Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы закрытого акционерного общества "СВТ-СЕРВИС" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Закрытое акционерное общество "СВТ-СЕРВИС" (далее также - ЗАО "СВТ-СЕРВИС") оспаривает конституционность статьи 16.15 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу актами арбитражных судов заявителю отказано в признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении его к ответственности, предусмотренной оспариваемым законоположением. При этом суды установили, что заявителем был представлен в таможенный орган отчет о выдаче товаров со склада временного хранения, в регистрации которого было отказано, поскольку он содержал недостоверные сведения, в том числе о времени выдачи товара; после внесения соответствующих исправлений отчет был зарегистрирован таможенным органом.
По мнению ЗАО "СВТ-СЕРВИС", оспариваемое законоположение противоречит статьям 4 (часть 2), 17 (часть 1), 19 (часть 1), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает привлечение к административной ответственности за наличие недостоверных сведений в направленном в таможенный орган, но не принятом и не зарегистрированном им документе.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 16.15 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за непредставление или нарушение срока представления отчетности, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения в таможенные органы, в случаях предусмотренных таможенным законодательством. Данный состав административного правонарушения является по своей сути бланкетным, поскольку требования к предоставлению соответствующей отчетности устанавливаются в таможенном регулировании.
Несмотря на то что бланкетный характер охранительных норм не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, включая ее статью 54 (часть 2), законодатель, легализуя указанные нормы в сфере регулирования административной ответственности, обязан заботиться о надлежащей степени их четкости (ясности), позволяющей заинтересованному лицу посредством обращения к нормативному материалу, содержащемуся в иных правовых актах, соотносить с ними свое поведение (как дозволенное, так и запрещенное) и предвидеть вызываемые этим поведением последствия. Регулятивные нормы, опосредующие порядок установления (выявления) квалифицирующих признаков конкретных составов административных правонарушений, должны быть сформулированы так, чтобы содержащиеся в данных нормах юридические конструкции не препятствовали однозначному восприятию и применению административно-деликтного законодательства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 17 февраля 2015 года N 2-П, от 10 февраля 2017 года N 2-П, от 16 октября 2020 года N 42-П, от 21 июля 2021 года N 39-П и др.).
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (статья 13).
Способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определены в приложении N 5 к приказу Федеральной таможенной службы от 18 марта 2019 года N 444.
Так, отчет о выдаче товаров со склада временного хранения представляется владельцем склада таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории склада. При этом в период, длящийся с момента подачи отчета до истечения срока его подачи, владелец склада может отменить подачу данного отчета таможенному посту. Отмена осуществляется после направления владельцем склада информационного сообщения таможенному посту, содержащего причины такого решения, и допускается при условии, что ранее таможенным постом владельцу склада не направлялось уведомление о выявлении в отменяемом отчете недостоверных либо неполных сведений (пункт 4 приложения N 5).
Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 приложения N 5).
Следовательно, действующий порядок представления отчета владельцем склада временного хранения предусматривает его представление таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории склада, а также возможность отмены подачи указанного отчета, но до момента направления таможенным постом владельцу склада уведомления о выявлении в отчете недостоверных либо неполных сведений. В свою очередь, выявление таможенным постом недостоверных сведений свидетельствует о возможности привлечения правонарушителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, указанное регулирование не содержит неопределенности и позволяет установить наличие состава административного правонарушения в действиях лица, представляющего недостоверную отчетность в таможенный орган, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части наличия оснований для привлечения лица к административной ответственности с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "СВТ-СЕРВИС", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3022-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "СВТ-СЕРВИС" на нарушение его конституционных прав статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-