г. Краснодар |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А15-3577/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615), заинтересованного лица - сельскохозяйственного производственного кооператива "Хрюгский" (ИНН 0504007439, ОГРН 1030500603110), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Хрюгский" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А15-3577/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Хрюгский" (далее - кооператив) 3 105 тыс. рублей полученной субсидий.
Определениями от 22.08.2019 и 09.11.2020 суд в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек к участию в деле, - Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан.
Решением суда от 11.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт несоблюдения кооперативом условий получения субсидии имеющимися в деле доказательствами не подтвержден.
Постановлением от 23.12.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 11.08.2021. Взыскал с кооператива в пользу Министерства 3 105 тыс. рублей субсидии по соглашению от 23.08.2017 N 0116/01, в доход федерального бюджета 41 525 рублей государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что при получении субсидии кооператив не представил договоры аренды на земельные участки и разрешения на закладку многолетних насаждений (виноградников) на землях отгонного животноводства, земельные участки земель отгонного животноводства используются кооперативом с нарушением требований Закона Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (далее - Закон N 18) и Порядка предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладке многолетних насаждений на землях отгонного животноводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.06.2014 N 288 (далее - Порядок N 288).
В кассационной жалобе кооператив просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда от 11.08.2021. Податель жалобы указал, что субсидия получена кооперативом на основании Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.02.2017 N 29 (далее - Порядок N 29), а не на основании Порядка N 288. При получении субсидии кооператив представил полный пакет документов, в том числе и документы, подтверждающие право кооператива на пользование земельными участками. При принятии решения о предоставлении кооперативу субсидии нарушения не установлены. Суд апелляционной инстанции оставил без внимания довод кооператива о том, что проверка в отношении кооператива не проводилась, представители кооператива при проверке не участвовали, с результатами проверки ознакомлены не были.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, совхозу "Хрюгский" сел. Хрюг Ахтынского района Дагестанской АССР исполком Ахтынского районного Совета депутатов трудящихся 09.08.1991 выдал государственный акт А-1 N 205808 на право пользования землей о закреплении за указанным землепользователем в бессрочное и бесплатной пользование 10 617, 42 га земли в границах согласно плану землепользования для сельскохозяйственного землепользования. По плану землепользования совхоза "Хрюгский" земельный участок "Гагаз" N 2 находится на землях Магарамкентского района.
Совхоз "Хрюгский" реорганизован, правопреемником совхоза на основании постановления Ахтынской районной администрации от 20.02.2002 N 23 "О государственной перерегистрации устава сельскохозяйственного производного кооператива "Хрюгский"" является кооператив.
За Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан 02.08.2007 зарегистрировано право собственности на земли сельхозначения для ведения отгонного животноводства площадью 9926000 кв. м, с кадастровым N 05:10:000053:0018 (местоположение: РД, г. Махачкала, Магарамкентский район, участок "Чархи-кам" - СПК "Хрюгский" Ахтынского района (свидетельство о государственной регистрации права серии 05-АА N093186).
В Министерство 07.08.2017 от председателя кооператива Гусейнова Н.И. поступило заявление о предоставлении кооперативу в 2017 году 3 105 тыс. рублей субсидии на закладку и уход (включая установку шпалеры) за молодыми виноградниками с приложением документов согласно перечню.
Между Министерством и кооперативом заключено соглашение от 23.08.2017 N 0116/01 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками (далее - Соглашение), пунктом 4.1.7 которого предусмотрено, что в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения кооперативом порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и соглашением о субсидировании, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением о субсидировании недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Субсидия предоставляется в 2017 году в размере 3 105 тыс. рублей на цели, указанные в разделе 1 Соглашения (пункт 2.1 Соглашения).
В соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Соглашения субсидия предоставляется при предоставлении получателем в министерство документов в соответствии с Порядком N 29, и Соглашением.
Согласно подпункту 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения получатель обязуется обеспечивать достижение значения показателей результативности и иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии или Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения получатель субсидий обязался обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с Соглашением.
Согласно пункту 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Соглашения платежным поручением от 04.09.2017 N 652586 кооперативу перечислены 3 150 тыс. рублей субсидии.
На основании приказа казначейства от 31.05.2018 N 281 в Министерстве за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 проведена проверка по вопросу использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в ходе которой установлены нарушения законодательства при предоставлении кооперативу субсидии, а именно: кооперативу неправомерно выданы 3 150 тыс. рублей субсидии на закладку и уход за виноградниками при отсутствии договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2018, Министерству выдано предписание от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 о необходимости в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания принять меры по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе кооперативу.
Во исполнение предписания казначейства от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 Министерство направило кооперативу претензию от 21.03.2019 N12-04/1-10-940/19 о необходимости в течение пятнадцати дней со дня получения претензии возвратить в бюджет 3 150 тыс. рублей полученной субсидии (далее - спорная субсидия).
В связи с невозвратом кооперативом спорной субсидии в добровольном порядке Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая Министерству в удовлетворении заявленного требования, указал, что казначейство выдало министерству предписание от 18.10.2018 N 103-21-08/4781 о принятии мер по возврату в доход федерального бюджета денежных средств в виде спорной субсидии, неправомерно предоставленной кооперативу, со ссылкой в акте выездной проверки от 05.09.2018 на нарушение пункта 8 Порядка N 29, которое выражается в необоснованном предоставлении Министерством кооперативу субсидий на закладку и уход за виноградниками при отсутствии договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в собственности республики. Однако ни в одном абзаце пункта 8 Порядка N 29 (в редакции, действовавшей в спорный период) не предусмотрено наличие разрешения на закладку многолетних насаждений (виноградников) на землях отгонного животноводства. То есть у Министерства отсутствовали основания для отказа кооперативу в предоставлении субсидии, предусмотренные пунктом 11 Порядка N 29. Суд указал, что Порядок N 288 к данному случаю не имеет отношение, при заключении Соглашения Министерство на указанное постановление не ссылалось.
