г. Краснодар |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А63-415/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Прокофьевой Т.В., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А63-415/2021, установил следующее.
ООО "Нефтекумскавтотранс" (ИНН 261401828767, ОГРН 1042600685973, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2020 N 40 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-КЗ "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (далее - Закон N 20-КЗ), ввиде50 тыс. рублей штрафа.
Определением от 18.03.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Георгиевский автовокзал".
Решением суда от 27.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2021, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 6.3 Закона N 20-КЗ, а также отсутствием в материалах дела доказательств соблюдения министерством порядка привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценки всем доводам министерства, поверхностно исследовали представленные в материалы дела доказательства, ошибочно примени нормы права, не подлежащие применению. Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов административного производства и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
В отзывах на кассационную жалобу общество и ООО "Георгиевский автовокзал" просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании протокола от 15.01.2015 N 3 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, образованной постановлением правительства Ставропольского края от 04.08.2010 N 256-П, межу обществом и министерством заключен договор от 03.02.2015 N 248 (далее - договор) на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения в Ставропольском крае N 647.
В соответствии с пунктом 1 договора общество берет на себя обязательство по оказанию услуг выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения в Ставропольском крае N 647 "Нефтекумск, АС -Ессентуки, АВ" (далее - маршрут N 647). Срок действия договора 7 лет (пункт 4.11 договора).
Дополнительным соглашением от 27.12.2016 в пункт 1 договора внесены изменения, слова "Нефтекумск, АС - Ессентуки, АВ", заменены словами "Нефтекумск, ОП - Ессентуки, АВ".
В соответствии с расписанием время отправления от остановочного пункта "Георгиевск, ОП" по маршруту N 647 установлено в 09 часов 45 минут и в 15 часов 05 минут (график N 1).
В адрес министерства на электронную почту и горячую линию поступили обращения граждан от 03.12.2020 N 329-Э и от 04.12.2020 N 2774 по факту нарушений межмуниципальных перевозок в городе Георгиевске с 15 часов 00 минут.
В ходе проведения проверочных мероприятий в ответ на запрос министерства от 09.12.2020 N 01-20/14002 от ООО "Георгиевский автовокзал" поступила информация о том, что по межмуниципальному маршруту N 647 "Нефтекумск, ОП - Ессентуки, АВ" время отправления из "АС Георгиевск" в 15 часов 05 минут обслуживание осуществляется ежедневно, по другим маршрутам договоров не заключено, отправление и прибытие на территорию Георгиевского автовокзала не осуществляется.
Полагая, что с 01.12.2020 по 09.12.2020 регулярная перевозка по маршруту N 647 в 09 часов 45 минут не осуществлялась, министерство составило в отношении общества протокол от 18.12.2020 N 47 и постановлением от 24.12.2020 N 40 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 6.3 Закона N 20-КЗ, в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление министерства является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 5.1 статьи 211, статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно части 3 статьи 6.3 Закона N 20-КЗ нарушение перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок в Ставропольском крае на основании документов, подтверждающих право осуществления указанных перевозок, расписания движения транспортного средства, пути следования транспортного средства от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, максимального количества транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимального срока эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, и (или) требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, 6 установленных Правительством Ставропольского края или органом местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -в размере пятидесяти тысяч рублей
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно ивсесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили части 4 - 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, пункт 20 части 1 статьи 3, часть 2 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статью 51 Закона Ставропольского края от 09.03.2016 N 23-кз "О некоторых вопросах организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Ставропольском крае" пункты 1, 10, 10.81 Постановления Правительства Ставропольского края от 15.01.2021 N 10-п "О внесении изменений в пункты 1 и 10 положения о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2017 N 352-п".
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на основании договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа от 03.02.2015 N 248, заключенного с министерством, общество оказывает услуги по выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения в Ставропольском крае N 647 "Нефтекумск, ОП - Ессентуки, АВ".
В соответствии с расписанием время отправления от остановочного пункта "Георгиевск, ОП" по маршруту N 647 установлено в 09 часов 45 минут и в 15 часов 05 минут (график N 1).
В материалы дела обществом представлены путевые листы с 01.12.2020 по 09.12.2020, согласно которым маршрут N 647 "Нефтекумск ОП - Ессентуки АВ" с временем отправления в 09 часов 45 минут прямое направление и в 15 часов 05 минут обратное направление, обслуживались в указанный период ежедневно. Кроме того, ООО "Георгиевский автовокзал" представило ведомости Ф-36 реализации билетов по маршруту N 647 от 02.12.2020, от 05.12.2020, от 08.12.2020, согласно которым в указанный период времени производилась продажа билетов пассажирам, отправляющимся из АС (ОП) Георгиевск.
Доводы жалобы в этой части фактически направлены на переоценку доказательств, что недопустимо при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях общества состава правонарушения по части 3 статьи 6.3 Закона N 20-КЗ.
Суды обоснованно отклонили доводы министерства о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, как не подтвержденные документально.
Министерство указывает, что определением от 18.12.2020, направленным в адрес общества вместе с протоколом от 18.12.2020 N 47 почтовым отправлением (РПО N 35502954053720 принято отделением связи 22.12.2020), общество извещено о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - на 24.12.2020 к 10-30.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, данное почтовое отправление общество получило 28.12.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления, т. е. после 24.12.2020 - назначенной даты рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом постановление по делу об административном правонарушении N 40 министерство вынесло 24.12.2020 при отсутствии доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание информацию с сайта ФГУП "Почта России" о движении почтового отправления с идентификатором 35502954053720 (определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.12.2020), а также представленные министерством доказательства не позволяют сделать вывод о том, что им приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении либо о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 Кодекса.
Таким образом, на дату вынесения оспариваемого постановления общество не было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а у министерства отсутствовали доказательства надлежащего уведомления общества о данном процессуальном действии.
Установив, что министерство не представило в материалы дела доказательства, достоверно свидетельствующие об уведомлении в установленном порядке общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суды сделали правильный вывод о существенном нарушении министерством установленного порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущем безусловную отмену оспариваемого постановления в силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу N А63-415/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство указывает, что определением от 18.12.2020, направленным в адрес общества вместе с протоколом от 18.12.2020 N 47 почтовым отправлением (РПО N 35502954053720 принято отделением связи 22.12.2020), общество извещено о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - на 24.12.2020 к 10-30.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, данное почтовое отправление общество получило 28.12.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления, т. е. после 24.12.2020 - назначенной даты рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом постановление по делу об административном правонарушении N 40 министерство вынесло 24.12.2020 при отсутствии доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание информацию с сайта ФГУП "Почта России" о движении почтового отправления с идентификатором 35502954053720 (определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.12.2020), а также представленные министерством доказательства не позволяют сделать вывод о том, что им приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении либо о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 Кодекса.
...
Установив, что министерство не представило в материалы дела доказательства, достоверно свидетельствующие об уведомлении в установленном порядке общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суды сделали правильный вывод о существенном нарушении министерством установленного порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущем безусловную отмену оспариваемого постановления в силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 марта 2022 г. N Ф08-171/22 по делу N А63-415/2021