Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 декабря 2023 г. N 2827-па
"Об основных направлениях долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В соответствии со статьей 101, пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях эффективного управления муниципальным долгом города Комсомольск-на-Амуре администрация города Комсомольска-на-Амуре постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Опубликовать постановление в газете "Дальневосточный Комсомольск" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре - руководителя Департамента экономического развития.
Глава города |
А.В. Жорник |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
администрации города
Комсомольска-на-Амуре
от 19 декабря 2023 г. N 2827-па
Основные направления
долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Раздел I. Общие положения
Основные направления долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации в целях подготовки проекта бюджета городского округа города Комсомольска-на-Амуре (далее - местный бюджет) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и определяют цели и приоритеты деятельности администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация города) в области управления муниципальным долгом города Комсомольска-на-Амуре (далее - муниципальный долг), основаны на необходимости поддержания объема муниципального долга города на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения городом обязательств по его погашению и обслуживанию и, при этом, позволяющем решать неотложные задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации, а также в основных направлениях деятельности администрации города.
Реализация долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) будет осуществляться в соответствии с бюджетной и налоговой политикой города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов, которая определяется основными направлениями прогноза социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре на долгосрочный период до 2032 года, утвержденными постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 27 октября 2021 года N 1847-па, а также с учетом итогов исполнения местного бюджета в предшествующие периоды.
Раздел II. Итоги реализации долговой политики
В рамках эффективного управления муниципальным долгом с достижением показателей (индикаторов), предусмотренных муниципальной программой города Комсомольска-на-Амуре "Управление муниципальными финансами", утвержденной постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 31 октября 2019 года N 2425-па, в 2023 году продолжена работа по реализации долговой политики.
Долговая политика направлена на привлечение кредитных ресурсов на максимально выгодных условиях, снижение расходов на обслуживание муниципального долга, а также замещение кредитов кредитных организаций временно свободными средствами муниципальных учреждений и бюджетными кредитами.
В июле 2022 года городу Комсомольску-на-Амуре из краевого бюджета предоставлен бюджетный кредит в сумме 1 098,5 млн рублей с процентной ставкой за пользование 0,1 процент годовых для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям.
Данное мероприятие позволило сократить долю дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций, увеличить сроки погашения долговых обязательств, а также сократить расходы на обслуживание муниципального долга.
В структуре муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре по состоянию на 1 января 2023 года доля кредитов кредитных организаций составила 16,8 процентов.
Изменение сроков привлечения кредитов кредитных организаций, замещение кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами, привлечение кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, а также использование временно свободных средств, находящихся на лицевых счетах муниципальных учреждений позволило сократить расходы по обслуживанию муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре за 2022 года на 64,3 млн рублей.
В 2023 году привлечен бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете бюджета под 0,1 процент годовых за счет средств которого досрочно погашен коммерческий кредит ПАО "Промсвязьбанк" в сумме 262 млн рублей, в результате чего сложилась экономия по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 9,5 млн рублей.
Обязательства, принятые соглашениями с министерством финансов Хабаровского края о предоставлении администрации города из краевого бюджета бюджетных кредитов (о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам) исполнены в 2022 году, в том числе:
1) кредиты от кредитных организаций в местный бюджет в 2022 году привлекались исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процент годовых;
2) доля общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Комсомольска-на-Амуре по состоянию на 1 января 2023 года составила 11,14 процента.
В течение 2023 года расчеты по долговым обязательствам городского округа производятся своевременно и в полном объеме. Возникновения просроченных долговых обязательств городского округа не допущено.
Прогнозируемый на конец 2023 года объем муниципального долга не превысит предельный объем муниципального долга, установленный решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 7 декабря 2022 года N 107 "О местном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание муниципального долга и к структуре муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре по ожидаемым итогам исполнения местного бюджета за 2023 год будут соблюдены.
По результатам проведенной министерством финансов Хабаровского края в 2023 году оценки состояния долговой устойчивости, город Комсомольск-на-Амуре отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
В целях сдерживания роста муниципального долга постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 3 июля 2020 года N 1245-па утверждена программа оздоровления муниципальных финансов города Комсомольска-на-Амуре на период до 2024 года, включающая план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов местного бюджета и совершенствованию долговой политики города Комсомольска-на-Амуре.
