г. Краснодар |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А25-688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Фефеловой И.И. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Капитал" (ИНН 0917036618, ОГРН 1190917000988), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Компания планета аква" (ИНН 7721526106, ОГРН 1057746390393), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания планета аква" на определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А25-688/2021, установил следующее.
ООО "Капитал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к ООО "Компания планета аква" (далее - компания) о взыскании 6 813 110 рублей 15 копеек задолженности и 257 629 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.05.2020 по 15.03.2021 (измененные исковые требования, заявленные в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее - Кодекс).
Решением суда от 30.04.2021 исковые требования удовлетворены частично, с компании в пользу общества взыскано 6 813 110 рублей 15 копеек задолженности, 256 541 рубль 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 21.05.2020 по 15.03.2021 и 29 760 рублей 54 копейки судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, компания обжаловала его в апелляционном суде.
Определением от 15.02.2022 апелляционная жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Кодекса.
В кассационной жалобе компания просит отменить определение апелляционного суда. Заявитель указывает, что, обращаясь с апелляционной жалобой, директор компании оспаривал подписание процессуальных документов, представленных в материалы дела в суд первой инстанции от его лица. С учетом изложенного вывод апелляционного суда о том, что компания занимала активную процессуальную позицию без исследования надлежащим образом факта подлинности печати на процессуальных документах компании, является необоснованным. Суд апелляционной инстанции указал на отсутствие заявления о фальсификации доказательств, однако компания была лишена такой возможности, поскольку апелляционная жалоба возвращена.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
В силу части 1 статьи 259 Кодекса апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен названным Кодексом. Согласно части 1 статьи 117 Кодекса процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом.
По ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными (часть 2 статьи 259 Кодекса).
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. При этом исходя из принципа диспозитивности, присущего судопроизводству в арбитражных судах, заинтересованные лица по своему усмотрению решают, воспользоваться им правом на обжалование, либо нет. В пределах установленного законом срока они должны определиться с волеизъявлением на обращение в суд. Наличие законодательно установленных сроков не может рассматриваться как препятствие для реализации права на оспаривание судебных актов. Вводя сроки подачи жалоб, процессуальный закон тем самым устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления судебных ошибок, с другой.
Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Кодекса, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле.
Положения названной процессуальной нормы предполагают оценку при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивавшего на таком восстановлении, и, соответственно, возлагают на заявителя обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", при решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос. Уважительные причины пропуска срока - это объективные, не зависящие от лица препятствия для совершения процессуального действия, которые имеют место в период, в течение которого следует совершить данное процессуальное действие.
Апелляционный суд отказал компании в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы со ссылкой на надлежащее извещение компании о начавшемся судебном процессе и наличие у нее возможности своевременно ознакомиться с обжалуемым судебным актом.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, копии судебных актов по делу направлялись судом первой инстанции по юридическому адресу компании: 125212, г. Москва, ул. Выборгская, 16, стр. 4, 1 этаж комн. 8. Почтовое отправление (36900057406129; направлено определение о принятии иска) возвращено в суд первой инстанции за истечением срока хранения. Почтовое отправление (36900058452866, направлено решение суда) вручено адресату.
На дату принятия решения суд первой инстанции, располагая сведениями о возвращении направленной компании заказной корреспонденции, признал ее надлежащим образом уведомленной о судебном процессе в соответствии со статьей 123 Кодекса и рассмотрел дело по существу.
При таких обстоятельствах определение апелляционного суда от 15.02.2022 о возращении апелляционной жалобы является законным и не подлежит отмене.
При наличии информации о состоявшемся извещении действует презумпция надлежащего выполнения органом связи своих обязанностей по доставке и вручению корреспонденции пока не установлено иное.
