Решение Калининградского областного суда от 24 июня 2022 г. N 3а-118/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н. об оспаривании нормативных актов Генерального плана ГО "Город Калининград", Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград" в части, установил:
Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н. обратились с административным иском в суд, указав, что являются арендаторами земельных участков: Г.Н.И. - земельного участка N, площадью 457 кв. м., на основании договора аренды N, соглашения от 26 июля 2017 года; С.Т.П. - земельного участка N, площадью 469 кв. м., на основании договора аренды NN соглашения от 20 марта 2020 года; П.Я.Н. - земельного участка N, площадью 469 кв. м., на основании договора аренды N, соглашения от 20 марта 2020 года. Перечисленные земельные участки являются смежными и расположены на <адрес>. Согласно полученным ГПЗУ, они находятся в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. В 2021 году административные истцы обращались в комитет территориального развития и строительства администрации ГО "Город Калининград" с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В согласовании строительства органом власти им было отказано в связи с тем, что, согласно Генеральному плану ГО "Город Калининград", утв. решением Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, и Правилам землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утв. решением Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N, земельные участки N N, N отнесены к производственно-коммерческой зоне. Решение об отнесении к такой зоне спорных земельных участков принято без учета интересов граждан, в чьем пользовании они находятся. Административными истцами получены технические условия на подведение газа, электричества. Просят суд признать недействующими и не подлежащими применению Генеральный план ГО "Город Калининград", утв. решением Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 (в действующей редакции), Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утв. решением Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 (в действующей редакции), в части отнесения земельных участков N, N, N к производственно-коммерческой зоне.
Представитель административных истцов Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н., О.Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, при этом пояснил, что администрация ГО "Город Калининград" согласовала изменение вида разрешенного использования земельного участка N, который соответствовал установленной предыдущими Правилам землепользования и застройки территориальной зоне. При отнесении земельных участков N, N, N к оспариваемым зонам не были учтены законные интересы как их правообладателей, так и неопределенного круга лиц, проживающих в непосредственной близости от этого территориального массива, поскольку размещение на нем производственных и складских помещений приведет к локальному ухудшению состояния окружающей среды.
Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области и заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области И.В.С. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву, земельные участки с кадастровыми номерами NN1 (площадь 469 кв. м), NN2 (площадь 469 кв. м), NN3 (площадь 457 кв. м), расположенные по <адрес>, образованы из земельного участка с кадастровым номером N.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 22.04.2013 N 506 утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах <адрес> <адрес>. Согласно вышеуказанной документации на рассматриваемой территории был сформирован единый земельный участок с кадастровым номером N по <адрес>, который предусмотрен для застройки производственно-коммунальными объектами IV-V классов санитарной классификации предприятий. Земельный участок с кадастровым номером N (площадью 7227 кв. м) предоставлен 18 января 2016 года администрацией городского округа "Город Калининград" в аренду ООО "Э." для использования в соответствии с видом разрешенного использования "под строительство производственной базы с магазином". Кроме того, территория земельного участка с кадастровым номером N частично расположена: в границах нормативной санитарно-защитной зоны от существующих зданий и сооружений подсобного хозяйства ФКУ "Исправительная колония N <данные изъяты> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области", расположенный по адресу: <адрес> <адрес> в границах санитарного разрыва от железной дороги (согласно Генеральному плану). Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" установлено, что в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, отнесение Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки рассматриваемых земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N к функциональной зоне Коммунально-складская зона и территориальной зоне Коммунально-складская зона (П-4) не противоречит требованиям градостроительного законодательства и не может нарушать прав и законных интересов административных истцов.
