г. Краснодар |
|
19 марта 2022 г. |
Дело N А53-8093/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Экономикс"" (ИНН 4909082167, ОГРН 1024900952086) - Никифоровой Н.П. (доверенность от 11.03.2022), от заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (ИНН 6167078140, ОГРН 1046167013705) - Гриценко В.В. (доверенность от 11.01.2022), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ДонНефть" (ИНН 3456001662, ОГРН 1143456000654), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-8093/2021, установил следующее.
ООО "Многопрофильная фирма "Экономикс"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными уведомлений Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (далее - департамент) об отказе в переоформлении лицензий от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414 и обязании переоформить лицензии на общество.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "ДонНефть".
Решением суда от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2021, признаны недействительными уведомления департамента от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414 об отказе в переоформлении лицензий на общество. Суд обязал департамент устранить нарушение прав и интересов общества, рассмотреть заявки общества на переоформление лицензий ООО "ДонНефть" N ВЛГ 02148 НЭ (Веселовское), ВЛГ 02149 НЭ (Шляховское), ВЛГ 02150 НЭ (Березовское), ВЛГ 02152 НЭ (Бузулукское), ВЛГ 02154 НЭ (Романовское), ВЛГ 02155 НЭ (Нижне-Добринское) месторождения Волгоградской области на общество в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и подпунктом 7 пункта 61, подпунктом 6 пункта 69 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, определяющего административные процедуры по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315). С департамента в пользу общества взыскано 18 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился департамент с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что приказы о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям ООО "ДонНефть" с 01.04.2019 являются законными и не отменены; суды не применили положения пункта 8 статьи 61 Административного регламента N 315. В соответствии с пунктом 107 Административного регламента N 315 лицензия на пользование недрами при досрочном прекращении права пользования недрами подлежит снятию с государственного учета и передаче на хранение в федеральный или территориальный фонд геологической информации. Вывод судов о возможности восстановления нарушенного права без признания незаконными в судебном порядке ненормативных правовых актов о досрочном прекращении права ошибочен. Прекращенное право пользования недрами не может быть передано иному лицу без признания в судебном или административном порядке оснований для досрочного прекращения права пользования недрами незаконными и без отмены таких решений. Решение суда от 14.07.2021 по настоящему делу неисполнимо. При переоформлении лицензии государственный орган оценивает претендента на получение права пользования недрами на предмет его соответствия критериям, предъявляемым к пользователю недр. Представление обществу краткосрочных лицензий свидетельствует о том, что на момент обращения за получением лицензий общество отвечало необходимым требованиям, но не свидетельствует о том, что общество не должно представить соответствующие документы в соответствии с требованиями Административного регламента N 315. На момент подачи обществом заявки о переоформлении лицензий в отношении владельца лицензий была инициирована процедура досрочного прекращения права пользования недрами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции изменить в части применения последствий по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества, обязав департамент устранить допущенные нарушения путем переоформления лицензий ООО "ДонНефть" в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о недрах и подпунктом 7 пункта 61, подпунктом 6 пункта 69 Административного регламента N 315, в остальной части судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ДонНефть" не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент выдал ООО "ДонНефть" следующие лицензии: лицензия от 19.03.2015 серии ВЛГ 02148 НЭ (далее - N 148) на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча нефти на Веселовском месторождении, Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, сроком действия до 01.10.2027; лицензия от 27.03.2015 серии ВЛГ 02149 НЭ (далее - N 149) на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча нефти на Шляховском месторождении, Волгоградская область, Фроловский муниципальный район, сроком действия до 01.10.2026; лицензия от 27.03.2015 серии ВЛГ 02150 НЭ (далее - N 150) на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья на территории Даниловского муниципального района Волгоградской области, сроком действия до 01.07.2026; лицензия от 27.03.2015 серии ВЛГ 02152 НЭ (далее - N 152) на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча нефти на Бузулукском месторождении, Волгоградская область, Еланский муниципальный район, сроком действия до 01.10.2024; лицензия от 09.04.2015 серии ВЛГ 02154 НЭ (далее - N 154) на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча нефти на Романовском месторождении, Волгоградская область, Ольховский район, сроком действия до 01.10.2027; лицензия от 09.04.2015 серии ВЛГ 02155 НЭ (далее - N 155) на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча нефти на Нижне-Добринском месторождении, Волгоградская область, Жирновский район, сроком действия до 31.12.2030.
