г. Краснодар |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А53-17540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - обществас ограниченной ответственностью "Мастер-Фудз" (ОГРН 1056161011389, ИНН 6161042010) - Романовой М.Е. (доверенность от 01.01.2022), от ответчика - публичного акционерного общества "Банк ВТБ" (ОГРН 1027739609391, ИНН 7702070139) - Косяк Ю.О. (доверенность от 06.08.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Фудз" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А53-17540/2021, установил следующее.
ООО "Мастер-Фудз" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО "Банк ВТБ" (далее - ответчик, банк) со следующими требованиями:
- о признании незаконными действий по установлению в кредитном соглашении от 30.06.2020 N НЛ/552020-001572 (далее - кредитное соглашение) в отношении общества с 01.04.2021 периода погашения со ставкой 11% годовых и списание 50% задолженности, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме долга;
- об обязании исполнить обязательства по кредитному соглашению в части списания задолженности общества в размере 100% (основной долг, включая проценты, присоединенные к сумме долга);
- о взыскании 2 105 198 рублей 10 копеек неосновательного обогащения (уточненные требования).
Решением от 07.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель считает, что изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила N 696), внесены постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1032, от 30.11.2020 N 1976 и вступили в действие после заключения кредитного соглашения заемщиком. На момент подачи обществом заявки Правила N 696 действовали в первоначальной редакции. Сведения о численности работников определялись на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС) на 01.06.2020, а не исходя из сведений о застрахованных лицах в Пенсионном фонде Российской Федерации. По мнению заявителя, указанные изменения ухудшили положение заемщиков и не могут применяться к ранее возникшим отношениям. Расчет суммы кредита по численности работников заемщика на апрель 2020 года ставит истца в неравное положение с остальными заемщиками. Норма, предусмотренная абзацем 5 пункта 24 Правил N 696 в редакции от 02.12.2020, не является императивной, следовательно, численность может быть определена как за май, так и за апрель 2020 года. В течение базового периода и периода наблюдения по соглашению численность работников общества не изменилась. Кроме того, суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство истца о привлечении ФНС к участию в деле в качестве третьего лица. Суды не оценили действия банка на предмет их недобросовестности..
В отзыве на жалобу банк отклонил доводы общества.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.06.2020 стороны в соответствии с Правилами N 696 заключили кредитное соглашение N НЛ/552020-001572, согласно которому банк (кредитор) открыл обществу (заемщик) кредитную линию с лимитом кредитования в размере 4 099 940 рублей, сроком до 30.06.2021 включительно.
В соответствии с пунктом 1.4 кредитного соглашения по кредитной линии устанавливается следующая процентная ставка: в размере 2% годовых (льготная ставка кредитования) применяется в течение базового периода соглашения, а также в течение периода наблюдения по соглашению при выполнении заемщиком условия перехода на период наблюдения; в размере 11% годовых (стандартная процентная ставка), применяется в течение периода погашения по соглашению.
Согласно пункту 1.8 кредитного соглашения кредиты в рамках кредитной линии предоставляются на основании отдельных дополнительных соглашений о предоставлении кредита, заключаемых между кредитором и заемщиком по форме, указанной в приложении N 1 к соглашению, в которых указываются сумма кредита, срок кредита, а также, в случае необходимости, условия предоставления кредита (специальные отлагательные условия). Кредиты предоставляются в пределах общего срока предоставления кредитов и лимита выдачи кредитной линии.
Общий срок предоставления кредитов в рамках кредитной линии до 30.10.2020 (включительно). В случае если в указанный период дополнительные соглашения о предоставлении кредита не были заключены, обязанность кредитора по предоставлению кредитов прекращается.
Согласно пункту 1.10 кредитного соглашения заемщик обязуется произвести погашение основного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 соглашения, ежемесячно, равными долями в течение периода погашения по соглашению: 30.04.2021, 30.05.2021, 30.06.2021 - в случае если соглашение переведено на период наблюдения, если были выполнены условия перехода на период наблюдения, и кредитором не принято решение о списании задолженности в размере 100% по соглашению. При этом кредитор до 31.03.2021 направляет заемщику уведомление о переводе соглашения на период погашения. Неполучение заемщиком указанного уведомления не освобождает заемщика от обязанности осуществить погашение основного долга по соглашению в соответствии с данным пунктом соглашения.
