г. Краснодар |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А15-3604/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Матрица" (ИНН 7729507673 ОГРН 1047796366914), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ответчика - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036 ОГРН 1020502528727), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424 ОГРН 1090562002662), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 36804 0, 36803 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А15-3604/2020, установил следующие.
Общество с ограниченной ответственностью "Матрица" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Дагестанской таможне (далее - таможня) о взыскании 1 954 011 рублей 40 копеек остатка денежных средств, вырученных от реализации задержанных товаров (уточненные требования). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление).
Решением от 18.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2021, иск удовлетворен в части взыскания с таможни 1 663 226 рублей 65 копеек, вырученных от реализации задержанных товаров, и 27 698 рублей расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суд признал обоснованным применение льготной ставки ввозной таможенной пошлины в размере 11,25 % и льготной ставки НДС в размере 10% по замороженной молочной продукции из Исламской Республики Иран и правомерным применение тарифной преференции лицом, ввозящим эту продукцию.
В кассационной жалобе таможня просит обжалуемые судебные акты отменить в части взыскания с таможни в пользу общества 1 663 226 рублей 65 копеек, вырученных от реализации задержанных товаров, отказать в исковых требований ООО "Матрица" в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество и Iran Dairy Industries Commercial Co (Исламская Республика Иран) заключили договор поставки от 28.01.2020 N 36.98.14750 сливок (50%) замороженных пастеризованных (1 215 500 кг) (далее - иранские сливки).
Из-за введения Россельхознадзором с 06.03.2020 запрета на ввоз в Российскую Федерацию иранских сливок 18.03.2020 поступившие обществу четыре товарные партии иранских сливок (нетто 18 700 кг каждая) задержаны таможней (протоколы о задержании товаров от 18.03.2020). Срок хранения задержанных товаров установлен до 16 час. 00 мин. 19.03.2020, о чем Магарамкентский таможенный пост уведомил перевозчиков товаров, где разъяснил, что при невостребование товаров по истечении этого срока они подлежат реализации, уничтожению или иному использованию в соответствии со статьей 382 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - Таможенный кодекс). Девятнадцатого марта 2020 года составлены акты об истечении сроков хранения задержанных товаров, в тот же день Магармкентский таможенный пост направил их перевозчикам ООО "Каспий Транс", ООО "Дагтрансхолод", ООО "ЯТРАНС МАП" и ООО "Луч Транс 1". Задержанные товары по актам приема-передачи от 01.04.2020 таможенный пост передал в управление для их реализации.
По договорам купли-продажи N 8, 9, 10. 11 от 29.05.2020 управление задержанные товары реализовало ООО "БЕЛРУСПРОДУКТ", вырученные от их реализации средства составили 1 976 250 рублей (за вычетом НДС) за каждую партию, всего 7 905 тыс. рублей, которые управление перечислило таможне 09.06.2020. Из них таможня перечислила в бюджет 1 011 241 рубль 81 копейку ввозной таможенной пошлины и НДС за каждую партию товара (всего 4 044 967 рублей 24 копейки). Из оставшихся после зачисления в бюджет денег 3 860 032 рубля 76 копеек по заявлению общества от 26.06.2020 (поступило в таможню 20.07.2020) возвращены обществу платежными поручениями от 07.08.2020 N 572539, 12.08.2020 N 658604, 658598 и 658602.
Общество направило таможне уведомление от 25.08.2020 о возврате оставшейся части денежных средств, вырученных от реализации задержанных товаров, которое таможня не удовлетворила.
Отказ в возврате оставшихся денежных средств повлек обращение общества в арбитражный суд.
Суд установил, что от реализации задержанных четырех партий товара "сливки пастеризованные 50%" выручено 7 905 тыс. рублей, они поступили таможне.
В целях исчисления сумм ввозных таможенных пошлин и НДС таможня определила таможенную стоимость иранских сливок по правилам статей 39, 41, 42, 45, 46 Таможенного кодекса и пункту 20 приказа ФТС России от 12.08.2013 N 1510 (резервным методом с использованием имеющейся в распоряжении таможни ценовой информации о стоимости идентичных товаров, ввезенных по ДТ N 10013160/160819/0312751).
Суд проверил и отклонил довод общества о необходимости определения таможенной стоимости по первому методу (цене сделки), отметив, что у таможни не имелось сведений о расходах по доставке товаров от места их погрузки до границы Таможенного Союза, подлежащих включению в таможенную стоимость. Покупатель по условиям контракта оплачивал расходы по доставке товаров из пункта погрузки Исфахан, Иран, что значительно дальше от предлагаемого обществом населенного пункта (г. Астара). Суд проверил и ссылки общества на приводимую им для сравнению декларацию о товарах, признал ввезенный по ней (не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза спорных иранских сливок) товар идентичным.
