г. Краснодар |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А32-44280/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отдел кадров" (ИНН 2311283789, ОГРН 1192375009408) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 (резолютивная часть от 15.11.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А32-44280/2021, установил следующее.
ООО "Отдел кадров" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару (ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078; далее - инспекция) от 24.08.2021 N 14-39/21-312 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 7914 рублей 75 копеек штрафа.
Решением суда от 18.11.2021 (резолютивная часть от 15.11.2021), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2022, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление инспекции и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения или заменить назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отказали в применении статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не учли, что общество является субъектом малого предпринимательства и к административной ответственности привлечено впервые.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2022.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства и установила, что в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) общество (резидент) в валюте Российской Федерации произвело выплату заработной платы иностранному работнику - нерезиденту гражданину республики Таджикистан Тагайкулову Шермахмаду наличными денежными средствами, минуя банковские счета в уполномоченных кредитных учреждениях, по платежной ведомости от 08.05.2020 N 5.
По данному факту инспекция составила протокол от 23.08.2021 N 14- 39/21-312 и вынесла постановление от 24.08.2021 N 14-39/21-312 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 7914 рублей 75 копеек штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление инспекции в арбитражном суде.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам положений Закона N 173-ФЗ, суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно указав, что валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченных банках, в перечень исключений такая выплата не входит.
Суды установили, и общество не оспаривает выплату 08.05.2020 иностранному гражданину Тагайкулову Шермахмаду заработной платы через кассу общества наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченном банке.
Суды обоснованно исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств. Вступая в трудовые отношения с иностранным гражданином, общество как добросовестный участник правоотношений, должно было знать об его статусе резидента или нерезидента Российской Федерации.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, на основании совокупной оценки доводов участвующих в деле лиц и представленных в материалы дела доказательств суды сделали мотивированный вывод о том, что инспекция доказала совершение обществом правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, документально подтвердила соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, и правомерно отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 24.08.2021 N 14-39/21-312.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2022 N 310-ЭС21-28400.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
При этом суды отметили, что целью валютного контроля, изложенной в преамбуле Закона N 171-ФЗ, является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации, обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Наличие угрозы государственной безопасности подтверждается пренебрежительным отношением общества к исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотренных Законом N 173-ФЗ.
Суды указали, что совершенное обществом (резидентом) административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере; доказательства исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлены; назначенное обществу наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с нормами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 (резолютивная часть от 15.11.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А32-44280/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
При этом суды отметили, что целью валютного контроля, изложенной в преамбуле Закона N 171-ФЗ, является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации, обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Наличие угрозы государственной безопасности подтверждается пренебрежительным отношением общества к исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотренных Законом N 173-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф08-2672/22 по делу N А32-44280/2021