Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение об основаниях исчисления земельного налога (далее - налог) в отношении земельного участка, сведения о вещных правах на который не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и сообщает, что ответ на вопрос аналогичного содержания был направлен письмом ФНС России от 13.11.2023 N БС-4-21/14319@.
Указанным письмом ФНС России исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) было разъяснено, что плательщиком налога является лицо, обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий налогооблагаемый земельный участок.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление) в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеуказанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) (в настоящее время - часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закона N 218-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 Постановления, плательщиком налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости, далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
К вышеуказанным исключениям пунктами 4 и 5 Постановления отнесены следующие случаи. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей (в настоящее время аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиком налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Кроме того, поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Кодекса, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
С учетом изложенного указанные в обращении обстоятельства, по мнению ФНС России, не могут рассматриваться основанием налогообложения земельных участков помимо вышеуказанных норм законодательства о налогах и сборах.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из вещных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий участок.
Исключение - если права на недвижимость возникли до вступления в силу Закона о госрегистрации недвижимости, если право удостоверяется актом, выданным в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта. При универсальном правопреемстве вещные права переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками налога независимо от регистрации перехода права.
Письмо Федеральной налоговой службы от 19 декабря 2023 г. N БС-4-21/15844@ "Об основаниях налогообложения земельного участка, сведения о вещных правах на который не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости"
Опубликование:
-