г. Краснодар |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А32-14676/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Ревеля И.Г. (доверенность от 01.01.2022), в отсутствие ответчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 2308103450, ОГРН 1042303712516), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А32-14676/2021, установил следующее.
АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 9492 рублей пеней за период с 19.01.2021 по 15.06.2021 (уточненные требования).
Решением от 02.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2021, принят отказ истца от иска в части взыскания 198 790 рублей 80 копеек долга, производство по делу в указанной части прекращено, с ответчика в пользу истца взыскано 7964 рубля 63 копейки пеней и 7225 рублей расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указал на погашение в полном объеме задолженности и неустойки, наличие переплаты неустойки в размере 346 рублей. По мнению подателя жалобы, размер неустойки должен быть определен в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 17.12.2019 компания (гарантирующий поставщик, ГП) и учреждение (потребитель) заключили контракт на энергоснабжение N 4073.
В соответствии с пунктом 4.5 контракта окончательный расчет за расчетный период производится на основании ежемесячно выставляемых ГП счетов, счетов-фактур до 18-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Истец в декабре 2020 года поставил ответчику электрическую энергию на сумму 232 849 рублей 62 копейки.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате принятой электрической энергии в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
В ходе рассмотрения спора истец отказался от взыскания задолженности в связи с ее оплатой ответчиком. Отказ истца от иска в части взыскания долга принят судом первой инстанции, производство по делу в данной части прекращено. Истец уточнил требования и просил взыскать с ответчика 9492 рубля пеней за период с 19.01.2021 по 15.06.2021.
Разрешая спор, суды обоснованно руководствовались статьями 307, 309, 310, 329, 330, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Кодекса, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Требование о взыскании пеней удовлетворено судами со ссылкой на статьи 329, 330 Кодекса и абзац 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ. Представленный истцом расчет неустойки судами проверен, признан неверным, поскольку компания в расчете не учла произведенную ответчиком уплату пеней в размере 1527 рублей 37 копеек.
С учетом указанного платежа суд первой инстанции произвел перерасчет размера неустойки, который составил 7964 рубля 63 копейки.
Довод ответчика о том, что пени за неисполнение обязательств заказчиком по муниципальному контракту должны начисляться в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ правильно отклонен судом апелляционной инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в пункте 39 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, поскольку при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами.
Ссылка ответчика на отсутствие у него в спорный период задолженности по неустойке, что подтверждено актом сверки от 05.10.2021, правомерно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждена надлежащими доказательствами.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов жалобы и полномочий окружного суда, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении спора суды верно квалифицировали спорные правоотношения сторон, определили предмет доказывания по делу и подлежащие применению нормы материального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу N А32-14676/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о взыскании пеней удовлетворено судами со ссылкой на статьи 329, 330 Кодекса и абзац 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ. Представленный истцом расчет неустойки судами проверен, признан неверным, поскольку компания в расчете не учла произведенную ответчиком уплату пеней в размере 1527 рублей 37 копеек.
...
Довод ответчика о том, что пени за неисполнение обязательств заказчиком по муниципальному контракту должны начисляться в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ правильно отклонен судом апелляционной инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в пункте 39 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, поскольку при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2022 г. N Ф08-1253/22 по делу N А32-14676/2021