г. Краснодар |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А32-30696/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Уют" (ИНН 6166037944, ОГРН 1026104025782) - Будюкина Р.А. (доверенность от 05.07.2020), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Биджоевой А.Г. (доверенность от 03.03.2022), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2022 по делу N А32-30696/2021, установил следующее.
ТСЖ "Уют" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИ ФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене решения регистрирующего органа от 25.02.2020 N 2882 об исключении ООО "Айкон Глобал СПб" (далее - общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); возложении на инспекцию обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем восстановления записи в ЕГРЮЛ об обществе как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.01.2022 решение от 01.10.2021 отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда. Заявитель указывает, что апелляционный суд ошибочно применил положения пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как общество исключено на основании пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Сведения о предстоящем исключении являются общедоступными, поэтому общество как заинтересованное лицо было вправе заявить соответствующие возражения, однако, данным правом не воспользовалось. Доказательства нарушения органом порядка исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не представлены.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, инспекцией в отношении общества принято решение от 25.02.2020 N 2882 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 8(775) от 26.02.2020/1676.
22 июня 2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица.
Как указало товарищество, решение инспекции о прекращении юридического лица (общества) и об исключении его из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица затрагивает его права и законные интересы по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2018 по делу N А32-21736/2017 с общества в пользу товарищества взыскано 895 590 рублей стоимости устранения недостатков, 20 912 рублей судебных расходов по уплате госпошлины и 60 тыс. рублей судебных расходов по оплате экспертизы. Указанное решение вступило в законную силу.
24 мая 2018 года на основании исполнительного листа от 22.05.2018 N ФС 019430402 судебным приставом-исполнителем ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУ ФССП России по КК возбуждено исполнительное производство N 98741/18/23039-ИП на сумму 976 502 рубля в отношении должника (общества) по заявлению взыскателя (товарищества).
28 июля 2020 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУ ФССП России по КК вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю - товариществу в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Таким образом, товарищество является кредитором общества и в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" имеет право на повторное предъявление исполнительного документа по отношению к должнику в связи с неисполнением требования о взыскании денежных средств должником по исполнительному производству. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" товарищество вправе обратиться в суд с заявлением о признании общества банкротом в связи с имеющейся задолженностью должника в целях защиты своих имущественных прав и интересов.
Вместе с тем в связи с принятым инспекцией решением о прекращении общества и об исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, товарищество утрачивает возможность реализации указанных правовых способов защиты своих имущественных прав и интересов.
Полагая, что решения налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что инспекция в установленном статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ порядке и на основании решения от 25.02.2020 N 2882 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (общества) из ЕГРЮЛ внесла запись от 14.08.2020 за ГРН 2202306352983, содержащую сведения о его исключении.
Проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, товарищество имело возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ. Однако с момента опубликования решения в установленный срок заявлений и возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ не поступило.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными, указав, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 21.1, пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету). Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 названной статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение вышеназванного срока, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других 9 конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.
Из системного толкования названных правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Соответствующая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189 и пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021.
Апелляционный суд установил, что в рамках дела N А12-45869/2019 рассматривалось исковое заявление общества к ООО "ДОП". Из судебных актов по данному делу видно, что в спорный период и после него общество являлось участником судебных разбирательств; данный факт подтвержден определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 04.02.2020, 26.02.2020 и решением от 17.03.2020 (представитель по доверенности от 02.09.2019 Якимович А.М.); постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020, 09.02.2021 (представитель по доверенности от 02.09.2019 Якимович А.М.); определениями Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2020, 10.11.2020 и постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2020 и 16.06.2021 (представитель по доверенности от 02.09.2019 Якимович А.М.).
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что на момент вынесения оспариваемых решений (25.02.2020 и 22.06.2020), общество, формально отвечая признакам недействующего юридического лица, имело неисполненные гражданско-правовые обязательства, а также осуществляло деятельность, активно защищая свои права и интересы в судах.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела апелляционный суд пришел к верному выводу о наличии оснований для признания незаконными действий инспекции по внесению записи о прекращении деятельности общества в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Суд кассационной инстанции не принимает ссылку заявителя на ошибочное применение апелляционным судом положений пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного судебного акта.
Основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2022 по делу N А32-30696/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела апелляционный суд пришел к верному выводу о наличии оснований для признания незаконными действий инспекции по внесению записи о прекращении деятельности общества в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Суд кассационной инстанции не принимает ссылку заявителя на ошибочное применение апелляционным судом положений пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2022 г. N Ф08-1687/22 по делу N А32-30696/2021