Информация о величине и структуре долговых обязательств городского округа в 2023 году размещается на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Раздел III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
1) сложившиеся показатели экономики города Комсомольска-на-Амуре в текущем периоде и прогноз перспективы ее развития в среднесрочной перспективе;
2) изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
3) изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации;
4) динамика изменений ключевой ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации;
5) рост расходных обязательств городского округа вследствие реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития города Комсомольска-на-Амуре;
6) необходимость ежегодной индексации расходов местного бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
7) потребность в привлечении рыночных заимствований как для перекредитования ранее полученных кредитных ресурсов, так и в целях обеспечения финансирования дефицита местного бюджета;
8) потребность в привлечении заимствований из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
9) необходимость выполнения условий заключенных кредитных договоров между администрацией города и министерством финансов Хабаровского края о предоставлении бюджетных кредитов местному бюджету из краевого бюджета и дополнительных соглашений к ним.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 18 августа 2012 года N 282-пр "О предоставлении (использовании, возврате) бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета" предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из краевого бюджета осуществляется при принятии администрацией города следующих условий:
1) принятие обязательства по привлечению в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным Банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
2) принятие обязательства по неувеличению доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям в объеме доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, сложившейся после предоставления бюджетного кредита.
При этом необходимо учитывать обязательства по поддержанию долговой устойчивости на уровне, соответствующем системе оценки, утвержденной статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Проводимая в последние годы долговая политика, способствовала сдерживанию объема муниципального долга и расходов на его обслуживание в безопасных пределах. Ожидается, что в предстоящем трехлетнем периоде (2024 - 2026 годы) объем муниципального долга не превысит установленного БК РФ предельного значения (пункт 3 статьи 107 БК РФ).
Расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств являются приоритетными.
Раздел IV. Цели и задачи долговой политики
Основные цели долговой политики - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении местного бюджета, поддержание муниципального долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств городского округа и сохранение финансовой устойчивости местного бюджета.
Задачами долговой политики, направленными на достижение целей долговой политики, являются:
1) соблюдение ограничений параметров муниципального долга городского округа, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и условиями соглашений, заключенных с министерством финансов Хабаровского края и Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю о предоставлении бюджетных кредитов из федерального и краевого бюджетов;
2) сохранение показателей и индикаторов долговой устойчивости городского округа в 2024 - 2026 годах в пределах безопасных значений;
3) оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
4) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств городского округа, недопущение возникновения просроченных обязательств;
5) сокращение рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований;
6) учет и анализ информации о муниципальном долге, и формирование отчетности о муниципальных долговых обязательствах городского округа;
7) повышение прозрачности политики управления муниципальным долгом, соблюдение стандартов раскрытия информации о муниципальном долге.
Раздел V. Инструменты долговой политики
Перечень инструментов реализации долговой политики сформирован в соответствии с требованиями БК РФ и включает в себя следующие инструменты:
1) Кредиты кредитных организаций.
Привлечение кредитов от кредитных организаций является наиболее гибким и мобильным способом, позволяющим привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода времени и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства вследствие снижения начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.
Расчет начальной максимальной цены контракта производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 января 2014 года N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта", что позволяет заключать контракты с кредитными учреждениями на предоставление кредитных ресурсов под процентную ставку не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых и обеспечивает возможность исполнения принятых обязательств городским округом перед министерством финансов Хабаровского края, согласно кредитному договору.
Кроме того, осуществляется взаимодействие с коммерческими банками, предоставившими кредитные средства, по снижению процентной ставки в процессе пользования кредитными ресурсами.
2) Бюджетные кредиты.
Предоставление бюджетных кредитов местному бюджету из федерального и краевого бюджетов планируется на пополнение остатков средств на счете местного бюджета и для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета, со сроком возврата в течение финансового года, а также для частичного покрытия дефицита местного бюджета со сроком пользования до пяти лет.
Преимуществом бюджетного кредитования являются низкие процентные ставки, позволяющие снизить расходы местного бюджета на обслуживание муниципального долга и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на социально значимые и первоочередные расходы.
Вместе с тем привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете местного бюджета и для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета, влечет принятие жестких условий по срокам их возврата в течение финансового года, что в свою очередь, приводит к необходимости ежедневного резервирования средств на счете местного бюджета, и как следствие, наличие остатков неиспользованных средств при их недостаточности на первоочередные расходы.
3) Использование механизмов по сокращению стоимости обслуживания муниципального долга, включающих в себя:
а) привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Комсомольска-на-Амуре, а также средств поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций, и финансирования временных кассовых разрывов;
б) проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок, по ранее заключенным кредитным договорам исходя из изменяющихся условий финансовых рынков и заключению дополнительных соглашений к кредитным договорам о снижении процентных ставок;
в) рефинансирование рыночных долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой;
г) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами в части корректировки сроков привлечения заимствований, сокращения или перераспределения объема заимствований с учетом результатов исполнения местного бюджета.
Раздел VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом являются:
1) ухудшение экономической ситуации в городском округе, и как следствие недостаточное поступление доходов в местный бюджет на финансирование расходных обязательств, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств и обеспечения сбалансированности местного бюджета.
