г. Краснодар |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А61-2102/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Гран" Баймурзаева М.М., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Гран" Баймурзаева М.М. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А61-2102/2020, установил следующее.
ОАО "Гран" в лице конкурсного управляющего Баймурзаева М.М. (далее - общество) обратилось в суд к МИФНС России по г. Владикавказу (далее - инспекция, налоговый орган) со следующими требованиями:
- признать безнадежной к взысканию задолженность, указанную в ответе инспекции от 10.07.2020 N 10-13/09100, размере 40 150 230 рублей 05 копеек;
- исключить из лицевого счета задолженность, содержащуюся в ответе инспекции от 10.07.2020 N 10-13/09100, в размере 40 150 230 рублей 05 копеек;
- признать прекращенной обязанность по уплате задолженности, указанной в ответе инспекции от 10.07.2020 N 10-13/09100, в размере 40 150 230 рублей 05 копеек.
В дополнении от 10.06.2021 общество просило признать безнадежной к взысканию задолженность в размере 20 000 205 рублей 84 копеек (постановления от 02.08.2019 N 85923, от 27.08.2018 N 78210, от 21.12.2018 N 84744, от 19.07.2018 N 76718).
Решением суда от 29.06.2021 требования общества удовлетворены частично, признана безнадежной к взысканию задолженность, указанная в ответе инспекции от 10.07.2020 N 10-13/09100, в общем размере 8 366 669 рублей 92 копеек, взысканная на основании постановления от 02.08.2019 N 85923. Названная задолженность исключена из лицевого счета общества. Признана прекращенной обязанность общества по уплате задолженности, содержащейся в ответе инспекции от 10.07.2020 N 10-13/09100 в размере 8 366 669 рублей 92 копеек, взысканной на основании постановления от 02.08.2019 N 85923. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2021 решение суда от 29.06.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Задолженность по налогам в размере 20 000 205 рублей 84 копеек является безнадежной к взысканию. Протокол судебного заседания суда первой инстанции в печатном виде в материалах дела отсутствует. При этом из аудиопротокола следует, что суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство общества о фальсификации доказательств.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества.
Поскольку судебные акты обжалуются в части, судебные акты подлежат проверке в этой части.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, определением суда от 20.12.2017 по делу N А61-2009/2017 в отношении общества введена процедура наблюдения.
Определением суда от 09.07.2018 в реестр требований кредиторов общества включены требования уполномоченного органа в размере 25 961 322 рублей 11 копеек, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
2 августа 2018 года в отношении общества введена процедура внешнего управления (определение от 01.08.2018).
Решением суда от 20.07.2020 по делу N А61-1488/2020 признано недействительным решение налогового органа от 26.03.2020 N 38 и решение, оформленное письмом инспекции от 05.03.2020 N 04-15/03352. На инспекцию возложена обязанность в течение 5 дней с даты вступления судебного акта в законную исключить из лицевого счета общества задолженность по обязательным платежам и сборам в общем размере 49 556 637 рублей 60 копеек как безнадежную к взысканию и выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам с учетом произведенной корректировки.
Инспекцией по запросу общества представлена справка от 10.07.2020 N 10-13/09100 с расшифровкой мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам по состоянию на 01.07.2020. Справка содержит информацию об остатке задолженности, реквизитах предъявленных требований, решений, принятых в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, инкассовых поручений и решений, принятых в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись со сведениями, указанными в справке, считая, что справка отражает реестровую задолженность в период внешнего управления и не является информацией о текущей задолженности общества, оно обратилось в арбитражный суд с уточненным требованием о признании спорных сумм безнадежными к взысканию.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 44, 46, 47, 59, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды исходили из того, что инспекцией представлены документы, обосновывающие принятие мер администрирования задолженности (копии требований, решений, вынесенных в порядке статей 69, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, доказательства направления требований, решений в адрес общества). Сроки и порядок направления соблюдены.
Инспекцией представлены в материалы дела реестры почтовых отправлений, которые содержат все необходимые сведения для идентификации и принадлежности к конкретному документу, направленному обществу в рамках мер принудительного взыскания задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что инспекцией представлены доказательства принятия и возбуждения исполнительных производств по постановлениям от 27.08.2018 N 78210, от 21.12.2018 N 84744, от 19.07.2018 N 76718.
Общество не представило доказательств того, что документы, направленные инспекцией в адрес налогоплательщика по обстоятельствам, не зависящим от адресата, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними. Из содержания представленных в материалы дела документов (т. 4, 5, 6, 7 - информация по требованиям в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации с доказательством отправки;
т. 8 - информация по принятым мерам в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации с доказательством отправки; т. 9, 11 - информация по принятым мерам в соответствии со статьями 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации; т. 10 - информация по принятым мерам в части постановлений от 27.08.2018 N 78210, от 21.12.2018 N 84744, от 19.07.2018 N 76718; т. 12, 14 - информация по принятым мерам в части инкассовых поручений и доказательства отправки в банк; т. 14 - информация о приеме требований обществом), следует, что при осуществлении мер администрирования требования, решения и постановления направлены в адрес общества и получены адресатом.
