г. Краснодар |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А18-1712/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного общества "Корпорация развития Республики Ингушетия" (ОГРН 1160608051922, ИНН 0608042290), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КСМ Неон" (ОГРН 1070601000051, ИНН 0601019951), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КСМ Неон" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А18-1712/2020, установил следующее.
АО "Корпорация развития Республики Ингушетия" (далее - истец, корпорация) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к ООО "КСМ Неон" (далее - ответчик, общество) о взыскании 22 148 тыс. рублей ущерба и 100 тыс. рублей убытков в виде взысканной государственной пошлины по решению Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 по делу N А18-1383/2019.
Решением от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.11.2021, иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 22 148 тыс. рублей ущерба, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, поскольку в рамках дела N А18-1383/2019 не исследовались обстоятельства причинения обществом убытков корпорации, а также вины общества в понесенных корпорацией убытках, и, следовательно, данное решение не является преюдициальным. Суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело в отсутствии представителя ответчика несмотря на то, что им было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела по причине нахождения генерального директора общества и представителя по доверенности на самоизоляции в связи с заражением коронавирусной инфекцией. В целях избежания возврата субсидий в федеральный бюджет и штрафных санкций у корпорации имелись все основания направить в Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа соответствующее обращение, однако, истец не предпринял должных мер по направлению такого обращения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительство Республики Ингушетия заключили соглашение от 14.02.2018 N 370-08-2018-019 о предоставлении в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия субсидии на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы" (далее - соглашение N 370-08-2018-019).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Ингушетия, на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составил в 2018 году 532 700 тыс. рублей (пункт 2.1 соглашения N 370-08-2018-019).
Из 532 700 тыс. рублей субсидий на 2018 год 500 млн рублей финансируется из федерального бюджета и 32 700 тыс. рублей - из бюджета Республики Ингушетия.
Из перечня мероприятий следует, что в целях их софинансирования предоставляется субсидия (приложение N 1 к соглашению N 370-08-2018-019) для имущественных взносов Республики Ингушетия в корпорацию на реализацию проекта "Птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 235 тонн в год" (299 563 100 рублей) (далее - птицекомплекс), "Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН" (233 138 800 рублей) (далее - комбинат).
Приложением N 2 к соглашению N 370-08-2018-019 предусмотрены имущественные взносы Республики Ингушетия в корпорацию на реализацию проектов "Птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 235 тонн в год", "Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН". Значением показателя результативности в 2018 году названы 737,5 млн рублей.
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 16.05.2017 N 362-р координатором деятельности корпорации определено Министерство экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (далее - министерство экономики).
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 07.03.2018 N 124-р уставной капитал корпорации увеличен на сумму 532 700 тыс. рублей.
Во исполнение соглашения N 370-08-2018-019 министерство экономики и корпорация заключили соглашение от 14.03.2018 N 00000370082018019012 о предоставлении субсидии из бюджета Республики Ингушетия для реализации программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года (далее - соглашение N 00000370082018019012) для осуществления имущественного взноса Республики Ингушетия в Субъект Федерации с целью реализации инвестиционных проектов в рамках подпрограммы в соответствии с лимитом бюджетных обязательств, доведенных министерству экономики как получателю средств федерального бюджета в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к соглашению N 370-08-2018-019, являющемуся неотъемлемой частью данного соглашения (пункт 1.1).
Корпорация обязалась обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к соглашению (подпункт 4.3.5.1 соглашения N 00000370082018019012). Если корпорацией на 31 декабря года представления субсидии нарушены обязательства, предусмотренные подпунктом 4.3.5.1 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной правилами предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, министерство экономики рассчитывает объем средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта в бюджет Республики Ингушетия, и направляет корпорации требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Ингушетия в указанном объеме (пункт 4.1.4 соглашения N 00000370082018019012).
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения N 00000370082018019012).
При исполнении соглашения N 00000370082018019012 министерство экономики перечислило корпорации 532 700 тыс. рублей, что подтверждается приказом министерства экономики от 04.05.2018 N 33 "О перечислении денежных средств", платежными поручениями от 17.05.2018 N 364855, 07.06.2018 N 394934.
После заключения соглашения N 00000370082018019012 корпорация 03.06.2018 заключила договор N б/н об осуществлении прав участников (далее - договор) с обществом (инвестор) для реализации инвестиционных проектов в 2018 году, на цели которых перечислены 532 700 тыс. рублей, из которых обществу по платежному поручению от 07.06.2018 N 57 перечислены 233 136 840 рублей (221 480 тыс. рублей из федерального бюджета и 11 656 840 рублей - из бюджета Республики Ингушетия).