Минимизации данного риска способствует исполнение плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов местного бюджета и совершенствованию долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на период до 2024 года, утвержденного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 3 июля 2020 года N 1245-па;
2) изменения федерального и краевого законодательства, приводящие к снижению доходов и (или) росту расходов местного бюджета, что повлечет за собой к увеличению потребности в осуществлении муниципальных заимствований;
3) риск роста банковской процентной ставки, связанный с увеличением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, следствием которого является вероятность неблагоприятного для городского округа изменения стоимости заимствований.
В процессе управления процентными рисками, влияющими на стоимость заимствований, проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) при планировании расходов на обслуживание муниципального долга города Комсомольска-на-Амуре.
Привлечение заемных средств будет осуществляться по мере необходимости и с возможностью досрочного погашения;
4) риск возникновения просроченных обязательств, что негативно отразится на оценке городского округа в качестве заемщика.
Осуществление постоянного контроля за соблюдением сроков обслуживания и погашения задолженности по привлеченным кредитным ресурсам;
5) риск ликвидности - отсутствие в местном бюджете заемных средств для исполнения в полном объеме расходных и долговых обязательств в срок по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов.
В целях минимизации данного риска осуществлять текущее управление ликвидностью местного бюджета исходя из необходимости оптимизации объемов и сроков муниципальных заимствований;
6) риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств города Комсомольска-на-Амуре по приемлемым процентным ставкам.
Для управления данным риском осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, выбора инструмента заимствования; привлечение среднесрочных/долгосрочных заимствований для равномерного распределения объемов погашения по годам.
Кроме того, снижение рисков при рефинансировании долговых обязательств будет проводиться с учетом соблюдения ограничений, установленных БК РФ (в том числе по долговой устойчивости), Соглашениями с министерством финансов Хабаровского края о предоставлении администрации города из краевого бюджета бюджетных кредитов (реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту);
7) операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций или нарушения сотрудниками бюджетного законодательства, установленных порядков и процедур при планировании и исполнении бюджета в части долговых обязательств, включая некомпетентность или ошибки персонала; сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.
Способами управления операционным риском, направленными на противодействие его возникновению, являются:
а) соблюдение специализированных квалификационных требований к сотрудникам, функциональные обязанности которых связаны с управлением муниципальным долгом, повышение их квалификации на постоянной основе;
б) обеспечение системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов;
в) обеспечение информационной безопасности;
г) повышение эффективности механизмов отчетности.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является осуществление достоверного прогнозирования доходов местного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита местного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств муниципальным образованием.
Раздел VII. Основные мероприятия долговой политики
В соответствии с целями и задачами управления муниципальным долгом основными мероприятиями долговой политики являются:
1) поддержание величины муниципального долга и расходов на его обслуживание на экономически безопасном уровне;
2) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств городского округа в целях недопущения риска возникновения просроченных обязательств;
3) направление налоговых и неналоговых доходов, поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, фактически полученных при исполнении местного бюджета сверх утвержденного решением о бюджете города Комсомольска-на-Амуре общего объема доходов, а также экономии расходов на обслуживание муниципального долга на замещение муниципальных заимствований и погашение муниципального долга;
4) осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры муниципального долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных коммерческих кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
5) принятие в установленном законодательством порядке необходимых мер в целях проведения реструктуризации и (или) списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из краевого бюджета;
6) эффективное управление свободными остатками средств местного бюджета, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета;
7) активное использование механизма привлечения в местный бюджет бюджетных кредитов из федерального и краевого бюджетов на пополнение остатков средств местного бюджета, покрытие кассового разрыва, возникающего в ходе исполнения местного бюджета, покрытие дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств;
8) привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых;
9) совершенствование практики проведения электронных аукционов на привлечение среднесрочных (от одного года до пяти лет) муниципальных заимствований со свободным графиком выборки, позволяющей привлекать заемные средства по мере возникновения потребности местного бюджета, и с возможностью досрочного погашения кредитов без взимания комиссии;
10) работа с кредитными организациями по снижению цены муниципальных контрактов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
11) осуществление привлечения новых заимствований с учетом соблюдения ограничений, установленных БК РФ в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание, фактической потребности местного бюджета и экономической возможности по мобилизации ресурсов;
12) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
13) непредоставление муниципальных гарантий в целях минимизации бюджетных рисков;
14) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств городского округа;
15) публичное раскрытие информации о величине и структуре муниципального долга путем размещения данной информации на Официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре и едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей долговой политикой позволит поддерживать величину муниципального долга городского округа на уровне, установленном БК РФ, оптимизировать структуру и объем муниципального долга и сохранить финансовую устойчивость местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 декабря 2023 г. N 2827-па "Об основных направлениях долговой политики города Комсомольска-на-Амуре на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
газета "Дальневосточный Комсомольск", 22 декабря 2023 г. N 102
Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 4 декабря 2024 г. N 2742-ПА настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2025 г.