Согласно пункту 1.12.2 кредитного соглашения кредитор вправе по окончании периода наблюдения в срок не позднее 01.04.2021 списать задолженность в размере 50% задолженности по соглашению (в размере основного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 соглашения) - при выполнении условий о списании задолженности в размере 50% по соглашению. При этом уплата заемщиком остатка основного долга, включая присоединенные к основному долгу проценты, осуществляется в соответствии с требованиями пункта 1.10 соглашения. При наличии по соглашению неоплаченных штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий соглашения, штрафные санкции оплачиваются заемщиком самостоятельно в сроки, установленные соглашением.
Банк предоставил обществу кредит в размере 543 195 рублей 27 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 06.07.2020 N 1; в размере 448 905 рублей 17 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 10.07.2020 N 2; в размере 199 543 рублей 86 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 23.07.2020 N 3; в размере 212 652 рублей 38 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 07.08.2020 N 4; в размере 373 023 рублей 19 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 10.08.2020 N 5; в размере 757 517 рублей 62 копеек в соответствии с дополнительным соглашением N 6 от 20.08.2020; в размере 121 470 рублей 34 копейки в соответствии с дополнительным соглашением от 25.08.2020 N 7; в размере 1 067 406 рублей 96 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 03.09.2020 N 8; в размере 331 597 рублей 16 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 10.09.2020 N 9; в размере 44 631 рубля 05 копеек в соответствии с дополнительным соглашением от 20.10.2020 N 10, это подтверждается выпиской по счету общества.
Банк также предоставил обществу кредит в размере 4 099 940 рублей в рамках программы помощи, предусмотренной Правилами N 696.
В целях проведения расчета суммы кредитного соглашения ответчиком запрошена форма СЗВ-М по состоянию на 01.06.2020, согласно которой количество работников общества составляет 55 человек.
31 марта 2021 года банк направил обществу уведомление о том, что 01.04.2021 будет осуществлено списание 50% задолженности по кредитному соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 соглашения по состоянию на 01.04.2021; 01.04.2021 соглашение с остатком задолженности будет переведено на период погашения по соглашению в связи с невыполнением условий, позволяющих банку осуществить списание задолженности в размере 100% задолженности по соглашению (данное решение принято на основании данных, полученных банком от ФНС. В случае получения банком от ФНС в соответствии с пунктом 13(1) Правил N 696 уточненных сведений может быть рассмотрен вопрос об отзыве данного уведомления).
В связи с переводом кредитного соглашения (в размере 50% задолженности) на период погашения:
1) с 01.04.2021 (включительно) на основании пункта 1.4.2 кредитного соглашения устанавливается стандартная процентная ставка в размере 11% годовых;
2) на основании пункта 1.10. кредитного соглашения банк напоминает об обязанности произвести погашение задолженности по соглашению ежемесячно, равными долями в течение периода погашения по соглашению 30.04.2021, 30.05.2021, 30.06.2021;
3) начисление и уплата процентов по кредитному соглашению будут осуществлены в соответствии с требованиями раздела 2 соглашения.
Полагая действия банка по установлению с 01.04.2021 периода погашения по кредитному соглашению со ставкой 11% годовых и списанию 50% задолженности по кредитному соглашению незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, доводы и возражения сторон, приняв во внимание, что численность работников заемщика определяется на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01.06.2020, суды исходили из того, что в соответствии с действующим законодательством банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников общества для проверки соблюдения заемщиком условий программы; определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС, в то время как иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и действующим законодательством не предусмотрено, установив при этом полное соответствие действий банка требованиям Правил N 696 и положениям кредитного соглашения.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 696 кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев: в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 введена процедура банкротства либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии пунктом 24 данных Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правила, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более % численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии пунктом 24 Правил. Согласно абзацу 5 пункта 24 Правил для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года.
