г. Краснодар |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А53-27162/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) - Зеленко Ю.В. (доверенность от 21.01.2022), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области - Козлова А.Г. (доверенность от 08.11.2021), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А53-27162/2021, установил следующее.
ООО "Ростовские тепловые сети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными решений, выраженных в уведомлениях от 14.05.2021 N КУВД-001/2021-17102097/1 и от 22.07.2021 N КУВД-001/2021-17102097/4.
Решением от 24.11.2021, оставленным без изменения постановлением от 24.11.2021, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что на основании пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 816, получение разрешений на строительство и соответственно разрешений на ввод теплотрассы в эксплуатацию не требуется и не предоставляется в регистрирующий орган с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные сооружения.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Податель жалобы не согласен с выводами судов о возможности регистрации права собственности на объект недвижимого имущества без акта ввода такого объекта в эксплуатацию.
В отзыве на кассационную жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель управления настаивал на доводах жалобы, представитель общества просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество обратилось в управление с заявлением N КУВД-001/2021-17102097 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права.
На государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав представлен технический план сооружения от 23.04.2021, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Ростовская обл., г Ростов-на-Дону, б-р Комарова (далее - технический план).
Из раздела технического плана "Заключение кадастрового инженера" следует, что разрешение на строительство не требуется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 (далее - Постановление N 1816).
Согласно документам, на основании которых подготовлен технический план, год завершения строительства сооружения - 2016 год.
По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 26 Закона 218-ФЗ сроком до 16.08.2021 (уведомление от 14.05.2021) в связи с тем, что представленный технический план подготовлен на основании исполнительной документации без использования документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, а также в связи с тем, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, в пределах которых расположено сооружение или документы, подтверждающие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения, без предоставления земельного участка или установления сервитута.
По мнению государственного регистратора прав, данные документы необходимы, поскольку в рассматриваемом случае положения Постановления N 1816 не применимы. Заявителю предложено предоставить технический план по форме и (или) содержанию соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: представить документ, на основании которого подготовлен технический план.
Уведомлением от 22.07.2021 государственный регистратор прав сообщил заявителю о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении сооружения.
Считая уведомления от 14.05.2021 и 22.07.2021 противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и нарушающими права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В пункте 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В части 2 статьи 31 Областного закона Ростовской области от 14.01.2008 N 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области" установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
Постановлением N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень случаев, при которых для спорного объекта не требуется получение разрешения на строительство.
Согласно постановлению N 1816 в вышеуказанный перечень входит строительство, реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно.
Исследовав представленную в материалы дела проектную документацию и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 09.06.2016 N 20-20-52/16-Р спорный участок теплотрассы является линейным объектом подземной прокладки с параметрами теплоносителя: 150 градусов Цельсия (со срезом 115 градусов Цельсия), то есть с учетом требований постановления N 1816 разрешение на строительство сооружения не требовалось. Также, в целях урегулирования отношений общества с муниципальными органами относительно получения права на размещение на земельных участках спорной теплотрассы, им получено разрешение МКУ "Управление благоустройства Ворошиловского района" от 14.10.2015 N 42.
Довод управления о том, что действие постановления N 1816 не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, отклонен судами, поскольку с заявлением о регистрации права собственности в отношении теплотрассы общество обратилось 27.04.2021, то есть после вступления в силу Постановления N 1816.
Суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А53-27162/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В части 2 статьи 31 Областного закона Ростовской области от 14.01.2008 N 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области" установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Ростовской области."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2022 г. N Ф08-1318/22 по делу N А53-27162/2021