г. Краснодар |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А01-2351/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А01-2351/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Адыгея (далее - министерство) о взыскании 1 834 531 рублей 68 копеек убытков.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.12.2021, заявленные администрацией требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации от 18.12.2012 N 45 Хачатурян Р.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как малоимущая семья, имеющая в составе инвалида сына - Хачатуряна А.С., страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний, поставленного на учет в администрации с 06.12.2012 и имеющего право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда от 14.01.2019 по делу N 2-145/2019 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Хачатуряну А.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в размере не ниже социальных норм.
Во исполнение указанного судебного акта администрацией приобретено жилое помещение общей площадью 48,4 м2, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Бутаревского 83, что подтверждается соответствующим пакетом документов.
Между администрацией (наймодатель) и Хачатуряном А.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения от 19.12.2019, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение (жилой дом), находящееся в муниципальной собственности.
Письмом от 10.06.2021 администрация обратилась в министерство с просьбой о выделении из республиканского бюджета средств на возмещение расходов бюджета муниципального образования "Город Майкоп", связанных с обеспечением жильем инвалидов.
В связи с неполучением от министерства указанных денежных средств администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков, связанных с приобретением спорного помещения.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Суды указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5 части 1 статьи 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, учитывая положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 302-ЭС20-20930.
Кроме того, суды указали, что согласно представленным в материалы дела документам, администрация информировала органы власти субъекта о необходимости предоставления денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - предоставления жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам).
Вместе с тем министерство понесенные администрацией расходы на исполнение государственных полномочий не компенсировало.
Учитывая тот факт, что имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований за счет средств казны соответствующего субъекта.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что у соответствующих органов государственной власти Республики Адыгея отсутствуют полномочия по возмещению муниципальному образованию понесенных им затрат на предоставление жилья для гражданина, имеющего право на получение такого жилья в связи с инвалидностью, обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А01-2351/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5 части 1 статьи 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, учитывая положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 302-ЭС20-20930."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 марта 2022 г. N Ф08-1712/22 по делу N А01-2351/2021