В рассматриваемом случае дата подачи заявки по клиенту - 15.06.2020, в связи с этим контрольной численностью в соответствии с условиями Правил N 696 является апрель 2020 года. По состоянию на 01.06.2020 система ФНС не содержала данных о численности сотрудников заемщика по отчету СЗВ-М на май 2020 года, поэтому ФНС производила фиксацию численности заемщиков, информация о заявках которых подана получателем субсидии до 25.06.2020, по имеющимся на платформе ФНС сведениям, то есть по отчету СЗВ-М за апрель 2020 года (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474).
Согласно указанным сведениям по состоянию на 01.06.2020 в базе ФНС указана численность работников - 55 человек, в мае 2020 года - 52, в июне 2020 года - 50, в июле 2020 года - 48, в августе 2020 года - 49, в сентябре 2020 года - 51, в октябре 2020 года - 52, в декабре 2020 года - 48, в январе 2021 года - 49, на конец февраля 2021 года - 48 (снижение численности до 0,87).
Согласно пункту 28 Правил N 696 перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере: задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 года, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным данными Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 данных Правил, составляет не менее 0,9;
При таких обстоятельствах, установив, что численность работников заемщика составила менее 0,9, банк в соответствии с положениями Правил N 696 и условиями кредитного соглашения перевел кредитное соглашение на период погашения задолженности.
С учетом указанных положений, сведений с информационного сервиса ФНС, снижения численности работников общества, суды пришли к выводу об обоснованности действий банка и отказали в удовлетворении иска.
Отклоняя доводы общества о том, что суды не оценили действия банка, свидетельствующие о недобросовестности и незаконности действий банка, апелляционный суд указал на отсутствие оснований для вывода о недобросовестности банка при осуществлении оспариваемых истцом действий. Пунктом 24 Правил N 696 предусмотрен порядок определения максимальной суммы кредита, которая может быть субсидирована. При этом Правила N 696 не устанавливают для банка обязанности выдать заемщику кредит в максимальном объеме по каждому заключаемому кредитному договору (даже в случае, если заемщик обратился за получением кредита в меньшем размере).
В кредитном соглашении указывается согласованная сторонами сумма лимита кредитования по конкретному договору на основании поданной заемщиком заявки на получение кредита. Согласие на получение кредита в конкретной сумме общество подтвердило подписанием кредитного соглашения. При этом общество не было лишено права отказаться от получения кредита в размере, одобренном банком, а также обратиться в иную кредитную организацию за получением кредита. Перевод на период погашения кредитного соглашения и списания денежных средств в счет исполнения обязательств по погашению кредита обществом произведен банком в соответствии с Правилами N 696, а также условиями кредитного соглашения.
Ссылка истца на необоснованный отказ суда первой инстанции в привлечении ФНС к участию в деле в качестве третьего лица, не принята судом апелляционной инстанции, поскольку решение по настоящему делу не может повлиять на права и законные интересы ФНС.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А53-17540/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 28 Правил N 696 перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере: задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 года, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным данными Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 данных Правил, составляет не менее 0,9;
При таких обстоятельствах, установив, что численность работников заемщика составила менее 0,9, банк в соответствии с положениями Правил N 696 и условиями кредитного соглашения перевел кредитное соглашение на период погашения задолженности.
С учетом указанных положений, сведений с информационного сервиса ФНС, снижения численности работников общества, суды пришли к выводу об обоснованности действий банка и отказали в удовлетворении иска.
Отклоняя доводы общества о том, что суды не оценили действия банка, свидетельствующие о недобросовестности и незаконности действий банка, апелляционный суд указал на отсутствие оснований для вывода о недобросовестности банка при осуществлении оспариваемых истцом действий. Пунктом 24 Правил N 696 предусмотрен порядок определения максимальной суммы кредита, которая может быть субсидирована. При этом Правила N 696 не устанавливают для банка обязанности выдать заемщику кредит в максимальном объеме по каждому заключаемому кредитному договору (даже в случае, если заемщик обратился за получением кредита в меньшем размере)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 марта 2022 г. N Ф08-1331/22 по делу N А53-17540/2021