г. Краснодар |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А53-29967/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6161011741 ОГРН 1026102902253) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (ИНН 6166069008 КПП 616601001), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 41091 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А53-29967/2021, установил следующее.
Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области от 18.08.2021 N 61932120500239900004 о взыскании 156 526 рублей 81 копейки штрафа по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях предприятия состава правонарушения, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках (выплату заработной платы лицам-нерезидентам наличными денежными средствами).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось предприятие с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить по причине истечения сроков давности привлечения к ответственности. Ссылается на незаконность привлечения директора предприятия к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что проведенной по пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) проверкой соблюдения предприятием валютного законодательства инспекция выявила факты выплаты им по трудовым договорами работникам-нерезидентам 15.06.2020 заработной платы в размере 227 825 рублей 30 копеек наличными по платежной ведомости N 98. Тем самым предприятие нарушило порядок расчета при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках, установленный частью 2 статьи 14 Федерального Закона N 173-ФЗ. По этому факту 04.08.2021 инспекция составила протокол об административном правонарушении N 61932120500239900002 по части 1 статьи 15.25 Кодекса, 18.08.2021 вынесла постановление N 1932120500239900004 о взыскании с предприятия 156 526 рублей 81 копейки штрафа по части 1 статьи 15.25 Кодекса, которое оно обжаловало в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд правомерно исходит из того, что валютным законодательством определен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Закон N 173-ФЗ не допускает возможность осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с физическими лицами - нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами (пункт 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2021 N 1664-О).
Суд обоснованно счел доказанным совершение обществом вмененного ему правонарушения, процедуру и срок давности привлечения к ответственности, - соблюденными, а также обсудил вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса, учел пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрел оснований для квалификации правонарушения малозначительным или замены штрафа на предупреждение. Доказательства принятия предприятием всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлены. Административное наказание замене на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 Кодекса не подлежит, в силу подпункта пункта 3 статьи 1, подпункта 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" проведенные инспекцией мероприятия к таковому не относятся. Невозможна замена штрафа на предупреждение и в связи с установлением судом в рассматриваемом случае препятствий в смысле, определенном в части 2 статьи 3.4 Кодекса (в ом числе угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда экономической безопасности государства (является объектом регулирования Законом N 173-ФЗ). Административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (подпункт 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса).
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к ответственности подлежит отклонению, так как из платежной ведомости от 15.06.2020 N 98 усматривается, что предприятие выплатило работникам-нерезидентам наличные денежные средства 15.06.2020, а постановление инспекция вынесла 18.08.2021 - в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса (в редакции от 24.04.2020, действующей в момент совершения нарушения) двухлетнего срока давности привлечения к ответственности.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А53-29967/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд обоснованно счел доказанным совершение обществом вмененного ему правонарушения, процедуру и срок давности привлечения к ответственности, - соблюденными, а также обсудил вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса, учел пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрел оснований для квалификации правонарушения малозначительным или замены штрафа на предупреждение. Доказательства принятия предприятием всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлены. Административное наказание замене на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 Кодекса не подлежит, в силу подпункта пункта 3 статьи 1, подпункта 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" проведенные инспекцией мероприятия к таковому не относятся. Невозможна замена штрафа на предупреждение и в связи с установлением судом в рассматриваемом случае препятствий в смысле, определенном в части 2 статьи 3.4 Кодекса (в ом числе угрозы причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда экономической безопасности государства (является объектом регулирования Законом N 173-ФЗ). Административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (подпункт 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса).
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к ответственности подлежит отклонению, так как из платежной ведомости от 15.06.2020 N 98 усматривается, что предприятие выплатило работникам-нерезидентам наличные денежные средства 15.06.2020, а постановление инспекция вынесла 18.08.2021 - в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса (в редакции от 24.04.2020, действующей в момент совершения нарушения) двухлетнего срока давности привлечения к ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2022 г. N Ф08-2906/22 по делу N А53-29967/2021