В кассационной жалобе компания не указала каких-либо доводов относительно того, что она по объективным причинам не имела возможности получить уведомление по своему юридическому адресу и выразила несогласие с выводом апелляционного суда о наличии доказательств занятия компанией активной процессуальной позиции при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Апелляционный суд дал надлежащую оценку процессуальным документам, представленным от имени компании в материалы дела. Печать юридического лица является средством индивидуализации хозяйственного общества. В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Юридическое значение штампа (печати) общества заключается в удостоверении его оттиском подлинности подписи (подписей) лица (лиц), управомоченного представлять общество, а также того факта, что соответствующий документ исходит от индивидуально определенного общества как юридического лица, являющегося самостоятельным участником гражданского оборота.
Печать юридического лица является средством индивидуализации хозяйственного общества.
Следовательно, наличие печати компании в процессуальных документах, представленных в материалы дела, позволяет установить (индивидуализировать) юридическое лицо, от имени которого подписаны соответствующие документы, в рассматриваемом случае - ответчика.
В отсутствие доказательств утраты или похищения печати, суд апелляционной инстанции исходит из того, что лицо, владевшее печатью данного юридического лица, действовало от имени юридического лица, то есть его полномочия в силу владения печатью явствовали из обстановки, так как по своей правовой сути проставление оттиска печати на документе преследует основную цель дополнительного удостоверения подлинности документа, а свободное распоряжение печатью организации свидетельствует о полномочиях лица на совершение операций от лица данной организации.
О фальсификации доказательств в порядке, предусмотренном статьей 161 Кодекса, компанией также не заявлено. Названное ходатайство компания могла заявить при направлении апелляционной жалобы.
В любом случае на этапе рассмотрения вопроса о принятии апелляционной жалобы приведение компанией своей процессуальной позиции при рассмотрении дела в суде первой инстанции не влияет на оценку вопроса о надлежащем извещении компании о начале судебного разбирательства. При этом апелляционный суд правомерно указал, что проживание директора в г. Санкт-Петербурге не влияет на обязанность лица обеспечить получение почтовой корреспонденции по юридическому адресу.
Доказательств того, что неполучение корреспонденции суда по юридическому адресу связано не с его бездействием, как лица, не обеспечившего надлежащим образом получение адресованной ему корреспонденции, не принявшего все разумные и достаточные меры для этого, а с иными объективными обстоятельствами, в частности, с ненадлежащим оказанием услуг связи (статья 65 Кодекса), ответчик не представил.
С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд пришел к обоснованным выводам о недоказанности компанией уважительности причин пропуска срока обжалования и, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Частью 6 статьи 121 Кодекса на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность самостоятельно принимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Неисполнение предусмотренной законом обязанности и ненадлежащая организация деятельности ответчика в части получения по его адресу корреспонденции является его риском (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Адрес, по которому направлялись судебные извещения, и на данный момент указан в ЕГРЮЛ в качестве юридического адреса компании.
Информация о движении дела публиковалась на официальном сайте в Картотеке арбитражных дел. Отчеты о публикации судебных актов свидетельствуют об исполнении обязанности по размещению сведений в телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, суд принял все возможные и необходимые меры для надлежащего извещения компании о начале судебного процесса. Компания имела реальную возможность и, проявляя должную степень заботливости и предусмотрительности, должна была ознакомиться с содержанием решения и в установленные судом сроки обжаловать судебный акт.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены определения апелляционного суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2010 N 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного разумного по своей продолжительности периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем восстановление срока подачи апелляционной жалобы при отсутствии объективных на то обстоятельств ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым. Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 Кодекса, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 264 Кодекса суд апелляционной инстанции возвращает жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии ее к производству в восстановлении пропущенного срока отказано.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А25-688/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2010 N 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного разумного по своей продолжительности периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем восстановление срока подачи апелляционной жалобы при отсутствии объективных на то обстоятельств ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым. Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 Кодекса, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 264 Кодекса суд апелляционной инстанции возвращает жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии ее к производству в восстановлении пропущенного срока отказано.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф08-3675/22 по делу N А25-688/2021