Представитель комитета городского хозяйства и цифровизации администрации ГО "Город Калининград" А.Э.Л. относительно заявленных административных исковых требований возражала, настаивала на том, что администрацией ГО "Город Калининград" изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков не согласовывался, был лишь оставлен акт о несоответствии имевшегося вида разрешенного использования установленной территориальной зоне после принятия новых Правил землепользования в 2017 году. Согласно письменному отзыву данного публичного образования, постановлением мэрии города Калининграда от 15.07.1994 года N 969 ТОО "Э." был предоставлен в долгосрочную аренду на 49 лет земельный участок площадью 0,88 га по <адрес> под строительство производственной базы с магазином. Постановлением N 732 от 30.04.2015 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ООО "Э.", комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации (далее - КМИиЗР) предписано оформить договор аренды. В связи с отказом КМИиЗР оформить договор аренды ООО "Э." обратилось в арбитражный суд с иском обязать администрацию ГО "Город Калининград" заключить договор аренды. На основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 03.12.2015 по делу N А21-7459/2015 администрацией городского округа "Город Калининград" предоставлен в аренду ООО "Э." по договору аренды земельного участка от 18.01.2016 N на срок до 15.07.2043 земельный участок с кадастровым номером N площадью 7227 кв. м по <адрес> с видом разрешенного использования "под строительство производственной базы с магазином", что было учтено Генеральным планом ГО "Город Калининград", утв. 06.07.2016 года. ООО "Э." по соглашению от 10.02.2016 об уступке прав и обязанностей арендатора по договору N аренды земельного участка от 18.01.2016 передало права и обязанности арендатора земельного участка КН N по указанному договору гражданке РФ З.С.А. При выдаче акта от 12.04.2016 N N об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования земельных участков, было установлено соответствие испрашиваемого З.С.А. вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 9 - "для индивидуального жилищного строительства", при этом было указано, что установлены ограничения для размещения на данном земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства (соблюдение требований технических регламентов (сокращения санитарно-защитной зоны от железной дороги, соблюдения градостроительных регламентов (площадь земельного участка для размещения объектов индивидуального жилищного строительства должна составлять не более 1000 кв. м, не менее - 450 кв. м). В акте также указано, что вид разрешенного использования земельного участка устанавливается градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки, однако, акт не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка. На основании действовавшего в 2016 году п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N был изменен арендатором земельного участка З С.А. с "под строительство производственной базы с магазином" на вид "для индивидуального жилищного строительства". Соответствующие изменения были учтены органом кадастрового учета в сведениях государственного кадастра недвижимости. По обращению З С.А. от 21.04.2016 путем заключения соглашения от 26.04.2016 N к договору аренды земельного участка от 18.01.2016 N вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N был приведен в соответствие с кадастровым учетом земельного участка с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства". При обращении З С.А. в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" 24.06.2016 о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков по <адрес>, образованных путем раздела земельного участка КН N, ей был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Заявителю было разъяснено, что изменение ею разрешенного использования земельного участка с КН N на вид "для индивидуального жилищного строительства" произведено в нарушении п. 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которому изменение одного вида разрешенного использования на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ установлены требования к образуемым и измененным участкам. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости. Часть земельного участка N площадью 7227 кв. м., предоставленного по договору аренды от 18.01.2016, находилась в санитарно-защитной зоне железной дороги, в которой не допускается размещать жилую застройку (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений, иных объектов"). В период с декабря 2016 г. по февраль 2017 г., арендатором земельного участка З С.А. были проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 39:15:120702:9, в результате которых из данного земельного участка были образованы и 08.02.2017 поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки по <адрес> с кадастровыми номерами N площадью 500 кв. м, N площадью 463 кв. м, N площадью 469 кв. м, N площадью 469 кв. м, N площадью 455 кв. м, N площадью 483 кв. м, N площадью 457 кв. м, N площадью 577 кв. м, N площадью 524 кв. м, N площадью 519 кв. м, N 93 площадью 539 кв. м, N 94 площадью 520 кв. м, N площадью 504 кв. м, имеющие вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", а также земельный участок с кадастровым номером 39:15:120702:88 площадью 748 кв. м с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования". З С.