г. Краснодар |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А15-1830/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Драбо Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан, от заинтересованного лица - Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219) - Османова А.А. (доверенность от 28.02.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального казенного учреждения "Финансовое управление" администрации городского округа "город Махачкала" - Махтиева Г.Г. (доверенность от 15.06.2021), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства строительства Республики Дагестан (ИНН 0562067892, ОГРН 1070562001950), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Республики Дагестан, Государственной корпорации "Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", Управления имущественных и земельных отношений города Махачкалы, Муниципального казенного учреждения "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий"" администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А15-1830/2021, установил следующее.
Министерство строительства Республики Дагестан (далее - министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - администрация) о взыскании 638 108 736 рублей 10 копеек задолженности (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.01.2022, заявленные министерством требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания с администрации спорной суммы.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях реализации на территории Республики Дагестан Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Федеральный закон N 185-ФЗ) между Государственной корпорацией "Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - фонд) и Республикой Дагестан заключен договор от 07.08.2008 N 55-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилого фонда (далее - договор N 55-ЗС).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.06.2013 N 326 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", в рамках которой в Республике Дагестан до 01.09.2017 должны были быть расселены 192 аварийных многоквартирных дома (11 501, 61 м2), в которых проживают 2 800 семей (далее - Постановление N 326).
Указанной программой обязанности разработчика программы, его исполнителя, управления программой и оперативного контроля за ходом ее реализации возложены на министерство. Соисполнителями программы являлись фонд и, в том числе, администрация.
Между фондом и министерством в 2013-2017 годах также заключены дополнительные соглашения от 07.07.2014 N 15, от 09.06.2015 N 18 и от 19.08.2016 N 21 к договору N 55-ЗС, определяющие правила взаимодействия сторон в целях исполнения решений Правления фонда в 2014-2016 годах о предоставлении финансовой поддержки на региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно содержанию указанных соглашений на министерство возложены обязанности по обеспечению контроля использования средств фонда, средств долевого финансирования бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Порядок взаимодействия сторон при непосредственной реализации республиканской адресной программы переселения и муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа "город Махачкала" на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением главы администрации г. Махачкалы от 24.04.2014 N 898 (далее - программа), регламентирован соглашениями от 22.08.2014 N ПС-3, от 01.12.2015 N 01-ПС и от 01.11.2016 N 01- ПС о долевом финансировании республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), заключенными между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и муниципальным образованием "город Махачкала".
Данными соглашениями предусмотрено три этапа реализации указанных программ: первый этап - 2014-2015 годы, второй этап - 2015-2016 годы и третий этап - 2016-2017 годы.
В целях реализации указанных мероприятий между министерством и администрацией заключено соглашение 14.01.2015 N 3-ФО о реализации республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых согласно Федеральному закону N 185-ФЗ.
Законами Республики Дагестан об утверждении республиканского бюджета Республики Дагестан на 2014, 2015 и 2016 годы министерство определено главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан.
Согласно заключенным соглашениям финансовые средства доведены до администрации по этапам программы переселения 2014-2015, 2015-2016 и 2016-2017 годов.
При реализации республиканской адресной программы переселения на территории г. Махачкалы постановлением администрации г. Махачкалы от 27.01.2020 N 19 внесены изменения в муниципальную адресную программу, предусматривающие исключение из программы 31 дома, в том числе на основании решений суда общей юрисдикции, в результате чего уменьшился объем финансирования программы переселения.
Согласно протоколу от 04.02.2021 N 1044 правлением фонда принято решение, в соответствии с которым Республике Дагестан предписано обеспечить возврат в фонд 338 232 572 рубля 79 копеек бюджетных средств, в том числе 337 632 572 рубля 79 копеек - сумма средств фонда при реализации программы переселения в 2013-2017 годах и 600 000 рублей - сумма возврата средств фонда в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору, а именно с нарушением сроков устранения недостатков качества жилья и строительных дефектов.
Министерство направило в адрес администрации претензию от 31.03.2021 N 11-04.4-2779/21 согласно которой ей необходимо обеспечить возврат выделенных на реализацию указанной программы бюджетных средств в размере 637 510 000 рублей, а также 600 000 рублей - за ненадлежащее исполнения обязательств по договору.
Согласно письму администрации от 16.04.2021 N 51.01-51-13-1735/21 на 2021 год и планируемый период 2022 и 2023 годов финансовые средства на возврат в соответствии с ранее заключенными соглашениями в размере 637 510 000 рублей не предусмотрены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда является предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном данным Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
При вынесении судебных актов суды установили, что во исполнение вступивших в законную силу судебных актов и на основании требований действующего законодательства администрация постановлением от 27.01.2020 N 19 внесла изменения в муниципальную адресную программу, исключив из нее 31 дом.
В связи с указанными изменениями уменьшилось количество признанных аварийными многоквартирных домов, переселение жильцов в которых необходимо было провести за счет бюджетных средств.
Таким образом, общий объем финансирования программы переселения уменьшился.
Суды также установили, что соглашениями от 22.08.2014 N ПС-3, от 01.12.2015 N 01-ПС, от 01.11.2016 N 01-ПС и от 08.08.2016 N 20 о внесении изменений в договор от 07.08.2008 N 55-ЗС предусмотрена обязанность администрации обеспечивать целевое использование предоставленных бюджетных средств, а также возврат этих средств в случае нецелевого их использования.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт нецелевого использования спорных бюджетных средств истцом является доказанным и обоснованно удовлетворил требования в части взыскания 637 508 736 рублей 10 копеек.
Кроме того истцом также заявлено требование о взыскании с администрации 600 000 рублей полученной финансовой поддержки в связи с просрочкой устранения строительных дефектов.
Пунктом 1.4 отчета рабочей группы фонда от 13.08.2019 N 0-05/16 о результатах выездного мониторинга установлены нарушения требований к качеству жилых помещений, предоставленных в рамках реализации программы переселения, а именно факты ввода в эксплуатацию шести домов, находящихся по адресу: г. Махачкала, по ул. Джигитская 13 "Б", корпусов 3-8, без подключения к инженерным сетям. Фактическое проживание граждан в указанных домах не обеспечено ввиду отсутствия теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, в полном объеме не завершена отделка жилых помещений.
Республикой Дагестан в фонд представлен план-график устранения нарушений, в соответствии с которым завершить необходимые мероприятия планировалось до 01.05.2019.
Вместе с тем в ходе проведения проверки установлено, что работы по устранению нарушений в полном объеме не выполнены.
Указанные нарушения сроков устранения недостатков качества жилья и строительных дефектов послужили основанием для вынесения фондом решения от 13.08.2019 N 930 о возврате в фонд 600 000 рублей из расчета по 100 000 рублей за каждый из 6 корпусов многоквартирных домов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А15-1830/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда является предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном данным Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2022 г. N Ф08-2066/22 по делу N А15-1830/2021