В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), общество в целях продолжения деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья в пределах Березовского, Бузулукского, Веселовского, Нижне-Добринского, Шляховского, Романовского месторождений в Волгоградской области приобрело имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр) - ООО "ДонНефть" (дело N А12-18763/2016): земельные участки, скважины, линии электропередач, фонтанные арматуры, насосные агрегаты, станки-качалки, емкости для нефтепродуктов, складские помещения, автотранспорт и другое оборудование (протокол N 4876-ОТПП/2, договор купли-продажи имущества от 11.07.2018 N 1).
В соответствии с Административным регламентом N 315 до истечения установленного регламентом срока подачи заявок на переоформление 25.01.2019 в департамент направлены, а 30.01.2019 поступили заявки на переоформление лицензий N 148, 149, 150, 152, 154, 155.
На основании подпунктов 2, 5, 8 пункта 17, подпунктов 2, 5, 8 пункта 65 Административного регламента N 315 департамент принял решения об отказе в переоформлении лицензий N 148, 149, 150, 152, 154, 155, формализованные в уведомлениях от 15.03.2019 N ВО-ЮФО-10-09/637/1, N ВО-ЮФО-10-09/637/2, ВО-ЮФО-10-09/637/3, ВО-ЮФО-10-09/637/4, ВО-ЮФО-10-09/637/5, ВО-ЮФО-10-09/637/6, ВО-ЮФО-10-09/637/7, и приказы о досрочном прекращении права пользования недрами от 26.03.2019 N 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74.
Общество оспорило решения департамента в арбитражном суде.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2020 по делу N А53-38528/2019 требования общества удовлетворены, признаны недействительными уведомления департамента от 15.03.2019 N ВОЮФО-10-09/637/1 (Веселовское), ВО-ЮФО-10-09/637/2 (Шляховское), ВО-ЮФО-10-09/637/3 (Березовское), ВО-ЮФО-10-09/637/4 (Бузулукское), ВО-ЮФО-10-09/637/6 (Романовское), ВО-ЮФО-10-09/637/7 (Нижне-Добринское) месторождения в Волгоградской области об отказе в переоформлении лицензий на пользование недрами ООО "ДонНефть" N 148, 149, 150, 152, 154, 155 месторождения в Волгоградской области. На департамент возложена обязанность устранить нарушения охраняемых законом прав и интересов общества, рассмотреть заявки общества о переоформлении на общество лицензий ООО "ДонНефть" N 148, 149, 150, 152, 154, 155 месторождения Волгоградской области в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о недрах, подпунктом 7 пункта 61, подпунктом 6 пункта 69 Административного регламента N 315.
По результатам повторного рассмотрения заявок общества департамент вновь отказал в переоформлении лицензий предприятия-банкрота N 148, 149, 150, 152, 154, 155 (уведомления от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414), сославшись на непредставление обществом копий документов, подтверждающих специальную квалификацию и опыт работы специалистов, то есть документов, подтверждающих соответствие заявителя (приобретателя имущества) квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации, а также документов, подтверждающих наличие у заявителя разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, которые необходимы при эксплуатации месторождения углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат) - на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и производства маркшейдерских работ, или данных о заключенных договорах с организациями, имеющими лицензии на осуществление указанных видов деятельности, для проведения таких работ.
Решениями департамента от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414 обществу отказано в переоформлении лицензий на пользование недрами N 148, 149, 150, 152, 154, 155 в связи с нарушением требований абзаца 7 части 1 статьи 17.1, части 5 статьи 9, части 3 статьи 22 Закона о недрах, подпункта 6 пункта 69 Административного регламента N 315.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило ненормативные акты департамента в арбитражном суде.
Суды признали недействительными ненормативные акты департамента, обоснованно исходя из следующего.
В части 1 статьи 17.1 Закона о недрах перечислены случаи перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
Иных условий перехода права пользования участками недр к другому субъекту при приобретении субъектом предпринимательской деятельности имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) приведенная норма Закона о банкротстве не содержит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2019 N 75-АПГ18-10).
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат (часть 2 статьи 12.1 Закона о недрах).
Статьей 9 Закона о недрах установлены следующие квалификационные требования, предъявляемые к недропользователю: пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами; в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Иные требования, перечисленные в статье 9 Закона о недрах, не имеют отношения к обществу как субъекту, претендующему на переоформление лицензии на пользование участком недр местного значения.