Исходя из пункта 5.1.8 договора инвестор не реже одного раза в месяц обязан предоставлять в корпорацию отчетность об исполнении графика мероприятий в соответствии с приложением N 5 к соглашению N 00000370082018019012. Корпорация, в свою очередь, обязана оценивать эффективность операционной деятельности инвестиционных проектов, проверять отчеты инвестора (пункты 5.3.3 и 5.3.4), и отчитываться перед министерством экономики об исполнении графика мероприятий по инвестиционным проектам по форме согласно приложению N 6 к соглашению N 370-08-2018-019 не позднее 13-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором получена субсидия (пункт 4.3.5.2 соглашения N 00000370082018019012).
Ввиду неисполнения корпорацией условий соглашения о предоставлении субсидий, Министерство экономики обратилось в арбитражный суд с заявлением к корпорации о взыскании 50 млн рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 по делу N А18-1383/2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020, с корпорации в пользу министерства экономики взыскано 50 млн рублей ранее предоставленных субсидий. Корпорация признана не исполнившей условия соглашения о предоставлении субсидии.
Ссылаясь на непредставление обществом неоднократно запрошенных документов и информации для проверки инвестиционного проекта в соответствии с пунктом 5.1.1 договора, непредставление отчетности о достижении значений целевых показателей в соответствии с пунктом 5.1.9 договора, следствием чего явилось неосвоение в полном объеме инвестиционных средств за 2 и 4 кварталы 2018 года, невыполнение обязательства по началу строительных работ и взыскание денежных средств с корпорации в рамках дела N А18-1383/2019, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суды при рассмотрении заявленных требований руководствовались статьями 8, 10, 12, 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами 10, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные по делу N А18-1383/2019, суды указали, что основанием взыскания министерством экономики субсидии с корпорации явилось недостижение показателей эффективности и несоблюдение графика выполнения мероприятий, оговоренных в соглашении N 370-08-2018-019, а также ненадлежащее исполнение договорных обязательств инвесторами и бездействие корпорации в вопросах расторжения договоров и взыскания неустойки, предусмотренной договорами с инвесторами. При этом общество не обеспечило представление в распоряжение корпорации неоднократно запрошенных документов и информации для проверки инвестиционного проекта в соответствии с пунктом 5.1.1 договора, не представило отчетность о достижении значений целевых показателей в соответствии с пунктом 5.1.9 договора, инвестиционные средства за 2 и 4 кварталы 2018 года не освоены в полном объеме и не выполнены обязательства по началу строительных работ, что привело к взысканию денежных средств с корпорации.
Причинение убытков корпорации ненадлежащим исполнением обществом принятых на себя обязательств по договору суды сочли подтвержденными материалами дела.
Расчет убытков проверен судами и признан верным, контррасчет ответчиком не представлен.
При изложенных обстоятельствах суды правильно удовлетворили иск.
Ссылка ответчика на неправомерный отказ суд первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания от 08.09.2021 подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанность суда. При этом вопрос о необходимости отложения судебного заседания разрешается судом в каждом случае отдельно, в зависимости от обстоятельств каждого конкретного спора и признания или непризнания причин неявки в судебное заседание уважительными.
Доводы заявителя жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А18-1712/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"АО "Корпорация развития Республики Ингушетия" (далее - истец, корпорация) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к ООО "КСМ Неон" (далее - ответчик, общество) о взыскании 22 148 тыс. рублей ущерба и 100 тыс. рублей убытков в виде взысканной государственной пошлины по решению Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 по делу N А18-1383/2019.
...
Исходя из пункта 5.1.8 договора инвестор не реже одного раза в месяц обязан предоставлять в корпорацию отчетность об исполнении графика мероприятий в соответствии с приложением N 5 к соглашению N 00000370082018019012. Корпорация, в свою очередь, обязана оценивать эффективность операционной деятельности инвестиционных проектов, проверять отчеты инвестора (пункты 5.3.3 и 5.3.4), и отчитываться перед министерством экономики об исполнении графика мероприятий по инвестиционным проектам по форме согласно приложению N 6 к соглашению N 370-08-2018-019 не позднее 13-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором получена субсидия (пункт 4.3.5.2 соглашения N 00000370082018019012)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2022 г. N Ф08-1409/22 по делу N А18-1712/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1409/2022
29.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5033/20
15.09.2021 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1712/20
29.01.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5033/20