г. Краснодар |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А63-13710/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Аветисяна Андрея Иосифовича (ОГРНИП 304264235801351, ИНН 260500264950) - Ефановой Н.И. (доверенность от 09.02.2021), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аветисяна Андрея Иосифовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А63-13710/2020, установил следующее.
ООО "Экострой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ИП Аветисяну А.И. (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 1 500 680 рублей 55 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в период с 01.07.2018 по 30.06.2020 и 624 925 рублей 35 копеек неустойки с 13.08.2018 по 15.09.2021 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Спецсервис" (далее - компания).
Решением от 29.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2021, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель считает ошибочным вывод судов о заключении сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового, поскольку истец не направил ответчику проект договора. Графики транспортировки ТКО по г. Благодарный и данные системы ГЛОНАСС не подтверждают факт оказания услуг по вывозу мусора и являются ненадлежащими доказательствами. Рассчитывать задолженность необходимо по количеству и объему установленных контейнеров, а не по нормативам накопления ТКО. В период с 27.03.2020 по 14.06.2020 включительно предприниматель не осуществлял предпринимательскую деятельность и не имел поэтому отходов. Деятельность гостиниц и кафе возобновлена 22.01.2021. Суды необоснованно отказали ответчику в снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Апелляционным определением от 17.08.2021 по делу N 3а-82/2021 признан недействующим приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" (далее - приказ N 347) в части установления годового норматива накопления по категориям объектов "Промтоварные магазины". Предприниматель полагает, что отсутствие утвержденных нормативов накопления ТКО на территории Ставропольского края исключает возможность считать договор заключенным на условиях типового.
В отзыве на жалобу общество отклонило доводы предпринимателя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, дополнения к жалобе и отзыва, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, истец на основании заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края соглашения от 13.04.2018 N 2-34 с 01.07.2018 принял на себя обязанность по выполнению функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Истец проинформировал потребителей услуги о деятельности общества и необходимости заключения с ответчиком договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако предприниматель заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО обществу не направил.
Из искового заявления следует, что с 01.07.2018 по 30.06.2020 истец оказал ответчику услуги по вывозу ТКО на сумму 1 500 680 рублей 55 копеек. В подтверждение данного факта истец представил распечатки из системы ГЛОНАСС о движении транспортного средства, осуществляющего вывоз ТКО, маршрутные журналы.
Поскольку предприниматель не оплатил оказанные услуги, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 30, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом N 89-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" (далее - приказ N 347) суды сочли доказанным факт оказания обществом услуг по вывозу ТКО в спорный период, их объем и удовлетворили требования истца.
Суды обоснованно исходили из того, что отсутствие письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО не освобождает предпринимателя от оплаты оказанных обществом услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Суды установили, что общество исполнило обязанность по информированию потребителей о своей деятельности и необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Общество разместило типовой договора на оказание услуг по обращению с ТКО на своем официальном сайте (www.ekostroy26.ru) и в средствах массовой информации, а также направило его проект предпринимателю. Однако договор сторонами подписан не был.
В соответствии с пунктом 8.17 Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 данных Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Следовательно, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Суды сочли, что оказание услуг по вывозу ТКО подтверждено сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о движении транспортных средств, осуществляющих их вывоз.
Доводы предпринимателя об оказании спорных услуг ООО "Научно-производственное объединение "Центр экологического сопровождения предприятий"" по договору от 01.07.2019, а также ИП Ореховым Б.А. по договору от 15.12.2018, проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку данные обстоятельства не опровергают выводы судов о доказанности оказания услуг истцом - определенным в установленном порядке региональнм оператором.
Стоимость оказанных услуг общество определило в соответствии с нормативами накопления ТКО, установленными приказами N 347 и от 29.08.2018 N 237.
Суды проверили расчет истца и признали его верным.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 по делу N 3а-82/2021 признан недействующим приказ N 347 в части установления годового норматива накопления по категориям объектов "Промтоварные магазины".
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - постановление Пленума N 63) в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 4 постановления Пленума N 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из пункта 6 постановления Пленума N 63 следует, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Возможность применения к рассматриваемому спору разъяснений, изложенных в пунктах 2, 4, 6 постановления Пленума N 63, подтверждена определениями Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2021 N 303-ЭС21-20867, от 23.11.2021 N 303-ЭС21-22177.
Ввиду того, что для принятия решения по существу спора необходимо установление документа, заменяющего приказ N 347 в отмененной части нормативного правового акта, определяющего экономически обоснованные нормативы накопления ТКО, и применение его положений, решение и постановление надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении в соответствии с частью 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверить доводы предпринимателя о невозможности оказания услуг в заявленном объеме по объектам предпринимателя с учетом технических возможностей транспортных средств истца, выяснить, с каких площадок накопления осуществлялся вывоз ТКО предпринимателя, установить маршрут движения транспортных средств истца для чего предложить истцу представить увеличенные данные треков с системы ГЛОНАСС, оценить все доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также имеющиеся в деле доказательства, определить норматив накопления ТКО, подлежащий применению к спорным правоотношениям, и по результатам рассмотрения дела принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А63-13710/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 постановления Пленума N 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из пункта 6 постановления Пленума N 63 следует, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Возможность применения к рассматриваемому спору разъяснений, изложенных в пунктах 2, 4, 6 постановления Пленума N 63, подтверждена определениями Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2021 N 303-ЭС21-20867, от 23.11.2021 N 303-ЭС21-22177."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф08-1715/22 по делу N А63-13710/2020