г. Краснодар |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А32-8442/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Калуцких Р.Г. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Шапаренко К.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Бирюкова Алексея Анатольевича (ИНН 231900558468, ОГРНИП 316236700071771), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кубанского бассейнового водного управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А32-8442/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Бирюков А.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 03.12.2020 N 52-32-15-44920/20, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21, а также о понуждении в течение месяца с момента вступления в силу судебного решения опубликовать в уполномоченном печатном издании и сети "Интернет" информацию о предстоящем предоставлении в аренду данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Кубанское бассейновое водное управление (далее - управление).
Решением от 26.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2021, заявление удовлетворено: признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) решение департамента, изложенное в письме от 03.12.2020 N 52-32-15-44920/20, об отказе в оказании государственной услуги по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21. На уполномоченный орган возложена обязанность совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, а именно: обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, и разместить извещение на официальном сайте, а также сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса) либо в случае, если такие заявления не поступят, - осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21 в трех экземплярах, его подписание и направление предпринимателю (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса); с департамента в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:23:1303002:21 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению департамента, о чем свидетельствует информация, представленная ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". При формировании спорный земельный участок обозначен как пастбище. Информация о каком-либо водном объекте в материалах межевания отсутствует. В письме от 03.08.2021 N 1-59/1480 Краснодарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в лице филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" сообщил суду, что сведениями о наличии (отсутствии) водных объектов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21, не располагает; информация о расположении водного объекта и его наименовании содержится в государственном водном реестре, который формирует Федеральное агентство водных ресурсов; для получения указанных сведений необходимо обратиться в Кубанское бассейновое водное управление. В письме от 05.07.2021 N 01-07/3269 Кубанское бассейновое водное управление сообщило, что по данным общедоступного информационного ресурса "Публичная кадастровая карта" можно предположить, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21 расположено два пересыхающих водотока без названия. При этом в том же письме данное управление подчеркнуло, что не несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных на публичной кадастровой карте в отношении расположения земельных участков относительно водных объектов, рекомендовало обратиться в Краснодарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Таким образом, Кубанское бассейновое водное управление не предоставило сведений государственного водного реестра, которые бы позволили установить в границах земельного участка конкретный водный объект, а также выяснить его характеристики и наименование. Предположительное нахождение на участке сельскохозяйственного назначения двух пересыхающих непоименованных водотоков не позволяет заключить о формировании такого участка с включением в его состав части водного объекта, в том смысле, как водный объект определяется в статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс). Департамент не доказал нахождение на земельном участке с кадастровым номером 23:23:1303002:21 конкретного водного объекта в соответствии с той классификацией водных объектов, которая приведена в статье 5 Водного кодекса. В соответствии с пояснительной запиской ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" к материалам по обследованию части земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21, на части данного участка ориентировочной площадью 60 тыс. кв. м имеется понижение рельефа местности с зарастанием камышовой растительностью, водная гладь отсутствует. В отсутствие информации уполномоченных органов и сведений государственного водного реестра, ввиду недоказанности фактического нахождения на земельном участке поверхностного водного объекта, суды пришли к выводу о том, что водный объект на рассматриваемом земельном участке не установлен, а изготовленная по состоянию на 01.01.2003 поконтурная ведомость земель фонда перераспределения не содержит актуальной информации о водных объектах в границах земельного участка, не может считаться неопровержимым и окончательным доказательством прохождения по земельному участку фонда перераспределения водного объекта. Ссылаясь на наличие в границах земельного участка некоего водного объекта, департамент фактически выводит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 848 451 кв. м из гражданского оборота, блокируя возможность предоставления в аренду для целей сельскохозяйственного производства, не принимая мер к установлению характеристик и вида предполагаемого водного объекта либо к исключению такового из границ земельного участка (при наличии).