Общество не привело конкретных доводов о допущенных налоговым органом нарушениях порядка и своевременности направления требований, решений и постановлений.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции признает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы общества о расхождении содержания и формы копий постановлений, представленных налоговым органом в материалы дела и в УФССП по Республике Северная Осетия - Алания, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка. Как указал суд апелляционной инстанции, постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 27.08.2018 N 78210, от 21.12.2018 N 84744, от 19.07.2018 N 76718, поступившие в УФССП по Республике Северная Осетия - Алания посредством электронного документооборота от инспекции, подписаны электронной подписью, принадлежащей заместителю начальника инспекции, что подтверждает формирование и направление указанных постановлений налоговым органом для их последующего исполнения в рамках регламента на основании приказа ФНС России от 20.04.2017 N ММВ-7-6/320@. Данные постановления относятся к внутриведомственным документам и их предоставление в соответствии с действующим законодательством и внутриведомственными регламентами взаимодействия, налогоплательщику не предусмотрено. Данные документы содержат достоверную информацию о наличии обязанности налогоплательщика по уплате налога. Расхождение формы и содержания копий постановлений при их формировании с копиями, направленными в УФССП Республике Северная Осетия - Алания, не может являться основанием для признания их недействительными, поскольку данные факты не влияют на законность и правомерность действий налогового органа.
Кроме того, суд округа, изучив содержание названных постановлений от 27.08.2018 N 78210, от 21.12.2018 N 84744, от 19.07.2018 N 76718, выявил следующее. Копии каждого из имеющихся в материалах дела постановлений не противоречат друг другу, размер обязательств, отраженных в копиях постановлений, одинаковый.
Так, согласно всем копиям постановлений от 19.07.2018 N 76718 общая сумма задолженности составляет 17 559 637 рублей 21 копейку, из которых 12 948 362 рубля 08 копеек налогов, 4 611 311 рублей 13 копеек пеней (т. 10, л. д. 63 - 64, 68, т. 16, л. д. 67 - 73). Различие состоит в том, что копия постановления в т. 10 на л. д. 63 - 64 содержит ссылку на инкассовые поручения и номера требований, в т. 10 на л. д. 68 сделаны ссылки на требования, указание инкассовых поручений отсутствует, в т. 16 на л. д. 67 - 73 значатся ссылки на инкассовые поручения, требования отсутствуют.
В соответствии со всеми копиями постановлений от 21.12.2018 N 84744 общая сумма задолженности составляет 1 301 286 рублей 88 копеек, из которых 896 423 рубля налогов, 279 689 рублей 28 копеек пеней, 125 174 рубля 60 копеек штрафов. Различие состоит в том, что копия постановления в т. 10 на л. д. 1 содержит ссылку на инкассовые поручения и номера требований, в т. 10 на л. д. 4 сделаны ссылки на требования, указание инкассовых поручений отсутствует, в т. 16 на л. д. 75 - 76 значатся ссылки на инкассовые поручения, требования отсутствуют.
Из всех копий постановлений от 27.08.2018 N 78210 следует, что общая сумма задолженности составляет 1 139 245 рублей 75 копеек, из которых 1 098 353 рубля налогов, 40 892 рубля 72 копеек пеней. Различие состоит в том, что копия постановления в т. 10 на л. д. 48 содержит ссылку на инкассовые поручения и номер требования, в т. 3 на л. д. 101 сделана ссылка на требование, указание инкассовых поручений отсутствует, в т. 3 на л. д. 4 содержит ссылку на номера инкассовых поручений, требование отсутствует.
Ссылка общества на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, выразившиеся в нерассмотрении ходатайства общества о фальсификации доказательств, отклоняется судом округа как не имеющая правового значения. Ходатайство общества было рассмотрено при производстве дела в суде апелляционной инстанции и в его удовлетворении было отказано. Как указал суд апелляционной инстанции, отличия в электронном документе и документе на бумажном носителе обусловлены различным программным обеспечением, используемым налоговыми органами и службой судебных приставов. Постановления, выполненные на бумажном носителе, и электронная форма документа, направленная налоговым органом в адрес службы судебных приставов, полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним пунктом 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Данные отличия не являются принципиальным вопросом для разрешения ходатайства о фальсификации доказательств.
Довод общества о том, что в материалах дела отсутствует бумажный носитель протокола судебного заседания, составленный судом первой инстанции, отклоняется, поскольку противоречит материалам дела (т. 16, л. д. 31).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 по делу N А61-2102/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, выразившиеся в нерассмотрении ходатайства общества о фальсификации доказательств, отклоняется судом округа как не имеющая правового значения. Ходатайство общества было рассмотрено при производстве дела в суде апелляционной инстанции и в его удовлетворении было отказано. Как указал суд апелляционной инстанции, отличия в электронном документе и документе на бумажном носителе обусловлены различным программным обеспечением, используемым налоговыми органами и службой судебных приставов. Постановления, выполненные на бумажном носителе, и электронная форма документа, направленная налоговым органом в адрес службы судебных приставов, полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним пунктом 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Данные отличия не являются принципиальным вопросом для разрешения ходатайства о фальсификации доказательств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф08-2646/22 по делу N А61-2102/2020