: 23:49:0402055:1119.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 25.01.2019 N 99/2019/241252767 собственником объекта недвижимости 2БКТП N 1 с кадастровым номером 23:49:0402055:1119 является МО город - курорт Сочи.
В рамках дела N А32-34980/2018 установлено, что электроснабжение жилого микрорайона по ул. Урожайная, 71/1, 71/а осуществляется от КРН А681 по временной схеме путем поступления электроэнергии от ПС "Псоу". Объект 2 БКТП N 1 в соответствии со схемой, подготовленной по результатам обследования линии ВЛ-10 кВ ООО "ЭнергоКом-С", присоединен к КРН А861, которое присоединено к опоре N 142, являющейся частью спорной линии. Далее в соответствии со схемой указанные объекты поставляют электроэнергию на ТП по ул. Урожайной, 71/1, корп. 6 и на ТП по ул. Урожайной, 71/1, корп. 4.
При этом при рассмотрении дела А32-43329/2016 Сочинская таможня указывала на ошибочность вывода о том, что линия ВЛ-10 кВ на момент возникновения потерь электроэнергии находилась на балансе таможни, поскольку в связи с внесением существенных конструктивных изменений в этот объект линия с 2012 года не существует, вместо нее создан иной объект; в связи с отсутствием документов, позволяющих достоверно идентифицировать объект, данное имущество не принималось таможней из аренды от ГК "Олимпстрой"; в кассационной жалобе таможня указывала, что судами не дана оценка представленным в дело выпискам из ЕГРН, согласно которым потребители подключены к вновь созданной линии ВЛ-10 кВ и объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности МО город - курорт Сочи, ссылалась на отсутствие подписанных с конечными потребителями актов разграничения балансовой принадлежности, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 25.12.2009 N МЮ-25 подписан ГК "Олимпстрой" и ОАО "ФСК ЕЭС" до переустройства линии электропередач.
Судебные инстанции по делу N А32-43329/2016 установили, что по договору аренды от 07.09.2009 N 137-09/13 таможня передала во временное владение и пользование ГК "Олимпстрой" находящееся в оперативном управлении федеральное имущество - сооружение "Линия ВЛ-10 кВ внешнего электроснабжения МАПП "Адлер"", расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная.
В целях исполнения пункта 2.3.1 договора аренды ГК "Олимпстрой" и ОАО "ФСК ЕЭС" 25.12.2009 подписали акт N МЮ-25 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, определяющий границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности следующим образом: на месте соединения кабельных наконечников отходящего кабельного ввода к BЛ-10 кВ с шинами в ячейке выключателя масляного ВФ 11 РУ-10 кВ ПС 220/110/10 кВ "Псоу"; на месте соединения кабельных наконечников отходящего кабельного ввода к ВЛ-10 кВ с шинами 10 кВ в ячейке выключателя масляного ВФ-6 РУ-10 кВ ПС 220/110/10 кВ "Псоу".
Суды также исходили из того, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-14895/2014 установлен факт обратного перехода спорного имущества во владение таможни с 01.12.2013 и уклонения таможни от принятия этого имущества.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 04.02.2020 по делу N А32-43329/2016 отклонил довод таможни о том, что в результате внесения изменений спорная линия ВЛ-10 кВ фактически является новым сооружением, как не подтвержденный материалами дела.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что названные доводы истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-43329/2016, фактически сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, сформированных при рассмотрении заявленных требований в рамках указанного дела.
Применительно к сформированным выводам судов, изложенным по делу N А32-43329/2016, противоправность действий (бездействия) администрации, определяющих факт несанкционированного подключения к указанной линии объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности ответчика, не доказана; суды установили факт обратного перехода спорного имущества во владение таможни с 01.12.2013 и уклонения ее от принятия этого имущества; возникновение убытков у истца также не доказано, поскольку суды в рамках дела N А32-43329/2016 указали, что отсутствие у таможни статуса сетевой организации не освобождает ее от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии при ее передаче, поскольку их компенсация возложена не только на сетевые организации, но и на иных владельцев, у которых находятся объекты электросетевого хозяйства, при этом иные владельцы объектов электросетевого хозяйства должны оплачивать стоимость потерь электрической энергии, произошедших в их объектах, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам купли-продажи электрической энергии (мощности) без оказания услуг по передаче электрической энергии, а при отсутствии заключенного договора купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь гарантирующий поставщик вправе взыскать с владельца объекта электросетевого хозяйства только фактические потери.
Кроме того, вина администрации как лица, которое является причинителем вреда, а также причинно-следственная связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда, материалами дела не подтверждена. Доказательства противоправного поведения ответчика, имеющего итогом несанкционированное подключение к указанному объекту электросетевого хозяйства, находящегося в пользовании таможни, отсутствуют.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска отказано правомерно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А32-43463/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2019 по делу N А32-34980/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2019, определено следующее: на основании акта приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность МО город - курорт Сочи на безвозмездной основе, передано имущество, относящееся к олимпийскому объекту "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв. м для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое в районе улиц Таврическая - Урожайная Адлерского района г. Сочи".
...
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 04.02.2020 по делу N А32-43329/2016 отклонил довод таможни о том, что в результате внесения изменений спорная линия ВЛ-10 кВ фактически является новым сооружением, как не подтвержденный материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 марта 2022 г. N Ф08-970/22 по делу N А32-43463/2020