В кассационной жалобе департамент просит решение от 26.10.2021 и апелляционное постановление от 23.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на расположение в границах земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21 водного объекта, что подтверждается информацией, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22.10.2020 N 11-290/41240. Заключение договора аренды в отношении земельного участка, на котором находятся водные объекты, противоречит статьям 1, 5, 8 Водного кодекса и статье 102 Земельного кодекса, повлечет нарушение прав неограниченного круга лиц на беспрепятственный доступ к водному объекту. По мнению заявителя, отказ департамента от 03.12.2020 N 52-32-15-49920/20 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя; совокупность условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным, отсутствует.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании окружного суда представитель департамента поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Иные лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, в собственности Краснодарского края находится земельный участок земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:23:1303002:21 площадью 848 451 кв. м, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство (фонд перераспределения), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись о регистрации от 11.05.2009 N 23-23-39/013/2009-341 (т. 1, л. д. 68).
2 ноября 2020 года предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21 площадью 848 451 кв. м, для сельскохозяйственного производства на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
В письме от 03.12.2020 N 52-32-15-44920/20 (т. 1, л. д. 11 - 13) департамент изложил решение об отказе в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка, сославшись на информацию, предоставленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (письмо от 22.10.2020 N 11-290/41240), согласно которой в границах земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21 находится водный объект. Кроме того, департамент указал на наличие оснований к отказу, предусмотренных пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса, а именно: границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Считая решение департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права лица, обратившегося за защитой (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Основанием для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких актов, решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, установленных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 этого Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает установленные данной статьей действия, в том числе, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса.
Оспариваемое решение, оформленное письмом от 03.12.2020 N 52-32-15-44920/20, департамент мотивировал нахождением на испрашиваемом земельном участке некоего водного объекта; а также тем, что границы участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности департаментом нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:23:1303002:21 водного объекта в соответствии с классификацией водных объектов, приведенной в статье 5 Водного кодекса. Согласно пояснительной записке ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" к материалам по обследованию части земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21, на части земельного участка ориентировочной площадью 60 тыс. кв. м имеется понижение рельефа местности с зарастанием камышовой растительностью, водная гладь отсутствует. Изготовленная по состоянию на 01.01.2003 поконтурная ведомость земель фонда перераспределения не содержит актуальной информации о водных объектах в границах исследуемого земельного участка, поэтому, не может считаться неопровержимым и окончательным доказательством прохождения по земельному участку водного объекта. Указывая на наличие в границах земельного участка водного объекта, департамент фактически выводит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 848 451 кв. м из гражданского оборота, блокируя возможность предоставления в аренду для целей сельскохозяйственного производства. Ссылку департамента в оспариваемом решении на пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса суды отклонили, указав, что сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:23:1303002:21 не содержат информации о том, что его границы не установлены либо требуют уточнения (выписка из ЕГРН от 24.04.2021 N 99/2021/389598856).
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Кодекса, арбитражный суд округа не установил.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.01.2022 исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливалось до рассмотрения жалобы. Поскольку кассационное производство завершено, приостановление утратило силу и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А32-8442/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 26.10.2021 и постановления от 23.12.2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.01.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности департаментом нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:23:1303002:21 водного объекта в соответствии с классификацией водных объектов, приведенной в статье 5 Водного кодекса. Согласно пояснительной записке ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" к материалам по обследованию части земельного участка с кадастровым номером 23:23:1303002:21, на части земельного участка ориентировочной площадью 60 тыс. кв. м имеется понижение рельефа местности с зарастанием камышовой растительностью, водная гладь отсутствует. Изготовленная по состоянию на 01.01.2003 поконтурная ведомость земель фонда перераспределения не содержит актуальной информации о водных объектах в границах исследуемого земельного участка, поэтому, не может считаться неопровержимым и окончательным доказательством прохождения по земельному участку водного объекта. Указывая на наличие в границах земельного участка водного объекта, департамент фактически выводит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 848 451 кв. м из гражданского оборота, блокируя возможность предоставления в аренду для целей сельскохозяйственного производства. Ссылку департамента в оспариваемом решении на пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса суды отклонили, указав, что сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 23:23:1303002:21 не содержат информации о том, что его границы не установлены либо требуют уточнения (выписка из ЕГРН от 24.04.2021 N 99/2021/389598856).
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Кодекса, арбитражный суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф08-831/22 по делу N А32-8442/2021