г. Краснодар |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А32-23424/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от Новороссийской таможни - Нещеретной О.С. (доверенность от 04.04.2022), Гуменюк В.П. (доверенность от 31.05.2021), Антипенко М.И. (доверенность от 04.04.2022) в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (ИНН 6320016554, ОГРН 1176313102481), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А32-23424/2020, установил следующее.
ООО "Поволжская шинная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене решений от 17.04.2020 N РКТ-10317000-20/000112, РКТ-10317000-20/000113, РКТ10317000-20/000114, РКТ-10317000-20/000115, РКТ-10317000-20/000116, РКТ10317000-20/000117, РКТ-10317000-20/000118, РКТ-10317000-20/000119, РКТ-10317000-20/000120, РКТ-10317000-20/000121, РКТ-10317000-20/000122, РКТ10317000-20/000123, РКТ-10317000-20/000124, РКТ10317000-20/000125, РКТ-10317000-20/000126, РКТ-10317000-20/000127, РКТ-10317000-20/000128, РКТ-10317000-20/000129, РКТ-10317000-20/000130, РКТ10317000-20/000131, РКТ-10317000-20/000132, РКТ 10317000-20/000133, РКТ-10317000-20/000134, РКТ-10317000-20/000135, РКТ-10317000-20/000136, РКТ-10317000-20/000137, РКТ-10317000-20/000138, РКТ10317000-20/000139 о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10317120/200120/0004389, а также просило возложить на таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 05.08.2021 принят отказ заявителя от требований в части возложения на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, производство по делу в указанной части прекращено, решения от 17.04.2020 о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленных по ДТ N 10317120/200120/0004389, признаны незаконными и отменены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2021 решение суда от 05.08.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Выводы, содержащиеся в судебной экспертизе, необоснованно приняты судебными инстанции во внимание. Заключение эксперта от 28.10.2020 не может быть использовано в качестве доказательства принадлежности исследуемых шин к транспортным средствам, применяемым в строительстве, на карьерах, стройплощадках, в промышленности. Суды критически оценили рецензию эксперта ООО "ИЦ "Технология"". Выводы, содержащиеся в рецензии, имеют непосредственное отношение к обстоятельствам дела. Таможня ссылается на законность и обоснованность спорных решений.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы жалобы, просили судебные акты отменить.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках контракта от 01.11.2019 N 643/20316662-00031 по коносаменту N QNLPTINVS00220 в адрес общества ввезен товар, указанный в ДТ N 10317120/200120/0004389.
20 января 2020 года общество подало в Новороссийский юго-восточный таможенный пост декларацию на товары N 10317120/200120/0004389, в которой заявило товар "шины пневматические резиновые для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, а также для перевозки грузов" в количестве 514 шт., прибывших из Грузии на таможню в контейнерах TCNU7566525, TCNU7658935.
В графе 33 ДТ декларантом заявлен код 4011 80 000 0 ТН ВЭД "шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Таможенным органом приняты решения о классификации указанных товаров по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД "шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121" на основании заключения Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 15.04.2020 N 12406004/0009163.
В соответствии с заключением ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 15.04.2020 N 12406004/0009163 объекты исследования эксперту не переданы (пункт 2), исследование проведено на основании акта отбора.
Общество полагало, что решения о классификации товара приняты с нарушением норм статей 19, 20, 21 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), Приказа ФТС России 156 от 31.01.2019 N 156, зарегистрированного в Минюсте России 17.04.2019 (рег. N 54406); таможенный орган пришел к неверному выводу о классификации товаров по ДТ N 10317120/200120/0004389 в связи с чем, необоснованно принял решения.
Считая незаконным решение о классификации товаров по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС от 17.04.2020, общество оспорило его в судебном порядке.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 105, 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Основанием для принятия оспариваемых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС товаров, заявленных по ДТ N 10317120/200120/0004389, послужило заключение таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 15.04.2020 N 12406004/0009163, в котором эксперт пришел к выводу о том, что задекларированные обществом товары фирмы Bontyre моделей BT142, BT-310, BT-281, BT-304, BT-930, R-920, R-230, D-730, D-735, R735, R-920, T830, R-950, T-835 предназначены для использования на автобусах, грузовых транспортных средствах, шасси грузовых транспортных средств, грузовых прицепах и полуприцепах, шасси грузовых прицепов и полуприцепов, товары N 10, 11, 14, 17, 20, 24, 29 шин марки Bontyre моделей R-230, T-835 имеют, согласно ГОСТ "дорожный" рисунок протектора и применяются при движении по дорогам с усовершенствованным капитальным покрытием I, II, III категорий; товары N 1-9, 12-13, 15-16, 18-19, 21-23, 25-26, 28 шин Bontyre моделей BT-142, BT-310, BT-281, BT-304, BT-930, R-920, D-730, D-735, R-735, R-920, T-830, R-950 согласно ГОСТ имеют "универсальный" рисунок протектора и применяются при движении преимущественно по дорогам с усовершенствованным облегченным покрытием III, IV и IV-п категорий и переходным IV и V категорий.
Определением суда первой инстанции от 17.09.2020 по ходатайству общества для установления конструктивных особенностей и области применения шин марки Bontyre назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Бюро Технических экспертиз "Эксперт"".
В заключении эксперта сделаны выводы о том, что товары N 1 - 29 с торговым знаком, маркой Bontyre, с учетом текста субпозиции 4011 80 000 0, предназначены для спецтехники, используемой в строительстве, горном деле, промышленности, не предназначены для автобусов и грузового транспорта.
