г. Краснодар |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А53-13043/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОКТОБЛУ" (ИНН 5029086747, ОГРН 1055005170120) - Захарова Д.В. (доверенность от 16.11.2021) и Карнавского А.В. (доверенность от 04.04.2022), от заинтересованного лица - Южной электронной таможни (ИНН 6167198870, ОГРН 1206100021380) - Веревкиной А.Г. (доверенность от 12.04.2022) и Косолапова Ю.А. (доверенность от 27.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Южной электронной таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А53-13043/2021, установил следующее.
ООО "ОКТОБЛУ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни (далее - таможня) от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара N 3 по ДТ N10323010/210121/0008051 (далее - спорная ДТ).
Решением суда от 21.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.12.2021, заявление удовлетворено, признано недействительным решение таможни от 22.01.2021 как не соответствующее положениям действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы общества.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отклонили доводы таможни о том, что дети ясельной группы сопоставимого возраста не могут заниматься таким видом спорта как гимнастика в связи с установленным в федеральном стандарте спортивной подготовки минимальным возрастом лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки, соответственно, спорный товар не может использоваться детьми раннего возраста непосредственно в спортивных целях и, следовательно, не является спортивным по своему назначению независимо от маркировки производителя. В отношении товаров, на которые не распространяется ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 (далее - ТР ТС 007/2011), этапы спортивной подготовки должны иметь соревновательный или тренировочный характер. Представленные в материалы дела документы не содержат сведения о возрасте детей ясельной группы, для которых предназначен товар. Вместе с тем, ростовые данные детей ясельной группы, для которых предназначен спорный товар, соответствую возрастному показателю двух лет. Суды не учли, что органы по сертификации не вправе давать официальное толкование положениям технических регламентов. Указанное в заявках общества на сертификацию наименование товара не в полной мере соответствует наименованию товара, заявленному в спорной ДТ. Действие ТР ТС 007/2011 распространяется на любую одежду, предназначенную для детей и подростков. Спорный товар не обеспечивает условия для организации и проведения соревнований и тренировок, а выполняет классическую функцию одежды.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение заключенного между обществом и "DESIPRO PTE LTD" контракта от 15.12.2014 N 15-12/2014, таможенный представитель общества - ООО "Вимэкс Групп" от имени и по поручению общества подал к таможенному оформлению по процедуре "выпуск для внутреннего потребления" спорную ДТ, в которой заявил товар N 3 ("детская одежда и принадлежности к детской одежде трикотажные машинного или ручного вязания для детей ясельной группы ростом не более 86 см, набор носков (2 пары) для занятий физической культурой и гимнастикой для детей, материал изготовления - 71% хлопок, 27% полиамид, 2% эластан, размерные признаки - длина стоп 11,5 - 13,5 см / рост 71 - 77 см, производитель Decathlon S.A., Франция, филиал Турция "FALCON TEKSTIL SAN. VE TIC. А", Товарный знак DOMYOS, Торговый знак, марка DOMYOS, Модель 8490538, Артикул 2517446, Количество 240.00 пар (далее - спорный товар)), классифицировав его в подсубпозиции 6111 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе проверки выявлены таможенные риски несоблюдения запретов и непредставления в таможню разрешительных или идентификационных документов по целевому профилю N 20/10300/22012021/048252, в связи с чем 22.01.2021 таможня запросила у общества документы, подтверждающие назначение спорного товара (для занятий физической культурой и гимнастикой) и соответствие спорного товара ТР ТС 007/2011.
В ответ на запрос общество представило сведения о товарных знаках, принадлежащих компании "Decathlon S.A.", письмо некоммерческой организации "Учреждение "Центр "СКС"" (далее - НКО "Центр СКС") от 17.02.2016 N 11-02-10 "О продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия", письма НКО "Центр СКС" от 08.052018 N 11-01-35 "Об области распространения TP ТС 007/2011 и TP ТС 017/2011", от 13.10.2014 N 11-02-335 "Об области распространения TP ТС 007/2011 и TP ТС 017/2011", письмо Федеральной таможенной службы от 16.05.2014 N 14-82/22469 "О направлении информации", информационное письмо общества от 23.04.2019 с указанием на соответствие брендов "Decathlon S.A." и видов спорта, поименованных во всероссийском реестре видов спорта, письмо общества в сведениях о размерах ввезенного по спорной ДТ товара N 3.
