Департамент недвижимости Минэкономразвития России совместно с Росреестром рассмотрел обращение по вопросу государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также не уполномочено давать оценку действиям государственных регистраторов.
Вместе с тем по существу обращения полагаем возможным отметить следующее.
По информации, представленной Росреестром, в ноябре 2017 г. в Управление Росреестра по Республике Коми (далее - Управление) поступили документы на государственную регистрацию дополнительного соглашения от 31 октября 2017 г. к договору аренды от 30 ноября 2015 г., заключенному между ПАО (арендодатель) и ООО (арендатор), в соответствии с которым стороны пришли к соглашению дополнить договор аренды объектами недвижимого имущества.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ПАО (арендодателя) на объект недвижимого имущества.
В Управлении имеются сведения о том, что право собственности ПАО на объект недвижимого имущества было зарегистрировано 20 сентября 1999 г., при этом согласно пункту 8 указа главы Республики Коми от 23 декабря 1998 г. N 437 "О создании Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Коми" (далее - Указ) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Сыктывкара (включая Эжвинский район) и Сыктывдинского района осуществлялась исключительно в учреждении юстиции, начиная с 1 июня 1999 г. При этом в остальных городах и районах Республики Коми был сохранен существовавший порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в организациях технической инвентаризации, органах по земельным ресурсам и землеустройству, органах по управлению государственным и муниципальным имуществом до создания филиалов учреждения юстиции (на территории Усть-Вымского района Республики Коми филиал учреждения юстиции был создан 22 ноября 1999 г.)
Заявление о государственной регистрации права собственности ПАО на объект недвижимого имущества в Управление представлено не было.
В связи с изложенным в декабре 2017 г. государственная регистрация дополнительного соглашения от 31 октября 2017 г. к договору аренды от 30 ноября 2015 г. была приостановлена по решению государственного регистратора прав сроком на три месяца. В феврале 2018 г. по заявлению представителя ООО регистрационные действия были приостановлены сроком на шесть месяцев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) вступил в силу на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.).
До указанного момента органы, осуществлявшие государственную регистрацию прав, обязаны были приступить к ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и выдаче информации о зарегистрированных правах.
Согласно пункту 2 статьи 32 Закона N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации поэтапно вводили систему государственной регистрации прав, в целях чего проводили необходимые структурные и функциональные преобразования и использовали для государственной регистрации прав органы (организации), осуществляющие регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества.
Создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершилось к 1 января 2000 г. (пункт 2 статьи 33 Закона N 122-ФЗ).
Таким образом, в период с 31 января 1998 г. до 1 января 2000 г. государственная регистрация в соответствии с Законом N 122-ФЗ могла осуществляться не учреждениями юстиции по регистрации прав, а существовавшими в субъектах Российской Федерации органами (организациями), осуществлявшими к моменту вступления в силу Закона N 122-ФЗ регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества.
В связи с изложенным, полагаем, что государственная регистрация, осуществлявшаяся соответствующим уполномоченным органом (организацией) с 31 января 1998 г. до создания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должна считаться государственной регистрацией прав, осуществленной в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
При осуществлении государственной регистрации сделки, ограничения права на объект недвижимости, право на который было зарегистрировано в указанный период в соответствии с Законом N 122-ФЗ уполномоченным органом (организацией), осуществлявшим регистрацию прав и учет объектов недвижимого имущества (следовательно, права на такой объект недвижимости возникли), который, несмотря на положения пункта 1 статьи 33 Закона N 122-ФЗ, тем не менее, не вел ЕГРП, внесение в ЕГРН записи о таком праве (праве лица, права которого ограничиваются) должно осуществляться без заявления о государственной регистрации права, государственная пошлина в данном случае также не должна взиматься.
Обращаем внимание, что решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Директор |
А.И. Бутовецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2018 г. N Д23и-2365 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-