Основания полагать, что выводы эксперта не соответствуют обстоятельствам дела и нормам, регулирующим деятельность эксперта, судебные инстанции не установили.
Таможня в жалобе ссылается на то, что выводы, сделанные в рецензии экспертом ООО "ИЦ "Технология"", имеют непосредственное отношение к фактическим обстоятельствам дела, при проведении исследования размеров шины, эксперт использовал измерительный инструмент, который не позволяет произвести замеры, ввиду чего не представляется возможным установить, каким образом производились замеры.
Однако, как следует из содержания заключения от 30.09.2020, экспертом выделены отдельным пунктом используемые приборы и оборудование при проведении исследований, а именно, масштабная экспертная линейка, штангенциркуль со встроенным глубиномером, цифровой аппарат, что расценено судами как достаточный набор для получения экспертом ответов на поставленные судом первой инстанции вопросы.
Суды критически оценили рецензию ООО "ИЦ "Технология"", которую представила таможня в качестве подтверждения позиции, поскольку эксперт Григорьев Д.В. к участию в данном деле, а также на стадии таможенного контроля, не привлекался. Рецензия направлена на переоценку экспертного заключения ООО "Бюро Технических экспертиз "Эксперт"".
В товарную позицию 4011 согласно пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Основным классификационным признаком резиновых шин в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Ссылки таможни на отсутствие информации в ГОСТе о внешних признаках, отнесение модели R 230 к дорожному рисунку протектора согласно ГОСТу 22374-77, а моделей ВТ-310, R-920, В-730, D-735 к универсальному рисунку протектора, что опровергает выводы эксперта, отклонены судом апелляционной инстанции. Как указал суд апелляционной инстанции, в материалы дела представлены письма производителя спорных шин BAYI RUBBER CO. LTD., поступившие обществу 05.01.2020, согласно которым рассматриваемые в данном деле шины торговой марки Bontyre, в том числе моделей R-230, D-730, D-735, специально разработаны по заказу общества и предназначены исключительно для строительства, горного дела и промышленности, с установкой на спецтехнику. В субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются шины и покрышки для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС - шины и покрышки для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов. Сведения о видах транспортных средств, с которыми могут использоваться шины, являются классификационными признаками, а именно, классификация шин в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС зависит от того, предназначены шины для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили), либо для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов. Спорный товар не может относиться к субпозиции 4011 20, поскольку его описание, назначение, характеристики и свойства, заложенные производителем, более точно соответствуют субпозиции 4011 80, поскольку товар в числе прочих характеристик, не предназначен для применения на автобусах или моторных транспортных средствах для перевозки грузов. Основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 является вид транспорта, для которого данные шины предназначены. Спорный товар предназначен исключительно в качестве шины для использования в строительстве, горном деле или промышленности.
Доводы таможни о том, что согласно информации на официальном сайте производителя шины Bontyre моделей R-230, D-730, D-735 являются радиальными шинами для грузовиков и автобусов, предназначены для установки на ведущую ось и применяются для длительных и региональных перевозок, являются всесезонными грузовыми шинами для установки на рулевую ось, предназначены для международных и региональных перевозок, что относит их к товару по коду 4011 20 900 0 ТН ВЭД, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку указанные характеристики не исключают возможность использования шин в строительстве, горном деле или промышленности и не предопределяют их исключительно для автобусов, моторных транспортных средств для перевозки грузов.
Аргумент таможни о том, что до введения антидемпинговой пошлины общество декларировало шины моделей R-230, D-730, D735, ВТ-310, R-920 в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, не имеет правового значения. Как правильно указали суды, классифицируя ввезенные обществом шины, необходимо исходить из свойств именно этого товара, нельзя определять свойства шин по коду ТН ВЭД, не обращаясь к описанию, свойствам, назначению шин. Исходя из смысла ТН ВЭД, ОПИ ТН ВЭД, отнесение товаров к одной из субпозиции товарной позиции на уровне одной товарной группы сопряжено только с полнотой и достоверностью описания товаров, что включает в себя отражение сведений о назначении товара и сферы его применения.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что таможней не доказана законность и обоснованность принятых решений о классификации товаров в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов".
Ссылки таможни на письма адвоката и иные приложенные к ним документы в качестве обоснования позиции отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку указанные доказательства, исходя из их содержания, не относятся к рассматриваемым правоотношениям.
С учетом изложенного выводы судов о том, что заявленная обществом классификация товара соответствует как основным правилам интерпретации ТН ВЭД, так и наиболее соответствует товаросопроводительной и эксплуатационной документации на товар, а также описанию и свойствам ввезенного товара, являются правильными. Таким образом, оспариваемые обществом в рамках рассматриваемого дела решения таможни и предварительные решения о классификации товаров не соответствуют закону и нарушают права общества, в связи с чем являются недействительными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А32-23424/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от Новороссийской таможни - Нещеретной О.С. (доверенность от 04.04.2022), Гуменюк В.П. (доверенность от 31.05.2021), Антипенко М.И. (доверенность от 04.04.2022) в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" (ИНН 6320016554, ОГРН 1176313102481), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А32-23424/2020, установил следующее.
...
Общество полагало, что решения о классификации товара приняты с нарушением норм статей 19, 20, 21 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), Приказа ФТС России 156 от 31.01.2019 N 156, зарегистрированного в Минюсте России 17.04.2019 (рег. N 54406); таможенный орган пришел к неверному выводу о классификации товаров по ДТ N 10317120/200120/0004389 в связи с чем, необоснованно принял решения.
...
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 105, 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф08-1735/22 по делу N А32-23424/2020