По результатам анализа представленных обществом документов таможня приняла решение от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара N 3, оформленного по спорной ДТ, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) в связи с непредставлением документа, подтверждающего соответствие спорного товара требованиям TP ТС 007/2011.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило решение таможни в арбитражном суде.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили заявление общества, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса.
Как указано в пункте 2 статьи 7 ТК ЕАЭС, соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе.
В соответствии с подпунктами 7 и 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим заявленные в таможенной декларации сведения, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Частью 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи декларации.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьёй 30 Закона N 184-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Суды указали, что основанием для принятия оспариваемого решения таможни послужило непредставление обществом на спорный товар документа о подтверждении его соответствия требованиям TP ТС 007/2011.
Признав недействительным решение таможни, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 TP ТС 007/2011 действие технического регламента распространяется на одежду, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия. Требования TP ТС 007/2011 устанавливаются в отношении продукции по перечню согласно приложению N 1 к TP ТС 007/2011.
Приложением N 1 к TP ТС 007/2011 установлено, что на трикотажные изделия (пальто, жакеты, джемперы, костюмы, полукомбинезоны, комбинезоны, свитера, куртки, юбки, брюки, рейтузы, шорты, платья, комплекты, блузки, сорочки верхние, жилеты, пижамы, кальсоны, панталоны, фуфайки, комбинации, купальные изделия, пеленки, чепчики, ползунки, распашонки, кофточки, трусы, фартуки, майки, колготки, носки, получулки, чулки, перчатки, варежки, платки, шарфы, головные уборы и аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков) распространяется действия указанного регламента.
Суды верно указали, что TP ТС 007/2011 распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения; к продукции, на которую распространяется действие TP ТС 007/2011 относятся, в том числе, изделия трикотажные, в частности, носки (абзацы 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 1 TP ТС 007/2011 и пункт 8 Перечня продукции, являющегося Приложением N 1 к нему).
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 1 TP ТС 007/2011 действие TP ТС 007/2011 не распространяется на спортивные изделия (абзац 13 статьи 1 TP ТС 007/2011), под которыми понимаются изделия, обеспечивающие необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта (абзац 19 статьи 2 TP ТС 007/2011).
Суды установили, что при описании товара N 3, оформленного по спорной ДТ, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указано, что спорный товар - трикотажные носки для детей ясельной группы предназначен для занятий физической культурой и гимнастикой. В качестве документов, подтверждающих назначение спорного товара как спортивного изделия, при таможенном декларировании представлено, в частности, письмо компании-производителя Decathlon S.A. с информацией о том, что все производимые указанной компанией товары импортируются и продаются в Россию как товары для спорта и занятий спортом, на этикетках товаров имеется специальное указание на их назначение: "для занятий спортом"; в данном письме также приведено соответствие торговых марок компании Decathlon S.A. спортивным направлениям, для которых они разработаны.
При таможенном декларировании общество представило письмо от 23.04.2019, содержащее сведения о том, что все товары легкой промышленности для детей и взрослых, импортируемые обществом и производимые Decathlon S.A., являются товарами для спорта, в том числе, предназначены для проведения спортивных соревнований, тренировок, спортивных игр, занятий физической культурой, для обучения различным видам спорта; в письме также представлено соответствие торговых марок Decathlon S.A. видам спорта согласно Всероссийскому реестру видов спорта.
Суды критически оценили доводы таможни о том, что спорный товар, предназначенный для детей ясельной группы, не может являться спортивным изделием, обоснованно указав, что законодательство в области физической культуры и спорта не устанавливает возрастные нормативы, с достижением которых установлена возможность начала занятия спортом, в том числе таким его видом, как гимнастика. Кроме того, федеральные стандарты спортивной подготовки предъявляются к профессиональному, но не массовому спорту; возрастные нормативы, на которые ссылается таможня (минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки для девочек составляет 6 лет, а для мальчиков - 7 лет, а дети младшего возраста не могут заниматься таким видом спорта как гимнастика), не свидетельствуют о наличии ограничений для начала занятия спортивной гимнастикой в более раннем возрасте, в том числе для детей ясельной группы в возрасте от 1 года до 3 лет, поскольку все федеральные стандарты спортивной подготовки, устанавливаемые по каждому виду спорта, разрабатываются, начиная со второго этапа спортивной подготовки, и не распространяются на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) федеральные стандарты спортивной подготовки, предназначены для обеспечения подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации, то есть для профессионального, а не массового спорта.
Суды верно отметили, что в статье 32 Закона N 329-ФЗ последовательно перечислены пять этапов спортивной подготовки (спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, тренировочный этап, т. е. этап спортивной специализации, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства) и прямо установлено, что на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки требования федеральных стандартов спортивной подготовки не распространяются, и что его содержание определяется организациями дополнительного образования детей в соответствии с реализуемыми ими общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта.
Согласно пунктам 1.3 и 2 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "спортивная гимнастика", утверждённого приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.10.2017 N 935 (далее - Федеральный стандарт N 935), и содержанию Приложения N 1 к указанному стандарту, возрастные ограничения, на которые ссылается таможня (для девочек - с 6 лет и для мальчиков - с 7 лет), установлены лишь для зачисления на этап начальной подготовки, который в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона N 329-ФЗ является вторым, а не первым этапом спортивной подготовки.
Таким образом, установленные в Федеральном стандарте N 935 возрастные ограничения не являются препятствием для зачисления организациями дополнительного образования детей более младшего возраста на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки по виду спорта "спортивная гимнастика" и не свидетельствуют о наличии ограничений для начала занятия спортивной гимнастикой в более раннем возрасте, в том числе, детей ясельной группы.
Суды обоснованно исходили из того, что законодательством в области физической культуры и спорта не установлены возрастные нормативы, с достижением которых устанавливается возможность начала занятия спортом, отсутствуют и ограничения для занятия детьми ясельной группы в возрасте от 1 года до 3 лет такими видами спорта как спортивная, художественная или эстетическая гимнастики.
Суды учли, что общество неоднократно обращалось в орган по сертификации продукции и услуг, а именно в НКО "Центр СКС" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.10AЯ58) с запросами по поводу необходимости подтверждения соответствия различных типов ввозимой детской одежды и обуви, по результатам рассмотрения которых обществу сообщалось о том, что спортивные изделия, предназначенные для детей и подростков, не подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ТС TP 007/2011 (письма НКО "Центр СКС" от 17.02.2016 N 11-02-10 и от 08.05.2018 N 11-01-35).
В 2019 году общество обращалось в НКО "Центр СКС" с соответствующими заявками на сертификацию различных типов одежды для детей от 1 года (перчаточных, кожгалантерейных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий, изделий платьево-блузочного и костюмного ассортимента, головных уборов и прочих изделий, маркированных различных товарными знаками, в том числе DOMYOS), по результатам рассмотрения которых органом по сертификации приняты решения от 17.05.2019 N 17848 - 17853, 17855 - 17856, 17859 - 17860 об отказе в сертификации всей предъявленной номенклатуры детской продукции в связи с тем, что технический регламент TP ТС 007/2011 не распространяется на спортивные изделия, обеспечивающие необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта.
Кроме того, как разъяснено в письме ФТС России от 16.05.2014 N 14-82/22469, если при таможенном декларировании в графе 31 таможенной декларации заявлены сведения о том, что товары предназначены для тренировок (занятия спортом) детей и подростков, представление таможенному органу документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям TP ТС 007/2011 и (или) сведений о таких документах, не требуется.
При таких обстоятельствах, установив, что спорный товар предназначен для занятий физической культурой и гимнастикой, в сопроводительной документации продукции имеется информация о целевом назначении изделия в качестве принадлежностей для спорта, суды сделали мотивированный вывод о том, что требования ТР ТС 007/2011 на спорный товар не распространяется, и обоснованно удовлетворили заявление общества.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А53-13043/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно отметили, что в статье 32 Закона N 329-ФЗ последовательно перечислены пять этапов спортивной подготовки (спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, тренировочный этап, т. е. этап спортивной специализации, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства) и прямо установлено, что на первый (спортивно-оздоровительный) этап спортивной подготовки требования федеральных стандартов спортивной подготовки не распространяются, и что его содержание определяется организациями дополнительного образования детей в соответствии с реализуемыми ими общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта.
Согласно пунктам 1.3 и 2 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "спортивная гимнастика", утверждённого приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.10.2017 N 935 (далее - Федеральный стандарт N 935), и содержанию Приложения N 1 к указанному стандарту, возрастные ограничения, на которые ссылается таможня (для девочек - с 6 лет и для мальчиков - с 7 лет), установлены лишь для зачисления на этап начальной подготовки, который в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона N 329-ФЗ является вторым, а не первым этапом спортивной подготовки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф08-2680/22 по делу N А53-13043/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 119-ПЭК23
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2680/2022
22.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20756/2021
21.09.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-13043/2021