Установив отсутствие у кооператива оснований для заключения договоров аренды земельных участков при наличии документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования, суд отказал Министерству во взыскании с ответчика спорной субсидии.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные Министерством требования, суд апелляционной инстанции учел, что в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации условий, установленных при их предоставлении, денежные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции указал, что согласно пункту 2 Порядка N 29, принятого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы"", главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий на закладку и уход за виноградниками, является Министерство.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 29 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях осуществления закладки и ухода за молодыми виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны осуществить закладку виноградников на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку и на работы по уходу.
Пунктом 15 Порядка N 29 определено, что возврату в доход республиканского бюджета Республики Дагестан подлежат субсидии в случаях: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году; недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных Министерством в соглашении в соответствии с пунктом 4 Порядка N 29.
Суд апелляционной инстанции установил, что в целях получения субсидии на закладку и уход за виноградниками кооператив представил в Министерство заявление о предоставлении в 2017 году субсидии, справку-расчет, выписку из ЕГРЮЛ, заверенную им копию свидетельства о государственной регистрации права от 19.09.2005 с видом права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком общей площадью 9920000 кв.м. с номером 05:10:000053:0008, копию свидетельства от 02.08.2007 о госрегистрации права собственности на земельный участок (для ведения отгонного животноводства) с кадастровым N 05:10:000053:0018 площадью 9926000 кв. м, расположенный по адресу: Магарамкентский район, участок "Чархи кам" - СПК "Хрюгский" Ахтынского района; справки формы КС N 2 и N 3, сертификат соответствия, рабочий проект закладки виноградника в СПК "Хрюгский" в сел. Гогоаз, сметы.
При этом, как видно из материалов дела, свою деятельность кооператив осуществляет в пределах земель сельхозначения для ведения отгонного животноводства (свидетельство о государственной регистрации права серии 05-АА N 093186).
Согласно статье 3 Закона N 18 земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации. Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом.
В соответствии со статьей 6 Закона N 18 земли отгонного животноводства предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду, заключение договоров аренды земель отгонного животноводства осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению и распоряжению земельными ресурсами.
Из пункта 3 Порядка N 288, следует, что право на заключение договора аренды земельных участков из земель отгонного животноводства предоставляется юридическим лицам и гражданам только по результатам проведения торгов.
В силу пункта 4 Порядка N 288 организацию и проведение торгов осуществляет уполномоченный орган с участием Министерства.
Пунктом 5 Порядка N 288 установлено, что по результатам конкурса уполномоченный орган заключает договор аренды земельного участка и после регистрации арендатором права аренды передаточным актом передает земельный участок арендатору.
Разрешение на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства выдает уполномоченный орган при условии согласования с Министерством и информирует Правительство Республики Дагестан (пункт 7 Порядка N 288).
На основании изложенного является правомерным вывод суда апелляционной инстанции, что кооператив при получении субсидии не представил договоры аренды на земельные участки и разрешения на закладку многолетних насаждений (виноградников) на землях отгонного животноводства, земельные участки земель отгонного животноводства используются кооперативом с нарушением требований Закона N 18 и Порядка N 288. Таким образом, Кооператив в нарушение пунктов 8, 11, 15 Порядка N 29 он получил 3 150 тыс. рублей субсидии на закладку и уход за виноградниками в отсутствие договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал основанный на представленных в материалы дела доказательствах вывод о том, что в связи с несоблюдением кооперативом условий получения спорной субсидии и невозвратом 3 150 тыс. рублей по требованию Министерства данные денежные средства подлежат взысканию с кооператива.
Аналогичная позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2021 N 308-ЭС21-23194.
Общий срок исковой давности, который подлежит применению в рассматриваемом случае, составляет три года, и, принимая во внимание, что спорная субсидия предоставлена кооперативу 04.09.2017, а Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива спорной задолженности 15.07.2019, срок исковой давности не пропущен.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы кооператива отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А15-3577/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешение на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства выдает уполномоченный орган при условии согласования с Министерством и информирует Правительство Республики Дагестан (пункт 7 Порядка N 288).
На основании изложенного является правомерным вывод суда апелляционной инстанции, что кооператив при получении субсидии не представил договоры аренды на земельные участки и разрешения на закладку многолетних насаждений (виноградников) на землях отгонного животноводства, земельные участки земель отгонного животноводства используются кооперативом с нарушением требований Закона N 18 и Порядка N 288. Таким образом, Кооператив в нарушение пунктов 8, 11, 15 Порядка N 29 он получил 3 150 тыс. рублей субсидии на закладку и уход за виноградниками в отсутствие договоров аренды земель отгонного животноводства и разрешений на закладку многолетних насаждений на землях отгонного животноводства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал основанный на представленных в материалы дела доказательствах вывод о том, что в связи с несоблюдением кооперативом условий получения спорной субсидии и невозвратом 3 150 тыс. рублей по требованию Министерства данные денежные средства подлежат взысканию с кооператива.
Аналогичная позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2021 N 308-ЭС21-23194."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф08-635/22 по делу N А15-3577/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-635/2022
23.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3812/2021
07.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3577/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3577/19