г. Краснодар |
|
13 марта 2022 г. |
Дело N А20-2982/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - крестьянского фермерского хозяйства "Алина" - Афасижева С.Х. (доверенность от 28.03.2021), в отсутствие заявителя - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Махова М.Н., надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А20-2982/2021, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФАС по КБР) об оспаривании решений от 24.03.2021 N 007/01/18.1-268/2021 и N 007/01/18.1-297/2021 и предписаний от 24.03.2021 N 007/01/18.1-268/2021 и N 007/01/18.1-297/2021; о признании законными действия территориального управления Росимущества по возобновлению открытого аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:5338, площадью 21 748 963 +/-41081 кв. м, расположенного по адресу: КБР, Зольский район, с.п. Совхозное, ФГУП "Племсовхоз "Кабардинский"".
Определением от 21.07.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - КФХ "Алина" и Махова М.Н.
Решением суда от 16.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2021, в удовлетворении заявленных требований территориального управления Росимущества отказано.
Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемых решений и предписаний УФАС по КБР.
В кассационной жалобе территориального управления Росимущества просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что выводы суда сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нахождение в пределах земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:5338 другого земельного участка, сформированного и переданного в аренду помимо воли территориального управления Росимущества, не должно препятствовать проведению аукциона. Суды не учли, что договор аренды от 15.06.2002 N 8, заключенный между местной администрацией и КФХ "Алина", является ничтожным.
В отзывах на кассационную жалобу УФАС по КБР и КФХ "Алина" считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель КФХ "Алина" в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 16.02.2021 N 07-12-р территориальное управление Росимущества объявило аукцион по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:5338 (далее - спорный земельный участок).
Извещение N 190221/0025635/01 размещено 19.02.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru.
Глава КФХ "Алина" и Махов М.Н. обратились в УФАС по КБР с жалобами на организатора торгов при проведении аукциона N 190221/0025635/01, по результатам рассмотрения которых УФАС по КБР установило, что спорный земельный участок частично расположен в границах охранной зоны, по нему проходит линейный объект - опоры линий электропередач. При этом извещение N 190221/0025635/01 по лоту N 1 не содержит сведений о нахождении на спорном земельном участке объектов недвижимости (сооружение) в виде опор ЛЭП, которые должны быть в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Также сведения о нахождении на спорном земельном участке объектов недвижимости (сооружение) в виде опор ЛЭП отсутствуют в проекте договора аренды спорного земельного участка. Кроме того, границы спорного земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 07:02:2900000:17, принадлежащего на праве аренды КФХ "Алина" (договор аренды о 29.12.2006).
При названных обстоятельствах, посчитав, что нахождение на земельном участке объектов, имеющих охранные зоны, предполагающие определенные условия и своего рода особенности использования земельного участка, что могло повлиять на решение претендентами вопроса участия в проводимом аукционе и о приобретении права аренды земельного участка, УФАС по КБР 24.03.2021 вынесло решения N 007/01/18.1-268/2021 и N 007/01/18.1-297/2021 о признании обоснованными и жалоб Махова М.Н. и КФХ "Алина" на действия территориального управления Росимущества при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:5338 по извещению N 190221/0025635/01 (лот N 1).
УФАС по КБР выдало территориальному управлению Росимущества 24.03.2021 предписания N 007/01/18.1-268/2021 и N 007/01/18.1-297/2021 о необходимости в срок до 12.04.2021 прекратить нарушения порядка организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:5338 по извещению N 190221/0025635/01 (лот N 1), совершив следующие действия: аннулировать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:5338 по извещению N 190221/0025635/01 (лот N 1); обеспечить возврат лицам, подавшим заявки на участие в аукционе, внесенных задатков; о выполнении предписаний сообщить в УФАС по КБР не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с указанными решениями и предписаниями, территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались пунктом 2 части 1 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если границы земельного участка подлежат уточнению, земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
В жалобе, поданной в УФАС по КБР, глава КФХ "Алина" указала, что им с местной администрацией с.п. Совхозное на основании постановления главы с.п. Совхозное от 15.06.2006 N 28 заключен договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 15.06.2006 N 8 общей площадью 321,62 га на срок с 15.06.2006 по 15.06.2055 (49 лет). Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике 29.12.2006. В ЕГРН внесены сведения по земельному участку с кадастровым номером 07:02:2900000:17 имеющий статус объекта "ранее уточненный".
Главой КФХ "Алина" в материалы дела представлено свидетельство о регистрации права аренды от 29.12.2006 N 07-07-08/011/2006-518 на земельный участок с кадастровым номером 07:02:2900000:17, расположенный по адресу: КБР, Зольский район, с. Совхозное, также представлен договор аренды от 15.06.2006 N 8, заключенный между местной администрацией с. Совхозное и КФХ "Алина"; межевой план от 18.03.2021 по результатам выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположений границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:2900000:17, в котором содержится заключение кадастрового инженера Маремшаова P.M. о том, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 07:02:2900000:17 пересекаются с контуром спорного земельного участка.
Суды учли, что в указанном межевом плане на схеме расположений земельных участков видно, что участок с кадастровым номером 07:02:2900000:17 находится в границах участка являющегося предметом аукциона с кадастровым номером 07:02:0000000:5338. Данное обстоятельство территориальное управление Росимущества не опровергло.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Таким образом, при подготовке извещения и аукционной документации по продаже права аренды указанного земельного участка неопределенный круг лиц должен иметь возможность ознакомиться с границами установленных на земельном участке охранных зон.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" земельный участок с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование предполагает размещение на земельном участке зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, (далее - Правила) охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, приведенном в приложении к Правилам (от 2 до 10 метров). В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил). В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил).
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок частично расположен в границах охранной зоны, по нему проходят линейный объект - опоры линий электропередач в составе ВЛ 10 кВФ-127 ПС и ВЛ 10 кВФ-125 ПС, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 28.12.2020. При этом извещение N 190221/0025635/01 по лоту N 1 не содержит сведений о расположении на земельном участке линии ЛЭП, опоры ЛЭП, которые должны быть в извещении в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как правильно указали судебные инстанции, нахождение на земельном участке объектов, имеющих охранные зоны, предполагающие определенные условия и своего рода особенности использования земельного участка, могло повлиять на решение претендентами, в том числе заявителем, вопроса участия в проводимом аукционе и о приобретении права аренды земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, является правильным вывод судов о законности решений и предписаний УФАС по КБР.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А20-2982/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, (далее - Правила) охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, приведенном в приложении к Правилам (от 2 до 10 метров). В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил). В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил).
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок частично расположен в границах охранной зоны, по нему проходят линейный объект - опоры линий электропередач в составе ВЛ 10 кВФ-127 ПС и ВЛ 10 кВФ-125 ПС, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 28.12.2020. При этом извещение N 190221/0025635/01 по лоту N 1 не содержит сведений о расположении на земельном участке линии ЛЭП, опоры ЛЭП, которые должны быть в извещении в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2022 г. N Ф08-1498/22 по делу N А20-2982/2021