Статьей 9, абзацем 8 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах не предусмотрены требования о наличии у претендента необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ и квалифицированных специалистов.
Условие о наличии у заявителя квалифицированных специалистов и необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ прямо предусмотрено для претендента в абзаце 4 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах, а именно: в случае, когда право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности при прекращении деятельности юридического лица-пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что общество обратилось в департамент с заявкой на переоформление лицензии по иному основанию - предусмотренному абзацем 8 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах.
Суды отметили, что в оспариваемых отказах департамент указал на нарушение части 3 статьи 22 Закона о недрах, согласно которой к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Вместе с тем, общество представило договоры на оказание операторских услуг от 12.07.2018 и от 30.08.2019, согласно которым обществу будут оказаны услуги по эксплуатации месторождений нефти и газа. Данные договоры заключены с ООО "Нижневолжская нефтяная компания", имеющим в кадровом составе специалистов, уполномоченных на проведение работ по эксплуатации месторождений нефти и газа.
Суды правомерно отклонили довод департамента об отсутствии у общества лицензии на осуществление маркшейдерской деятельности в качестве основания для отказа в переоформлении лицензии на право пользования недрами, отметив, что на момент подачи заявления о переоформлении лицензии в силу части 7 статьи 9 Закона о недрах общество не являлось пользователем недр.
При этом суды указали, что применительно к данному случаю отсутствие лицензии на выполнение маркшейдерских работ на момент подачи заявления на переоформление лицензии, выданной ранее предприятию-банкроту, у лица, претендующего на пользование недрами и не являющегося в силу положений части 7 статьи 9 Закона о недрах пользователем недр, не является безусловным основанием для отказа в переоформлении на общество лицензии на право пользования участком недр.
Кроме того, обязанность по обеспечению ведения маркшейдерской документации в процессе всех видов пользования недрами неравнозначна обязанности по ведению документации, так как может исполняться не самим недропользователем, а сторонней лицензированной организацией, привлеченной недропользователем по гражданско-правовому договору.
Суды отметили, что перечень документов, прилагаемых к заявке на переоформление лицензии, содержится в пункте 68 Административного регламента N 315.
В зависимости от конкретного основания перехода права пользования пункт 69 Административного регламента N 315 предусматривает предоставление в лицензионный орган дополнительных документов и сведений, а именно: согласно подпункту 7 пункта 61 Административного регламента N 315, данных о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации; документов, подтверждающих проведение в отношении владельца лицензии процедур банкротства, в том числе копии решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии; документов, подтверждающих приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что при переоформлении лицензии обязательным условием является предоставление документов, подтверждающих приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр, а также то, что юридическое лицо, приобретшее имущество должника, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации.
Дополнительными требованиями в отношении претендентов-приобретателей имущества в таких случаях в подпункте 6 пункта 69 Административного регламента N 315 названо представление документов о том, что: приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации; представление им документов, подтверждающих, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии; представление документов (оригиналов или заверенной в установленном порядке копии), подтверждающих приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр. Иные дополнительные требования для покупателей имущества лицензиата-банкрота не установлены.
Суды установили, что в порядке, установленном Законом о банкротстве, общество приобрело имущество, принадлежащее ООО "ДонНефть", признанному несостоятельным (банкротом). С заявлениями на переоформление лицензий общество представило пакет документов, подтверждающий, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации, а также документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
При таких обстоятельствах суды сделали мотивированный вывод о том, что оспариваемые отказы департамента, изложенные в уведомлениях от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414, не соответствуют положениям Закона о недрах, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и удовлетворили требования общества, признав данные отказы недействительными.
Применительно к вопросу о правовосстановительных мерах суды верно исходили из следующего.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должны содержаться, в том числе, обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) соответствующего органа - незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным. Если заявитель не указал конкретного способа защиты, суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона. Кроме того, суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия. Суд не может замещать органы власти, а судебное решение подменять предусмотренные законом административные процедуры, поэтому подлежат отклонению изложенные в отзыве на кассационную жалобу доводы общества об изменении судебных актов в части применения последствий по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества, и обязания департамента устранить допущенные нарушения путем переоформления лицензий ООО "ДонНефть" в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о недрах и подпунктом 7 пункта 61, подпунктом 6 пункта 69 Административного регламента N 315.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, принимая во внимание, что суд не вправе подменять собой административный орган и его решения, суды сделали обоснованный вывод о том, что в данном случае подлежит применению правовосстановительная мера в виде обязания департамента устранить нарушение прав и интересов общества, рассмотреть его заявки на переоформление лицензий ООО "ДонНефть" N 148, 149, 150, 152, 154, 155 месторождения Волгоградской области на общество в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о недрах и подпунктом 7 пункта 61, подпунктом 6 пункта 69 Административного регламента N 315.
