г. Краснодар |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А01-1137/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном в онлайн-режиме, ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щербахой К.А., от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Шериф-М"" (ИНН 0105058819 ОГРН 1090105001491) - Коноковой М.А. (доверенность от 25.04.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (ИНН 0105019739 ОГРН:1020100702038) - Жукова А.Г. (доверенность от 18.01.2022), Ситимова А.Ю. (доверенность от 18.01.2022), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агентство охраны "Ресурс - Легион" (ИНН 2303022800 ОГРН 1052301303394), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 44665 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Шериф-М"" и общества с ограниченной ответственностью "Агентство охраны "Ресурс-Легион"" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.09.2021 и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А01-1137/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Шериф-М"" (далее - ООО "Шериф-М") и общество с ограниченной ответственностью "Агентство охраны "Ресурс-Легион"" (далее - ООО "Ресурс-Легион") обратились в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлениями о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - управление) от 29.12.2020 N 001/01/11-434/2020 (далее - решение) о признании ООО "Ресурс-Легион" и ООО "Шериф-М" нарушившими пункт 2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) за формирование картельного соглашения с целью поддержания цен на торгах.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказа по мотиву наличия в поведении ООО "Шериф-М" и ООО "Ресурс-Легион" нарушения принципов и целей нормальной коммерческой деятельности, обусловленных наличием между ними антиконкурентного соглашения.
В кассационных жалобах ООО "Шериф-М" и ООО "Ресурс-Легион" просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования. Считают необоснованным отказ суда в истребовании дополнительных доказательств, необходимых для более полного установления обстоятельств дела. Нахождение организаций по одному адресу и их взаимозависимость не повлияли на результаты торгов.
В отзыве на жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Ресурс-Легион" поддержал доводы кассационных жалоб, представители управления возражали против них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление по сообщению о возможном нарушении ООО "Ресурс-Легион", ООО Частная охранная организация "Восток", ООО "Шериф-М" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ возбудило и рассмотрело дело о нарушении антимонопольного законодательства N 001/01/11-434/2020, по итогам рассмотрения которого вынесло решение о признании ООО "Ресурс-Легион" и ООО "Шериф-М" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона N 135 -ФЗ, заключении ими соглашения, приведшего к подорожанию цен на торгах.
Заявители обжаловали решение управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ).
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (статья 4 Закона N 135-ФЗ).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что при участии в электронных аукционах участники соглашения лишь имитировали конкуренцию на аукционах, они не преследовали цели конкурентной борьбы, а их поведение сводилось лишь к поддержанию цен на торгах и созданию условий для признания торгов состоявшимися. В результате таких действий аукционы завершены заключением контрактов с победителями с минимальным или максимальным снижением от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) (0 - 0.5% или более 50%, 90,95% (в зависимости от контрактов, содержание которых исчерпывающе описал в судебных актах)) в отсутствие между ними конкурентной борьбы. В то же время в случае совместного участия в аукционе с иными лицами, не являющимися участниками соглашения, предложенные цены заключения государственных контрактов были ниже НМЦК на 50 - 95%, что препятствовало появлению коммерческого интереса у неаффилированных участников, впоследствии заявки участников соглашения отклонялись по причине неполного представления документов, оставляя одного победителя - участника картеля. Причинами существенного снижения цены (что делало экономически невыгодным заключение контракта для других, не взаимозависимых участников аукциона) контрактов или, напротив, незначительного (только один шаг) послужили такие действия участников антиконкурентного соглашения, как намеренное оформление ими конкурсной документации с нарушениями, исключающими незадолго до аукциона их участие (при наличии у них необходимого делового опыта в оформлении заявок на участие и участия в проводимых торгах) при наличии об этом сведений у других участников торгов, не связанных с участниками картельного соглашения; согласованное пассивное поведение при снижении цены контракта на торгах (отказ в предложении понижения цены), что фактически привело к снижению цены всего на один шаг (0,5%) от изначально заявленной заказчиком. Заявки и ценовые предложения участниками соглашения подавались с одного IP-адреса, организации расположены по одному адресу, их учредители и руководители находятся в родственных отношениях, что облегчило заключение и реализацию ими картельного сговора, а их поведение на торгах не соответствовало принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, чем нарушен установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ запрет.
Исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суд согласился с выводами управления о наличии и причинно-следственной связи между соглашением участников (сознательный отказ от конкуренции друг с другом) и наступившими последствиями в виде заключения государственных контрактов с минимальным снижением НМЦК.
Выводы суда об установленных им обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.09.2021 и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А01-1137/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил и материалами дела подтверждается, что при участии в электронных аукционах участники соглашения лишь имитировали конкуренцию на аукционах, они не преследовали цели конкурентной борьбы, а их поведение сводилось лишь к поддержанию цен на торгах и созданию условий для признания торгов состоявшимися. В результате таких действий аукционы завершены заключением контрактов с победителями с минимальным или максимальным снижением от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) (0 - 0.5% или более 50%, 90,95% (в зависимости от контрактов, содержание которых исчерпывающе описал в судебных актах)) в отсутствие между ними конкурентной борьбы. В то же время в случае совместного участия в аукционе с иными лицами, не являющимися участниками соглашения, предложенные цены заключения государственных контрактов были ниже НМЦК на 50 - 95%, что препятствовало появлению коммерческого интереса у неаффилированных участников, впоследствии заявки участников соглашения отклонялись по причине неполного представления документов, оставляя одного победителя - участника картеля. Причинами существенного снижения цены (что делало экономически невыгодным заключение контракта для других, не взаимозависимых участников аукциона) контрактов или, напротив, незначительного (только один шаг) послужили такие действия участников антиконкурентного соглашения, как намеренное оформление ими конкурсной документации с нарушениями, исключающими незадолго до аукциона их участие (при наличии у них необходимого делового опыта в оформлении заявок на участие и участия в проводимых торгах) при наличии об этом сведений у других участников торгов, не связанных с участниками картельного соглашения; согласованное пассивное поведение при снижении цены контракта на торгах (отказ в предложении понижения цены), что фактически привело к снижению цены всего на один шаг (0,5%) от изначально заявленной заказчиком. Заявки и ценовые предложения участниками соглашения подавались с одного IP-адреса, организации расположены по одному адресу, их учредители и руководители находятся в родственных отношениях, что облегчило заключение и реализацию ими картельного сговора, а их поведение на торгах не соответствовало принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, чем нарушен установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ запрет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф08-3301/22 по делу N А01-1137/2021