г. Краснодар |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А61-761/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Валиахметовой Е.М. (доверенность от 01.01.2022) и Григорьянц Р.Р. (доверенность от 01.01.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Темираевой А.Т. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго" (ИНН 1511019613, ОГРН 1111511000700), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А61-761/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) от 26.02.2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 млн рублей штрафа.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бесланэнерго".
Решением суда от 29.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.10.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, управление неверно квалифицировало взаимоотношения общества и ООО "Бесланэнерго": по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.05.2020 N 24 (далее - договор N 24) общество не является субъектом естественной монополии, поскольку общество как гарантирующий поставщик электроэнергии не относится к субъектам естественной монополии и по договору N 24 является потребителем услуг по передаче электрической энергии - заказчиком услуги, действующим в интересах потребителей электрической энергии, с которым у него заключены договоры энергоснабжения. Действующим законодательством для гарантирующего поставщика не установлены императивные сроки для рассмотрения и подписания договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также внесения в него изменений. Право понуждать к заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии предоставлено лишь потребителю услуг гарантирующего поставщика, но не сетевой организации, которой в данном случае является ООО "Бесланэнерго". У общества как гарантирующего поставщика отсутствует публичная обязанность заключать договор оказания услуг по передаче электрической энергии по заявке сетевой организации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Бесланэнерго" не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ООО "Бесланэнерго" (арендатор) и ООО "Ирдин" (арендодатель) заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства от 19.08.2020 N 08-А.
ООО "Бесланэнерго" обратилось в филиал общества (исполняет функции гарантирующего поставщика на территории Республики Северная Осетия - Алания и функции сетевой организации на территории города Владикавказа) с заявлением от 25.08.2020 N 315 о внесении изменений в договор N 24; в заявлении ООО "Бесланэнерго" просило включить в перечень точек поставки электрической энергии дополнительную точку поставки КТП 6/0,4 кВ "Ирдин" Фид. N 10 ПС "Беслан-110".
Поскольку общество не ответило на заявление ООО "Бесланэнерго" от 25.08.2020 N 315 и не направило ООО "Бесланэнерго" дополнительное соглашение к договору N 24, ООО "Бесланэнерго" обратилось в управление с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.21 и части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением управления от 11.12.2020 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 015/04/9.21-620/2020 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нерассмотрение в установленный срок заявления общества от 25.08.2020 N 315 о включении в перечень точек поставки электрической энергии и внесении изменений в договор N 24 дополнительной точки присоединения - КТП 6/0,4 кВ "Ирдин" Фид. N10 ПС "Беслан110".
Общество направило в управление информацию о том, что с 01.04.2020 является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Северная Осетия - Алания, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электроэнергии предоставляются сетевой организацией, которой является ООО "Бесланэнерго", обязанное заключить в данном случае договор. В сложившихся с ООО "Бесланэнерго" по договору N 24 взаимоотношениях общество не является субъектом естественной монополии, а выступает в качестве гарантирующего поставщика, соответственно, ООО "Бесланэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии. Действия общества не препятствуют ООО "Бесланэнерго" в осуществлении эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, так как оно вправе взыскать стоимость фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии в судебном порядке.
Сделав вывод о том, что в нарушение пункта 20 Правил N 861 общество не исполнило обязанность по рассмотрению в 30-дневный срок заявки ООО "Бесланэнерго" от 25.08.2020 N 315 о включении дополнительной точки поставки в перечень точек поставки электрической энергии, являющийся приложением к договору N 24, управление составило протокол от 11.01.2021 N 015/04/9.21-620/2020 и вынесло постановление от 26.02.2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 млн рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление управления в арбитражном суде.
Отказав обществу в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4.5, 9.21, 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и Правилами N 861.
Суды установили, что общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории г. Владикавказа, и не рассмотрело заявку ООО "Бесланэнерго" от 25.08.2020 N 315.
При этом суды сделали вывод о том, что вне зависимости от того, имелись ли у общества основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "Бесланэнерго" или нет, сетевая организация обязана принять по заявке абонента предусмотренное пунктом 20 Правил N 861 решение. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения обществом Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, что свидетельствует о наличии в действиях общества также субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно пункту 9 Правил N 861 договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
В связи с лишением статуса гарантирующего поставщика АО "Севкавказэнерго" с 01.04.2020 на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2020 N 236, на территориальную сетевую организацию - общество возложены функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Суды указали, что ООО "Бесланэнерго" является сетевой организацией, осуществляющей на территории Республики Северная Осетия - Алания передачу электрической энергии потребителям филиала общества - "Севкавказэнерго" на основании договора N 24.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует договор N 24 и не получил судебной оценки, как и не учтены судами и пояснения общества о том, что с 01.04.2020 оно является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Северная Осетия - Алания - потребителем услуг, оказываемых ООО "Бесланэнерго" (том 1 л. д. 118).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенное нарушение, истребовать в материалы дела договор N 24 и оценить его в совокупности с доводами участвующих в деле лиц и представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения N 442), гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением N 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013 - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Таким образом, гарантирующий поставщик при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии является потребителем услуг по передаче электрической энергии - заказчиком услуги.
Принимая во внимание положения пункта 20 Правил N 861, у гарантирующего поставщика отсутствует публичная обязанность заключать договор оказания услуг по передаче электрической энергии по заявке сетевой организации.
Вместе с тем, суды не оценили доводы общества о том, что во взаимоотношениях с ООО "Бесланэнерго" по договору N 24 общество является заказчиком услуги, действующим в интересах потребителей электрической энергии, которому ООО "Бесланэнерго" (субъект естественной монополии) оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также о том, что между обществом и ООО "Бесланэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (договор N 24), согласно которому общество является заказчиком, а ООО "Бесланэнерго" - исполнителем, и не оценили договор N 24.
При таких обстоятельствах судебные акты по настоящему делу не могут быть признаны законными и обоснованными.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, недостаточно обоснованы, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А61-761/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013 - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
...
Принимая во внимание положения пункта 20 Правил N 861, у гарантирующего поставщика отсутствует публичная обязанность заключать договор оказания услуг по передаче электрической энергии по заявке сетевой организации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 марта 2022 г. N Ф08-14/22 по делу N А61-761/2021