Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.В. Кольцовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.В. Кольцова оспаривает конституционность подпункта "ж" пункта 16 (а фактически - его абзаца восьмого) Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, утратившим силу с 1 января 2023 года), предусматривавшего в качестве основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, за исключением случаев, приходящихся на указанный период, когда заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения).
По мнению заявительницы, оспариваемое нормативное положение, примененное при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет органам социальной поддержки населения отказывать в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет семье, имеющей доход ниже величины прожиточного минимума и оказавшейся в жизненной ситуации, которой нет в перечне исключений, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы и объем социальной защиты для тех или иных категорий граждан. Введение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, согласно статье 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации относится к сфере законодательного усмотрения.
В целях повышения доходов семей, имеющих детей, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (утратил силу с 1 января 2023 года) с 1 января 2020 года устанавливалась ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации; Правительству Российской Федерации поручалось утвердить требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты (пункт 1 и абзац второй подпункта "а" пункта 4).
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 31 марта 2020 года N 384 утвердило в том числе Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в которых закреплялись основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, в частности, связанные с отсутствием у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, и предусматривалось в абзаце восьмом подпункта "ж" пункта 16 в качестве исключения, обосновывающего отсутствие трудовых доходов у трудоспособных граждан, лишение заявителя или членов его семьи свободы или нахождения под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения).
Аналогичное правовое регулирование установлено в абзаце девятом подпункта "л" пункта 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330).
Оспариваемое И.В. Кольцовой нормативное положение, принятое в рамках дискреционных полномочий Правительства Российской Федерации, являлось элементом правового механизма дополнительной адресной материальной поддержки семей с детьми, нуждающихся в такой поддержке ввиду недостаточной имущественной обеспеченности, и тем самым было направлено на реализацию задач социальной политики Российской Федерации и на повышение доходов семей с детьми, вследствие чего не может расцениваться как нарушающее права заявительницы.
Разрешение же вопроса о расширении перечня исключений, обосновывающих отсутствие трудовых доходов у трудоспособных граждан, претендующих на назначение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кольцовой Инны Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3213-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кольцовой Инны Владимировны на нарушение ее конституционных прав подпунктом "ж" пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-