г. Краснодар |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А63-5758/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференц-связи, помощником судьи Макаровой А.В., при участии в судебном заседании от истца - Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2634098984, ОГРН 1162651080790) - Семеновой А.С. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А63-5758/2021, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) о возложении обязанности принять в казну Российской Федерации объекты федерального недвижимого имущества.
Решением суда от 05.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2021, требования удовлетворены. На территориальное управление возложена обязанность принять в казну Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение общей площадью 32,5 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:202, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещение 79;
- нежилые помещения общей площадью 30,9 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:199, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещения 77 и 78;
- нежилое помещение общей площадью 16,2 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:198, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещение VIII;
- нежилые помещения общей площадью 39,1 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:204, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещения 73 и 74.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию имущества. Удовлетворение исковых требований фактически перекладывает ответственность за действия, которые повлекли за собой ненадлежащее исполнение обязательств по сохранению объектов в период оперативного управления. Принятие в казну Российской Федерации спорных объектов в аварийном состоянии не представляется возможным без приведения их в состояние существовавшее на момент принятия имущества управлением.
В отзыве управление указало на ее несостоятельность, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за управлением на праве оперативного управления закреплены следующие объекты федерального недвижимого имущества:
- нежилое помещение общей площадью 32,5 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:202, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещение 79;
- нежилые помещения общей площадью 30,9 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:199, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещения 77 и 78;
- нежилое помещение общей площадью 16,2 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:198, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещение VIII;
- нежилые помещения общей площадью 39,1 кв. м с кадастровым номером 26:02:104219:204, расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29, помещения 73 и 74.
В связи с отсутствием необходимости в использовании объектов, находящихся в оперативном управлении Федеральная служба государственной статистики согласовала управлению их изъятие и передачу в казну Российской Федерации (письмо от 23.04.2020 N СО-16-2/2041-ТО).
Управление неоднократно письмами от 23.01.2020 N АК-29-15/316-ДР, от 17.03.2020 N АК-29-15/84-ТС обращалось к территориальному управлению с просьбой изъять объекты, а также представило по запросу территориального управления (письмо от 14.04.2020 N 26-КА-03/2391) пакет документов для передачи объектов в государственную казну Российской Федерации (письмо от 28.04.2020 N НС-29-15/2239-ДР).
По результату рассмотрения вопроса о передаче указанных объектов в казну Российской Федерации территориальное управление информировало управление об отсутствии потребности федеральных государственных организаций в использовании имущества и невозможности проработки вопроса о вовлечении его в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду в связи с расположением нежилых помещений в подвале административного здания. Территориальное управление считает нецелесообразным принятие объектов в казну Российской Федерации. В случае поступления недвижимого имущества в казну Российской Федерации, Росимущество либо его территориальный орган, осуществляя полномочия собственника имущества, обязаны нести затраты по содержанию, охране и надлежащей эксплуатации имущества (письмо от 03.06.2020 N 26-КА-03/3547).
Учитывая указанные обстоятельства, управление обратилось к территориальному управлению с просьбой согласовать передачу указанного имущества в безвозмездное пользование администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, с последующей передачей в муниципальную собственность (письмо от 09.06.2020 N АК-29-15/2768-ДР), на основании полученного управлением ходатайства администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о заключении договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, расположенными по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Профсоюзная, 29 (письмо от 24.03.2020 N 04-2677).
Управление письмами от 02.09.2020 N АК-29-15/3929-ДР и от 02.11.2020 N АК-29-18/4808-ДР запрашивало у территориального управления информацию о решении по вопросу передачи в безвозмездное пользование объектов. На стадии рассмотрения данного вопроса управление направило письма в Росимущество (письма от 20.10.2020 N АК-29-15/4620-ДР и от 30.11.2020 N АК-29-15/5279-ДР).
Управление получило ответ Росимущества (письмо от 23.12.2020 N ЕГ-07/41531), согласно которому Росимущество направило поручение от 16.12.2020 N ЕГ-07/40352 в территориальное управление проработать вопрос по вовлечению объектов в хозяйственный оборот посредством заключения договора аренды, а в случае нецелесообразности вовлечения в хозяйственный оборот Росимущество полагает возможным заключить договор безвозмездного пользования. О невозможности проработки вопроса о вовлечении объектов в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду территориальное управление уведомляло управление ранее в письме от 03.06.2020 N 26-КА-03/3547.
С учетом изложенных обстоятельств, а также принимая во внимание то, что спорные объекты не используются управлением, истец инициировал процедуру прекращения права оперативного управления.
Бездействие территориального управления по принятию в казну Российской Федерации спорных объектов послужило основанием для обращения управления в суд с рассматриваемым иском.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у управления права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку подателя жалобы на неудовлетворительное состояние спорного имущества. Данное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении дела с учетом предмета заявленного иска (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2019 по делу N А76-23398/2018 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 303-ЭС20-314).
Выводы судов соответствуют сложившейся судебной практики, в частности, между теми же сторонами (дело N А63-6988/2020).
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к повторению аргументов, изложенных в апелляционной жалобе, которые оценены судом и обоснованно отклонены. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены доводами кассационной жалобы и проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А63-5758/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку подателя жалобы на неудовлетворительное состояние спорного имущества. Данное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении дела с учетом предмета заявленного иска (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2019 по делу N А76-23398/2018 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 303-ЭС20-314)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф08-2081/22 по делу N А63-5758/2021