Пунктом 1 статьи 46 Таможенного кодекса к таможенным платежам отнесены в том ввозная таможенная пошлина (подпункт 1), налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза (далее - НДС) (подпункт 3). Суд счел обоснованным применение в отношении задержанных товаров льготной ставки ввозной таможенной пошлины в размере 11,25 % 75% от ввозимых иранских молочных продуктов от общеустановленной для сливок ставки 15%, рассчитал ее величину по четырем партиям задержанных товаров (1 197 523 рубля 20 копеек).
При определении размера НДС, подлежащего уплате из средств, вырученных от реализации задержанных товаров, суд правильно применил статьи 12, 13, пункт 1, 14 статьи 318, пункт 1 статьи 383 Таможенного кодекса, часть 8 статьи 320 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании", Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), статьи 39, 146, пункт 1 статьи 4, пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, пункты 33, 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" и счел обоснованным применение в отношении иранских сливок ставки НДС в размере 10% с операций по реализации на территории Таможенного союза молочной продукции. По этой ставке облагаются операции по реализации на территории Российской Федерации молоко, сливки, пахта, кефир, сливочное масло, молочные жиры, сыр и творог и прочие молочные продукты (0401 - 0406).
Применение налоговой ставки 10 % в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Отнесение задержанных товаров к коду 0401 (субпозиция 0401509900) подтверждается материалами дела.
На основании взаимосвязанных положений пункта 10 статьи 88, пункта 1 статьи 379, пункта 1 статьи 382 и статьи 383 Таможенного кодекса товары, в отношении которых в установленные сроки не совершены необходимые таможенные операции, задерживаются таможенными органами и, по общему правилу, подлежат реализации с выплатой декларанту (собственнику) денежных средств, вырученных от реализации, за вычетом удержанных сумм, в том числе ввозных таможенных пошлин, налогов (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
Спорные иранские сливки утратили статус иностранного товара, в отношении них начата и завершена одна из таможенных процедур, определенная Таможенным кодексом, и приобрели после их реализации таможней на территории Российской Федерации статус товаров Таможенного союза, на которые распространяется нормы российского законодательства (в том числе налогового). Действия таможни по реализации задержанных товаров в данном случае направлены не на лишение лица, перемещаемого через таможенную границу имущества, а на соблюдение специального разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу. Право пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, поставлено законодателем в зависимость от выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с таким перемещением, выбором таможенного режима.
Происхождение спорных сливок из Иранской Исламской Республики, как установил суд и подтверждается материалами дела, подтверждается сертификатами о происхождении товаров, где содержатся сведения о наименовании товаров, их количестве и транспортных средствах, на которых они перевозятся. Подлинники сертификатов находились в комплекте сопроводительных документов на задержанные товары, что следует из акта приема-передачи от 01.04.2020, а также оригиналов ветеринарных и других сертификатов, инвойсов на 44 листах. Происхождение сливок из Ирана таможня не оспаривает, ссылаясь лишь на установление в момент их ввоза ограничений по их ввозу.
В силу части 2 статьи 320 Закона N 289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Исходя из частей 1, 8 статьи 320 Федерального закона N 289-ФЗ таможенные органы в рассматриваемом случае возмещают в федеральный бюджет денежные средства в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания.
Суд рассчитал величину НДС по спорным задержанным товарам, он составил 2 381 740 рублей 59 копеек. О наличии иных расходов (понесенных в связи с хранением и реализацией задержанных товаров) таможня не заявила.
С учетом изложенного суд сделал вывод о наличии оснований для возврата обществу остатка денежных средств, вырученных от реализации задержанных товаров, в размере 5 523 259 рублей 41 копейки (7 905 000 - 2 381 740,59), где 7 905 тыс. рублей составили средства, вырученные от реализации задержанных иранских сливок. Поскольку таможня возвратила ранее 3 860 032 рубля 76 копеек, остаток подлежащих возврату средств определен в размере 6 632 26 рублей 65 копеек.
Поскольку спорные иранские сливки утратили статус иностранного товара, в отношении них начата и завершена предусмотренная Таможенным кодексом таможенная процедура, завершившаяся их реализацией на территории Российской Федерации (продажа ООО "Белруспродукт") для соблюдения специального разрешительного порядка их перемещения через таможенную границу (преодоление введенного Россельхознадзором запрета на ввоз в Россию иранских сливок), и приобрели статус товаров Таможенного союза, выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы не основаны на нормах права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.08.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А15-3604/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании взаимосвязанных положений пункта 10 статьи 88, пункта 1 статьи 379, пункта 1 статьи 382 и статьи 383 Таможенного кодекса товары, в отношении которых в установленные сроки не совершены необходимые таможенные операции, задерживаются таможенными органами и, по общему правилу, подлежат реализации с выплатой декларанту (собственнику) денежных средств, вырученных от реализации, за вычетом удержанных сумм, в том числе ввозных таможенных пошлин, налогов (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
...
В силу части 2 статьи 320 Закона N 289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Исходя из частей 1, 8 статьи 320 Федерального закона N 289-ФЗ таможенные органы в рассматриваемом случае возмещают в федеральный бюджет денежные средства в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф08-1213/22 по делу N А15-3604/2020