г. Краснодар |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А53-5989/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н., Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (ИНН 6143086670, ОГРН 1156196076266) - Ефремовой К.Ю. (доверенность от 26.08.2014), от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Дудко Г.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965), Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), Администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А53-5989/2021, установил следующее.
ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготным пассажирам, включенным в федеральный регистр в размере 8 005 108 рублей 15 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (далее - департамент).
Решением от 22.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2021, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что общество доказало причинение ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, а также документально подтвердило размер убытков.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что общество не представило достоверные сведения о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в спорном периоде. В спорном периоде расходы возмещены обществу в полном объеме. Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на кассационную жалобу обществом просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация г. Волгодонска просит по результатам рассмотрения кассационной жалобы министерства принять законный судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Волгодонске Ростовской области, по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
На основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 общество (перевозчик) и департамент заключили договоры от 31.05.2019 N 18, 17.01.2020 N 6, 15.01.2021 N 5 (далее - договоры), согласно которым общество предоставляет услуги по перевозке отдельных категорий граждан (далее - граждане), оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Ростовской области в соответствии с Областными законами Ростовской области: от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-3С "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 20.09.2007 N 763-3С "О ветеранах труда Ростовской области" в рамках предоставления департаментом мер социальной поддержки гражданам по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещает расходы перевозчику за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) граждан, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке отдельных категорий граждан, которые определены сторонами в приложениях 1, являющихся неотъемлемой частью договоров.
В силу пунктов 1.2 договоров, численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым заказчику отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, ежемесячно представляемых департаменту муниципальным казенным учреждением департамент строительства и городского хозяйства. Цена договора определяется на весь срок его действия сторонами в соответствии с уведомлением (Приложение 2), которое является неотъемлемой частью договоров. При изменении лимитов бюджетных обязательств на предусмотренные договором цели, департамент направляет перевозчику соответствующее уведомление.
С 01 января 2019 года постановлением Администрации города Волгодонска от 19.12.2018 N 2909 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 рублей за проезд одного пассажира. Тариф является действующим в настоящее время.
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании утвержденных периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков.
Постановлением Администрации города Волгодонска от 10.07.2019 N 1747 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в мае 2019 года, применяемых с 01.07.2019.
Постановлением Администрации города Волгодонска от 23.12.2019 N 3129 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в ноябре 2019 года, применяемых с 01.01.2020.
Постановлением Администрации города Волгодонска от 18.06.2020 N 1214 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в мае 2020 года, применяемых с 01.07.2020.
Постановлением Администрации города Волгодонска от 02.12.2020 N 2534 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения (в том числе к садовым и огородным участкам в г. Волгодонске).
С января 2019 года по апрель 2021 года общество оказывало услуги по бесплатному проезду льготным категориям граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске, при этом понесенные расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы обществу не в полном объеме, в связи с чем общество направило департаменту претензию от 07.08.2020 N 58 о возмещении убытков, в виде неполученной платы за фактическую перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в региональный регистр, на основании подписанных сторонами ежемесячных актов.
В ответ на претензию общества департамент письмом от 10.09.2020 N 52.4.7/01-06/2533 указал, что предложенная обществом схема расчетов не соответствует заключенным договорам, ввиду чего задолженность перед обществом отсутствует.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В Ростовской области приняты областные законы от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", в соответствии с которыми финансированием мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, подвергшихся репрессиям, осуществляется за счет средств бюджета Ростовской области.
В соответствии с Законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", ветеранам труда Ростовской области также предоставляются льготы по бесплатному проезду в городском транспорте и финансирование этих льгот осуществляется за счет средств бюджета Ростовской области.
Во исполнение положений Закона N 122-ФЗ постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказание социальной поддержки.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь ввиду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 19 постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Суды установили, что в соответствии с действующим в спорном периоде законодательством, на основании положений постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, общество заключило с департаментом договоры от 31.05.2019 N 18, 17.01.2020 N 6, 15.01.2021 N 5, согласно которым департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат на перевозки федеральных льготников в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в спорном периоде.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что общество, непосредственно предоставившее в спорном периоде потребителям услуги перевозки бесплатно или по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы за услугу перевозки.
Установив, что на территории Ростовской области не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью ЕСПБ, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, суды с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, обоснованно указали, что в данном случае, ввиду отсутствия, установленного на законодательном уровне, способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Исследовав представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и имеющих ЕСПБ, акты сверки о фактическом возмещении обществу расходов по перевозке в общественном транспорте льготников за предоставленный бесплатный проезд на городских маршрутах на основании договора от 31.05.2019 N 18, 17.01.2020 N 6, 15.01.2021 N 5, суды установили, что приведенный обществом расчет выпадающих доходов (убытков) в результате оказания услуг перевозки пассажирам, льготникам, является арифметически и методологически правильным, понесенные обществом убытки в рассматриваемом периоде составили 8 005 108 рублей 15 копеек.
Судебные инстанции установили, что министерство не представило доказательства, опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан. Контррасчет выпадающих доходов (убытков), образовавшихся у общества в результате оказания услуг перевозки федеральным льготникам, со ссылкой на конкретные доказательства, министерство не представило.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по перевозке в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства.
Доводы министерства о том, что оно является ненадлежащим ответчиком основан на неверном толковании норм права, в связи с чем обоснованно отклонен судами.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А53-5989/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
...
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по перевозке в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2022 г. N Ф08-495/22 по делу N А53-5989/2021