Суд апелляционной инстанции критически оценил довод департамента о том, что общество не заявляло об отмене приказов о досрочном прекращении лицензий ООО "ДонНефть" с 01.04.2019, а также отсутствии правового механизма, позволяющего восстановить право пользования недрами по лицензиям, верно указав, что общество приобрело имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр) ООО "ДонНефть" в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2020 по делу N А53-38528/2019 отказы в переоформлении лицензий также признаны незаконными. Суд кассационной инстанции обязал департамент устранить нарушения охраняемых законом прав и интересов общества и рассмотреть его заявки о переоформлении лицензий в соответствии с требованием федерального закона.
Суд апелляционной инстанции отметил, что общество является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах, обстоятельства правомерности перехода права пользования участками недр в порядке части 1 статьи 17.1 Закона о недрах исследованы судом.
Суд апелляционной инстанции установил, что при подаче заявок на переоформление спорных лицензий общество представило департаменту договоры на оказание операторских услуг от 12.07.2018 и от 30.08.2019, заключенные с ООО "Нижневолжская нефтяная компания", согласно которым заявителю будут оказаны услуги по эксплуатации месторождений нефти и газа. Эти же документы общество представило и в материалы дела, которые оценены судом как необходимые и достаточные для подтверждения права общества на переоформление лицензий.
Вместе с тем, при рассмотрении тех же заявок, по тем же документам, которые уже исследовались в суде, департамент фактически не исполнил постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2020 по делу N А53-38528/2019 и, отказав в переоформлении лицензий, указал новые основания для отказа (уведомления от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414), что противоречит Федеральному закону от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг", которым установлен запрет на повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе.
Кроме того, суды установили выдачу департаментом обществу краткосрочных (до 1 года) лицензий на пользование Нижне-Добринским (ВЛГ 02326 НЭ от 01.07.2019 - спорная лицензия ВЛГ 02155 НЭ) и Березовским (ВЛГ 02325 НЭ от 01.07.2019 - спорная лицензия ВЛГ 02150 НЭ) месторождениями. Эти лицензии предоставлены по заявлению общества в соответствии со статьей 211 Закона о недрах с учетом нецелесообразности прекращения добычи на участках недр, по которым прекращено право пользования предприятия-банкрота ООО "ДонНефть" Нижне-Добринским (ВЛГ 02155 НЭ) и Березовским (ВЛГ 02150 НЭ), месторождениями. Данные временные лицензии выданы департаментом обществу как юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах с наличием маркшейдерской деятельности.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что на момент повторного пересмотра заявок на переоформление спорных лицензий департамент владел сведениями в части наличия у общества квалификационных требований и маркшейдерской деятельности, что подтверждено уведомлением от 06.07.2021 N ВО-ЮФО-10-09/530 и приказом от 02.07.2021 N 143.
При таких обстоятельствах суды мотивированно поддержали позицию общества о незаконности отказов в переоформлении лицензий от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы департамента отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-8093/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции установил, что при подаче заявок на переоформление спорных лицензий общество представило департаменту договоры на оказание операторских услуг от 12.07.2018 и от 30.08.2019, заключенные с ООО "Нижневолжская нефтяная компания", согласно которым заявителю будут оказаны услуги по эксплуатации месторождений нефти и газа. Эти же документы общество представило и в материалы дела, которые оценены судом как необходимые и достаточные для подтверждения права общества на переоформление лицензий.
Вместе с тем, при рассмотрении тех же заявок, по тем же документам, которые уже исследовались в суде, департамент фактически не исполнил постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2020 по делу N А53-38528/2019 и, отказав в переоформлении лицензий, указал новые основания для отказа (уведомления от 23.12.2020 N ВО-ЮФО-10-09/3409, ВО-ЮФО-10-09/3410, ВО-ЮФО-10-09/3411, ВО-ЮФО-10-09/3412, ВО-ЮФО-10-09/3413, ВО-ЮФО-10-09/3414), что противоречит Федеральному закону от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг", которым установлен запрет на повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2022 г. N Ф08-405/22 по делу N А53-8093/2021