г. Краснодар |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А32-13537/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару - Хмелевой А.Е. (доверенность от 17.01.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газ-Новация" (ИНН 2308120512 ОГРН 1062308023645), заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108), Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарского краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ-Новация" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А32-13537/2021, установил следующее.
ООО "Газ-Новация" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - управление), Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару (далее - инспекция), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодар о признании незаконными действий (бездействие) заинтересованного лица, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму налога и подлежащие уплате проценты за каждый день просрочки, о взыскании 1 900 890 рублей 81 копейки излишне уплаченного налога и процентов (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Определением от 18.10.2021 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену заинтересованного лица Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодар на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - отделение).
Решением суда от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взысканы 1500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы непредставлением обществом документальных доказательств излишней уплаты страховых взносов, размера и периода возникновения переплаты. Суды указали, что справка инспекции N 4307639 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.08.2020, не может являться достаточным и допустимым доказательством по делу, поскольку в ней отсутствуют сведения о том, когда и за какие периоды уплачены страховые взносы и какими платежными документами.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что в материалах дела имеется справка инспекции N 4307639 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.08.2020, в которой отражены суммы переплаты, что является достаточным доказательством наличия данных денежных средств в бюджете Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и отделение считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. На вопрос суда о списаниях со счета общества в пользу инспекции 759 996 рублей 85 копеек, признанных недействительными постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А32-14951/2016, представитель инспекции пояснил, что они относятся к списаниям в период с 30.05.2018 по 17.07.2018, не формировали истребуемую обществом сумму переплаты, не относятся к рассматриваемому делу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, возражения на отзыв отделения, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц общество зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара в качестве плательщика страховых взносов с 08.08.2006.
Решением суда от 20.01.2017 по делу N А32-14951/2016 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Штин Ю.Б.
Общество в лице конкурсного управляющего Штин Ю.Б. 28.05.2020 направило в инспекцию заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов): N 1 о возврате 1 100 214 рублей 72 копейки, N 2 о возврате 195 499 рублей 85 копеек, N 3 о возврате 67 363 рублей 09 копеек, N 10 о возврате 195 519 рублей 96 копеек, N 11 о возврате 264 958 рублей 98 копеек, N 12 о возврате 80 334 рублей 21 копейки.
Инспекцией возврат сумм излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещения) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) не произведен.
Конкурсный управляющий в адрес инспекции и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодар 06.11.2020 направил повторное заявление N 20/2 с приложением заявлений о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещения) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Инспекцией представлены сообщения от 16.11.2020 о принятых решениях:
- N 54213 об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) 67 363 рублей страховых взносов "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии" КБК 18210202020060000160.
- N 54211 об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) 1 100 214 рублей 72 копеек страховых взносов "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии" КБК 18210202020060000160.
- N 54210 об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) 195 499 рублей 85 копеек страховых взносов "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017" КБК 18210202010060000160.
Причина отказа "Согласно статье 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафа за отчетный (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается органом Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования. Данное заявление перенаправлено на рассмотрение в Пенсионный фонд Российской Федерации".
В отношении заявлений N 10 о возврате 195 519 рублей 96 копеек излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещения) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), N 11 о возврате 264 958 рублей 98 копеек, N 12 о возврате 80 334 рублей 21 копейки решения не приняты. Истребуемые суммы Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодар обществу не возвратило.
Полагая, что действия инспекции и отделения нанесли ущерб кредиторам, связанный с непоступлением денежных средств в конкурсную массу должника, 16.01.2021 общество на действия (бездействие) инспекции подало жалобу в управление, по результатам рассмотрения которой действия инспекции признаны законными, а жалоба - оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с действиями (бездействием), выразившимися в отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
Суды прежде всего учли, что по состоянию на дату подачи искового заявления 01.04.2021, а также по состоянию на 27.10.2021, за обществом числится переплата по вышеуказанным страховым взносам в сумме 1 369 491 рубль 43 копейки, следовательно, переплаты заявленной в уточненных требованиях, в сумме 1 900 890 рублей 81 копейка, не имеется.
Суды правильно исходили из того, что в связи с принятием Закона N 250-ФЗ с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, а до 01.01.2017 - осуществлялись органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 отражен правовой подход, согласно которому право на зачет и возврат из бюджета излишне уплаченного (взысканного) налога непосредственно связано с наличием его переплаты в соответствующий бюджет и отсутствием задолженности в тот же бюджет. Это обстоятельство может подтверждаться: платежными поручениями, инкассовыми поручениями (распоряжениями), информацией об исполнении обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Следовательно, по правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик страховых взносов), утверждающий о наличии переплаты за конкретный налоговый (расчетный) период, представляет доказательства наличия в бюджете перечисленных им денежных средств: в том числе исполненные платежные поручения, инкассовые поручения (распоряжения). Налоговый орган (орган государственного внебюджетного фонда), возражающий против такого утверждения, может представить доказательства наличия у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) обязанности по уплате данных платежей, равной, либо превышающей уплаченные (взысканные) суммы за тот же период: в том числе налоговые декларации (расчеты) налогоплательщика (плательщика страховых взносов), решения по результатам проверок, содержащие доначисления. В случае необходимости, при решении вопроса о наличии (отсутствии) переплаты, суд учитывает и производные сведения, содержащиеся в базе данных, формирующейся в отношении каждого плательщика налоговым органом (органом государственного внебюджетного фонда), а также акты сверок расчетов.
Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о переплате по страховым взносам и пеням само по себе не подтверждает реальную переплату без подтверждения первичными документами страхователя.
Суды указали, что конкурсный управляющий общества, указывая на наличие переплаты в общей сумме 1 900 890 рублей 81 копейки, ссылается на справку инспекции N 4307639 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.08.2020, в которой отражены суммы переплаты.
При этом суды обоснованно исходили из того, что справка N 4307639 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.08.2020, а также справка N 5836026 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 22.08.2021, представленная конкурсным управляющим в суд апелляционной инстанции, не могут являться достаточными и допустимыми доказательствами по делу, поскольку в них отсутствуют сведения о том, когда и за какие периоды уплачены страховые взносы и какими платежными документами.
Суды установили, что общество не представило доказательства, подтверждающие факт переплаты по соответствующим страховым взносам в заявленном размере, а также доказательства, подтверждающие период ее образования (в материалы дела не представлены первичные документы, из которых можно установить действительное наличие переплаты, а также период ее образования). Более того, из представленных в материалы дела справок о состоянии расчетов, следует, что общество имеет задолженность по страховым взносам, что также исключает возврат платежей, поскольку он допускается при отсутствии недоимки в соответствующий бюджет.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что ссылаясь на наличие переплаты, общество документально не подтвердило ни факт излишней уплаты страховых взносов, ни размер переплаты страховых взносов, ни период возникновения переплаты, что исключает возможность установления как фактической переплаты, так и причины ее образования, и правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным заявитель в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал факт наличия переплаты, что явилось правомерным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества надлежит взыскать 1500 рублей государственной пошлины, отсрочка по уплате которой предоставлялась определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2022 при принятии кассационной жалобы к производству.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А32-13537/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газ-Новация" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 отражен правовой подход, согласно которому право на зачет и возврат из бюджета излишне уплаченного (взысканного) налога непосредственно связано с наличием его переплаты в соответствующий бюджет и отсутствием задолженности в тот же бюджет. Это обстоятельство может подтверждаться: платежными поручениями, инкассовыми поручениями (распоряжениями), информацией об исполнении обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2022 г. N Ф08-1925/22 по делу N А32-13537/2021