г. Краснодар |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А20-754/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, третьих лиц: управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике, Главного управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, акционерного общества "Нальчикский электровакуумный завод КС", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А20-754/2021, установил следующее.
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать право собственности Кабардино-Балкарской Республики на защитное сооружение гражданской обороны площадью 1425 кв. м, с кадастровым номером 07:09:0101027:514, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мускаева, 1;
- признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на нежилое помещение - подвал (бомбоубежище) площадью 1425 кв. м, с кадастровым номером 07:09:0101027:514, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мускаева, 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Главное управление МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике, Главное управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, АО "Нальчикский электровакуумный завод КС" (далее - завод).
Решением суда от 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя, спорный объект гражданской обороны находится в собственности Кабардино-Балкарской Республики на основании постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР о разграничении государственной собственности в Кабардино-Балкарской ССР на федеральную и республиканскую от 06.02.1992 N 956-ХII-В и является объектом казны.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - нежилое помещение - подвал (убежище), относящееся к объекту гражданской обороны, с кадастровым номером 07:09:0101027:514, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мускаева, 1 (паспорт убежища N 6, свидетельство о регистрации права собственности от 18.12.2014).
Статус защитного сооружения гражданской обороны указанного помещения подтверждается соответствующим паспортом N 6, содержащим технические характеристика (вместимость 180 человек, площадь 1425 кв. м, расположение убежища: встроенное в здание столовой из трех этажей), назначение убежища в мирное время "хранение имущества ГО объекта, склады под материальные ценности предприятия", дату приемки в эксплуатацию "27 декабря 1975 года".
Указанное сооружение находится в основном здании корпуса N 6 в подвальном помещении государственного предприятия "Нальчикский электровакуумный завод", находящийся в федеральной собственности.
На основании распоряжения от 29.09.1993 N 349 учрежден завод и утвержден план приватизации перечня объектов завода.
Распоряжением министерства от 20.03.2008 N 66 на основании обращения завода и с согласия Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике спорное защитное сооружение гражданской обороны с оборудованием передано ООО "Капитолий" в пользование.
Министерство и ООО "Капитолий" подписали договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.03.2008. По акту приема-передачи спорный объект передан ООО "Капитолий" на ответственное хранение.
Соглашением от 11.08.2011 договор от 28.03.2008 расторгнут, имущество возвращено министерству по акту приема-передачи от 11.08.2011.
Распоряжением министерства от 11.08.2011 N 328 принято решение о передаче защитного сооружения гражданской обороны с оборудованием государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на ответственное хранение и в пользование, заключен договор от 11.08.2011 N 15с.
По акту приема-передачи от 12.08.2011 на ответственное хранение государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике переданы средства связи и оповещения гражданской обороны и средства защиты гражданской обороны, а также иное имущество гражданской обороны.
Спорный объект внесен в реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, что подтверждается выпиской из реестра от 08.02.2021 N 2.
В письме от 25.08.2020 N 24-2-1-68/3250 министерство обратилось к управлению с предложением добровольно аннулировать сведения о праве собственности на спорный объект в ЕГРН.
Письмом от 14.10.2020 N 07-БМ-03/5283 управление отказалось удовлетворять требование истца, указав, что зарегистрированное право собственности может быть оспорено только в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суды правомерно исходили из того, что для оспаривания зарегистрированного права собственности ответчика путем использования такого способа защиты как признание права отсутствующим, необходимо представить доказательства, что право собственности ответчика возникло по порочным основаниям (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2017 N 306-ЭС17-12659).
К объектам гражданской обороны пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны были переданы в федеральную собственность в силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к постановлению N 3020-1.
В соответствии с постановлением N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр.
Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (утратил силу)
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с положениями, содержащимися в постановлении N 3020-1, объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации.
Данное положение закреплено в пункте 2.2.2 Указа Президента Российской Федерации N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583), рассчитанные на все случаи:
режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
С учетом того, что спорное недвижимое имущество является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, в материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорное сооружение гражданской обороны отсутствующим.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2021 N 308-ЭС21-1844 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2021 по делу N А 63-14316/2020.
Поскольку оснований для признания отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный объект не имеется, требование истца о признании права собственности так же не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, что не свидетельствует о нарушениях судебными инстанциями норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А20-754/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
С учетом того, что спорное недвижимое имущество является защитным сооружением гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, в материалах дела отсутствуют доказательства выбытия в установленном порядке спорного помещения из федеральной собственности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорное сооружение гражданской обороны отсутствующим.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2021 N 308-ЭС21-1844 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2021 по делу N А 63-14316/2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2022 г. N Ф08-2038/22 по делу N А20-754/2021