А. по соглашениям от 30.06.2017 об уступке прав и обязанностей арендатора, зарегистрированным в установленном порядке Управлением Росреестра по Калининградской области, передала права и обязанности арендатора по указанным договорам аренды третьим лицам. Генеральным планом ГО "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474), рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне коммунально-складских объектов. По карте границ территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" (утверждены решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339, рассматриваемая территория отнесена к производственно-коммерческой зоне (с учетом решений утвержденной документации по планировке территории). Данная зона установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно объектов производственного, коммунально-складского назначения и эксплуатация с размером санитарно-защитной зоны не более 100 метров, в части объектов общественно-делового назначения, а также сопутствующей инфраструктуры. В перечне основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны ПК, в том числе, предусмотрены: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; объекты гаражного назначения; коммунальное, социальное, бытовое и амбулаторно-поликлиническое обслуживание; приюты для животных; деловое управление; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); рынки; магазины и др. В соответствии с постановлением администрации от 22.04.2013 N 506 был утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах <адрес> <адрес>, которым рассматриваемый земельный участок относится к зоне размещения объектов производственного назначения - застройка производственно-коммунальных объектов 4-5 классов санитарной классификации предприятий с установленными границами зон с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоной. Таким образом, утвержденными документами функционального и градостроительного зонирования начиная с 1994 года, затем в 2013 г и далее в 2016 г, администрация ГО "Город Калининград" намеревалась использовать муниципальную собственность - рассматриваемые земельные участки для размещения объектов производственного и коммунального-бытового назначения и именно таким образом развивать данную территорию. В том числе в целях защиты прав граждан на комфортные условия проживания, что не может быть в полной мере обеспечено стандартными решениями развития городской среды при проживании вблизи железной дороги. С учетом этого, Генеральным планом ГО "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225 в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474, рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне коммунально-складских объектов, которая предназначена для размещения коммунальных предприятий, складов, в т.ч. сооружений для хранения транспорта, сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктуры. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339 (в редакции последующих изменений), рассматриваемые земельные участки расположены в границах производственно-коммерческой зоны (индекс "ПК"). Данная зона установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно объектов производственного, коммунально-складского назначения и эксплуатации с размером санитарно-защитной зоны не более 100 метров, в части объектов общественно-делового назначения, а также сопутствующей инфраструктуры. В перечне основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны ПК в том числе предусмотрены: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; объекты гаражного назначения; коммунальное, социальное, бытовое и амбулаторно-поликлиническое обслуживание; приюты для животных; деловое управление; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); рынки; магазины и др.
Административный ответчик городской Совет депутатов Калининграда, заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Установлено, что Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н. являются арендаторами земельных участков: Г.Н.И. - земельного участка N, площадью 457 кв. м, на основании договора аренды N-A от 12 апреля 2017 года, соглашения от 26 июля 2017 года; С.Т.П. - земельного участка N, площадью 469 кв. м., на основании договора аренды N от 12 апреля 2017 года, соглашения от 20 марта 2020 года; П.Я.Н. - земельного участка N, площадью 469 кв. м., на основании договора аренды N от 12 апреля 2017 года, соглашения от 20 марта 2020 года.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ и исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
С учетом изложенного Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н. вправе оспорить в судебном порядке Генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" в части, касающейся земельных участков N, N, N, как их правообладатели.
Перечисленные земельные участки являются смежными, располагаются по адресу: <адрес>, имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Они образованы путем раздела земельного участка N и поставлены на кадастровый учет 8 февраля 2017 года.
По состоянию на июнь 2017 года перечисленные земельные участки располагались в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Постановлением администрации ГО "Город Калининград" N 506 от 22 апреля 2013 года утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах <адрес> <адрес>. В соответствии с указанным проектом элемент планировочной структуры, в которую входил и земельный участок N, предназначен под существующую застройку производственно-коммунальными объектами IV-V классов санитарной классификации предприятий.
6 июля 2016 года решением Совета депутатов Калининграда от N 225 утвержден Генеральный план ГО "Город Калининград", в соответствии с которым земельные участки расположены в функциональной зоне "зона коммунально-складских объектов", а 25 декабря 2017 года решением Совета депутатов Калининграда от N 339 утверждены Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", в соответствии с которыми эти земельные участки отнесены к территориальной зоне ПК - производственно-коммерческая зона.
