г. Краснодар |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А53-8521/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И. судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожонковой А.А. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Баршиной Ю.В. (доверенность от 30.12.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Рекламист" (ИНН 6164104680, ОГРН 1156196067312) - Хазаряна В.С., в отсутствие третьих лиц: Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Управления наружной рекламы г. Ростова-на-Дону, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламист" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А53-8521/2021, установил следующее.
АО "Донэнерго" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Рекламист" (далее - общество) о возложении обязанности выполнить работы по демонтажу рекламной конструкции (рекламного щита), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Стачки, 63 (далее - спорный объект), в охранной зоне ВЛЗ-6кВ Л-801 компании.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону и Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону.
Решением от 29.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.12.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, размещение спорного объекта согласовано в установленном порядке. Вывод судов о согласовании расположения только фундамента является ошибочным.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия препятствий при обслуживании ЛЭП, а также угрозы жизни и здоровью граждан. Суд необоснованно отказал в проведении судебного экспертного исследования.
В отзыве на кассационную жалобу компания просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и суды установили, что на основании разрешения от 08.06.2018 N 7501-М (т. 1 л. д. 90) общество установило рекламную конструкцию - биг-борд 6 м х 3-м площадью 36 кв. м, место размещения: г. Ростов-на-Дону, просп. Стачки, 63.
Согласно названному разрешению срок размещения конструкции с 04.06.2018 по 22.11.2026.
Компания является собственником воздушной линии ВЛ-6 кВ Л-801, являющейся объектом коммунально-бытового назначения, используемого для обеспечения электрической энергией потребителей.
Ссылаясь на то, что рекламная конструкция размещена в охранной зоне объекта электрических сетей воздушной линии ВЛ-6 кВ Л-801 в отсутствие согласия владельца электрических сетей, препятствует обслуживанию ЛЭП и создает угрозу жизни и здоровью граждан, компания обратилась в суд с иском.
Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила), в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8, подпунктами "а" и "б" пункта 9 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, а также складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных материалов; размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В силу пункта 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
Суды первой и апелляционной инстанции установили факт размещения спорного объекта в охранной зоне объекта электрических сетей воздушной линии ВЛ-6 кВ Л-801 и в непосредственной близости к ЛЭП.
При этом доказательств обращения общества в сетевую организацию за выдачей разрешения при выполнении строительных работ в пределах охранных зон и размещения самой рекламной конструкции ответчик не представил; компания согласовала только установку фундамента 06.06.2017. При согласовании фундамента в сетевую организацию была направлена лишь топографическая съемка Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, заявлений на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и разрешение на установку в адрес истца не направлялось.
Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием электрической энергии высокого напряжения, отнесена к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а электрическая энергия высокого напряжения признается законодателем источником повышенной опасности.
По смыслу приведенных норм в системном толковании со статьей 1079 Гражданского кодекса запрет на расположение объектов в охранной зоне электропередач обусловлен их отнесением к источникам повышенной опасности, в отношении которых осуществление полного контроля со стороны их владельца исключается в силу особых опасных свойств объекта.
Суды сделали правильный вывод о том, что размещение спорного объекта в пределах охранной зоны ЛЭП и в непосредственной близости к ней создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, затрудняет доступ к линии электропередач и противоречит целям охраны сетей высокого напряжения.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А53-8521/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
...
Статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием электрической энергии высокого напряжения, отнесена к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а электрическая энергия высокого напряжения признается законодателем источником повышенной опасности.
По смыслу приведенных норм в системном толковании со статьей 1079 Гражданского кодекса запрет на расположение объектов в охранной зоне электропередач обусловлен их отнесением к источникам повышенной опасности, в отношении которых осуществление полного контроля со стороны их владельца исключается в силу особых опасных свойств объекта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2022 г. N Ф08-1632/22 по делу N А53-8521/2021