г. Краснодар |
|
05 мая 2022 г. |
А53-23410/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Модуль Плюс" (ИНН 2302033366, ОГРН 1022300635554), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль Плюс" на принятое в порядке упрощенного производства постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 по делу N А53-23410/2021, установил следующее.
ООО "Модуль Плюс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 219 204 рублей 18 копеек неустойки за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 20.10.2021 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 09.12.2021 решение от 20.10.2021 отменено, с железной дороги в пользу общества взыскано 55 494 рубля 54 копеек неустойки, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда от 09.12.2021 и оставить в силе решение от 20.10.2021. По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не принял во внимание факт расторжения договора от 28.04.2016 N 777/ТЦФТО/ГП, предусматривавшего возможность продления срока доставки груза. Грузополучатель не участвует в отправлении груза и оформлении перевозочных документов, поэтому не может выразить возражения против продления срока доставки груза. Увеличение срока доставки груза на основании статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 15 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), и договора, заключенного грузоотправителем и перевозчиком, возможно только в случае принадлежности вагонов грузоотправителю, перевозчику на праве собственности (аренды) и принадлежности груза грузоотправителю.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога просит оставить постановление апелляционного суда от 09.12.2021 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что по транспортным железнодорожным накладным N ЭШ817803, ЭШ731504, ЭШ654790, ЭШ447733, ЭШ567895, ЭШ446428, ЭШ345990, ЭШ289186, ЭШ289193, ЭЧ813600, ЭЧ779728, ЭЧ647918 железная дорога приняла груз к перевозке в адрес общества (грузополучатель).
Ссылаясь на просрочку доставки груза, общество начислило 219 204 рублей 18 копеек неустойки, предусмотренной статьей 97 Устава.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор на основании статей 333, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 29, 33, 97 Устава, Правил N 245.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции установили нарушение железной дорогой нормативного срока доставки груза, установленного пунктом 14 Правил N 245, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд пришел к выводу о необоснованном начислении 163 709 рублей 64 копеек неустойки ввиду отсутствия просрочки в доставке груза по накладным N ЭШ817803, ЭШ731504, ЭШ447733, ЭШ345990, ЭШ289186, ЭШ289193, ЭЧ813600, так как вагоны прибыли на станцию назначения до истечения сроков доставки, указанных в этих накладных. Поскольку железная дорога не оспаривала факт нарушения сроков доставки груза по накладным N ЭШ654790, ЭШ567895, ЭШ446428, ЭЧ779728, ЭЧ647918 апелляционный суд взыскал с нее 55 494 рубля 54 копеек неустойки.
Апелляционный суд, принял во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 17674/12 по делу N А76-20597/2011 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 305-ЭС21-8651 по делу N А40-99713/2020, и исходил из того, что установление срока доставки груза возможно по соглашению сторон. Права истца-грузополучателя не нарушены и его согласие на увеличение срока доставки груза не требуется, поскольку вагоны, в которых перевозился груз, обществу не принадлежат.
Таким образом, выводы апелляционного суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах права.
Поскольку доводы общества о существенном нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не нашли своего подтверждения, основания для отмены или изменения постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 по делу N А53-23410/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции установили нарушение железной дорогой нормативного срока доставки груза, установленного пунктом 14 Правил N 245, и удовлетворил иск.
...
Апелляционный суд, принял во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 17674/12 по делу N А76-20597/2011 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 305-ЭС21-8651 по делу N А40-99713/2020, и исходил из того, что установление срока доставки груза возможно по соглашению сторон. Права истца-грузополучателя не нарушены и его согласие на увеличение срока доставки груза не требуется, поскольку вагоны, в которых перевозился груз, обществу не принадлежат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2022 г. N Ф08-1852/22 по делу N А53-23410/2021