В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года N 74 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград" земельные участки N, N, N расположены в функциональной зоне "Коммунально-складская зона" (план.)". Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474 позднее были внесены очередные изменения в Генеральный план ГО "Город Калининград", которые функциональную зону в границах спорных земельных участков не затронули.
Процедура принятия и опубликования нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года N 74 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа "Город Калининград" являлась предметом проверки в рамках административного дела N 3а-159/2020, рассмотренного Калининградским областным судом 1 октября 2020 года.
28 января 2022 года Правительством Калининградской области издано постановление N 39 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", которым земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N отнесены к территориальной зоне "П-4 - Коммунально-складская зона".
Законность принятия и опубликования нормативного акта постановления Правительства Калининградской области N 39 от 28 января 2022 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" являлась предметом проверки в рамках административного дела N 3а-105/2022, рассмотренного Калининградским областным судом 19 мая 2022 года.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о том, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П, Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 6 октября 2015 года N 2317-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 23 июля 2020 года N 1653-О, от 17 декабря 2020 года N 2861-О, от 25 марта 2021 года N 583-О, от 20 июля 2021 года N 1536-О и др.).
Из материалов дела следует, что первоначально земельный участок площадью 0,88 га (впоследствии земельный участок с кадастровым номером N площадью 7227 кв. м.) по <адрес> постановлением мэрии города Калининграда от 15 июля 1994 года N 969 ТОО "Э." был предоставлен в долгосрочную аренду на 49 лет под строительство производственной базы с магазином, т.е. для целей, не связанных с жилищным строительством. Впоследствии администрацией ГО "Город Калининград" предоставлен ООО "Э." по договору аренды земельного участка от 18.01.2016 N 012498 на срок до 15.07.2043 земельный участок с кадастровым номером N площадью 7227 кв. м по <адрес> с видом разрешенного использования "под строительство производственной базы с магазином", что было учтено Генеральным планом ГО "Город Калининград", утв. 06.07.2016 года.
Таким образом, территория, на которой располагаются спорные земельные участки, с 1990-х годов предназначалась для развития в качестве производственно-коммерческой; она граничит с железнодорожными путями с восточной стороны, с южной - по другой стороне <адрес> продолжается та же зона - коммунально-складская, из чего следует, что градостроительная политика уполномоченных публичных образований в отношении территории, на которой располагаются спорные земельные участки, является последовательной, обоснованной, и не создает правовой неопределенности для их правообладателей.
Последующие изменение вида разрешенного использования земельного участка N на "для индивидуального жилищного строительства" и раздел его на земельные участки, соответствующие размерам домовладения, приведенные выше выводы не опровергает, поскольку вид разрешенного использования является производным по отношению к градостроительному зонированию территории, определяемому Правилами землепользования и застройки абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ.
Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний, оформленные в виде заключения, носят лишь рекомендательный характер.
Изменение функциональной зоны в отношении земельных участка при принятии оспариваемой редакции Генерального плана являлось предметом общественного обсуждения, и административные истцы, как пояснил их представитель, выразили свое мнение по этому вопросу в рамках данного мероприятия, тем самым реализовав свое право на участие в градостроительном нормотворчестве.
Поскольку оспариваемые Постановления Правительства Калининградской области не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия и опубликования была соблюдена, оснований для удовлетворения административных исковых требований Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н. не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административных исковых требований Г.Н.И., С.Т.П., П.Я.Н. о признании недействующими нормативных правовых актов Постановления Правительства Калининградской области N 74 от 17 февраля 2020 года "О внесении изменений в Генеральный план ГО "Город Калининград" в части отнесения к функциональной зоне "коммунально-складская зона (план.)", Постановления Правительства Калининградской области N 39 от 28 января 2022 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" в части отнесения к территориальной зоне "П-4 - Коммунально-складская зона" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 24 июня 2022 г. N 3а-118/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании