Законодательное Собрание Нижегородской области постановляет:
1. Принять обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости совершенствования законодательства о недропользовании".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Е.Б. Люлин |
Обращение
Законодательного Собрания Нижегородской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости совершенствования законодательства о недропользовании
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Роли недропользования в обеспечении сырьевого и технологического суверенитета Российской Федерации последнее время уделяется большое внимание.
Однако решение задачи по повышению уровня эффективности добычи полезных ископаемых необходимо осуществлять с учетом соблюдения интересов муниципальных образований, на территории которых расположены месторождения полезных ископаемых, не нанося ущерб имиджу и инвестиционной привлекательности территорий муниципалитетов.
За последние несколько лет в условиях ведения активной градостроительной политики на территории Нижегородской области увеличилось количество обращений, связанных с проблемой реализации прав пользования недрами в целях геологического изучения и добычи полезных ископаемых.
В большинстве случаев недропользователи, уже получившие лицензии, сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами, связанными с наличием обстоятельств и ограничений, не позволяющих осуществлять добычу полезных ископаемых, а именно:
невозможность смены категории земель в связи с установлением несоответствия планируемого целевого использования утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории (ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую");
наложение участков недр на территории городских лесов, особо охраняемых природных территорий, озелененных территорий общего пользования, особых экономических зон и их пересечение;
расположение участков недр в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах и т.д.
Причиной возникновения конфликтных ситуаций является отсутствие законодательной взаимосвязи на федеральном уровне вопросов недропользования с градостроительным и земельным законодательством в процессе предоставления и оформления участков недр для добычи полезных ископаемых. Указанные обстоятельства приводят к финансовым и временным потерям недропользователей. Иногда недропользователи не могут приступить к реализации своего права на протяжении нескольких лет.
В текущих правовых условиях выдача лицензий на разработку участков недр осуществляется также без учета перспективного развития территории муниципальных образований, содержащегося в документах территориального планирования всех уровней.
Вот несколько примеров.
24 декабря 2020 года департаментом по недропользованию по ПФО Федерального агентства по недропользованию выдана лицензия ООО "Кельский карьер" с целевым назначением "разведка и добыча гипсов и ангидритов". Данный участок недр в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р, расположен в зоне перспективного размещения автомобильной дороги М12 "Москва - Нижний Новгород - Казань". Распоряжением Росавтодора от 30 октября 2020 года N 3304-р утвержден проект межевания территории объекта "Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань". В соответствии с вышеуказанной документацией земельные участки в пределах участка недр расположены в границах разработки документации по планировке территории, необходимой для размещения автодороги, и подлежат разделу. Это происходит из-за отсутствия соответствующих норм в законодательстве, регламентирующих основания для отказа в выдаче лицензии, и должного взаимодействия органов власти, курирующих вопросы охраны окружающей среды и обеспечения градостроительной деятельности.
На территории индустриального промышленного городского округа г. Дзержинск Нижегородской области включено в перечень участков недр местного значения 31 месторождение общераспространенных полезных ископаемых, в настоящее время выдано 18 лицензий на право пользования недрами для разведки и добычи строительных песков, 6 лицензий выданы на право пользования недрами на территории инвестиционных зон, отнесенных в соответствии с генеральным планом городского округа к производственным и коммунально-складским зонам. Эти участки являются наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов в связи с примыканием к автодороге областного значения и доступом к инженерным коммуникациям.
Порядок включения участков недр местного значения в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в настоящее время определен приказом Роснедр от 29 мая 2023 года N 304. Указанный порядок содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении участков недр в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" наличие в документах территориального планирования земельных участков, предназначенных для промышленного строительства, инвестиционного развития территорий муниципального образования, не является основанием для отказа во включении участков недр в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, а в дальнейшем и основанием для отказа в предоставлении права пользования таким участком, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-2451/2022 и N А43-14847/22.
Указанные обстоятельства не должны оказывать негативное влияние на инвестиционный климат муниципального образования.
На основании изложенного, в целях обеспечения справедливого баланса между публичными интересами муниципального образования и интересами недропользователей просим Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, рассмотреть данный вопрос с участием Правительства Российской Федерации на предмет необходимости внесения изменений в действующее законодательство с целью установления взаимосвязи между градостроительным законодательством и законодательством о недропользовании в части предоставления участков недр местного значения с учетом сведений, содержащихся в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 19 декабря 2023 г. N 920-VII "Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости совершенствования законодательства о недропользовании"
Вступает в силу с 19 декабря 2023 г.
Опубликование:
-