г. Краснодар |
|
07 мая 2022 г. |
Дело N А32-5745/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Санаторий "Золотой колос"" (ИНН 2319004363, ОГРН 1022302834707) - Матыскиной Н.В. (доверенность от 01.08.2019), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, третьих лиц: департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "ГеоМаркер", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Санаторий "Золотой колос"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А32-5745/2021, установил следующее.
АО "Санаторий "Золотой колос"" (далее - санаторий) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.07.2020, составленном ООО "ГеоМаркер" по заявлению санатория, поданного через сервис "Государственные услуги" 06.10.2020 (N 945575723); возложении на администрацию обязанности в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта, осуществить предварительное согласование схемы расположения земельного участка площадью 942 кв. м с приведенными координатами, на кадастровом плане территории, составленном ООО "ГеоМаркер" 17.07.2020; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) обязанности произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 942 кв. м с приведенными координатами; возложении на администрацию обязанности по регистрации права собственности на земельный участок площадью 942 кв. м с приведенными координатами; возложении на администрацию обязанности предоставить обществу в аренду земельный участок площадью 942 кв. м с приведенными координатами сроком на 49 лет.
Решением от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды констатировали отсутствие в перечне приватизируемого имущества санатория автомобильной асфальтовой дороги протяженностью 265 п. метров от ул. Курортный проспект. Из представленных заявителем документов не усматривается тождественность поименованного в приватизационных документах объекта - спорной автодороге. Оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка под дорогой на льготных условиях не имеется.
В кассационной жалобе общество просит решение от 15.07.2021 и апелляционное постановление от 21.01.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что передача автомобильной асфальтовой дороги от ул. Курортный проспект протяженностью 265 п. метров произошла в период приватизации санатория (1993 год); в соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) санаторий является собственником спорного линейного сооружения. Акт оценки не содержит перечня конкретного имущества предприятия, в нем выделена отдельной строкой оценка основных средств на общую сумму 1603,4 тыс. рублей, что не противоречит действующему на момент приватизации законодательству. Факт включения асфальтированной автодороги от Курортного проспекта по территории санатория в состав созданного путем приватизации АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" установлен в деле N А32-34321/2012. Автомобильная асфальтовая дорога заложена во время строительства первых объектов санатория в 1935 году и входила в состав единого землепользования санатория до 1997 года, построена санаторием для использования исключительно в хозяйственных целях, никогда не являлась дорогой общего пользования, строилась и обслуживается исключительно силами и за счет средств санатория, служит инфраструктурой, подъездным путем к объектам санатория и обслуживает исключительно его хозяйственные нужды. Какие-либо документально подтвержденные доводы в обоснование незаконного бездействия заинтересованное лицо не привело.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании представитель санатория поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Управление направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, обществу на праве аренды предоставлены земельные участки: с кадастровым номером 23:49:0302017:6 площадью 40 030 кв. м (расположен относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, проспект Курортный, 86, участок N 4, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений санатория "Золотой колос"); с кадастровым номером 23:49:0302017:7 площадью 8570 кв. м (расположен относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, проспект Курортный, 86, участок N 5, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений санатория "Золотой колос").
Вступившим в законную силу решением от 09.09.2014 по делу N А32-34321/2012 установлено строительство санатория для тружеников села в 1935-1937 годах Наркомземледелия СССР. В период 1941 - 1945 годов на территории санатория дислоцировались госпитали ВМЧФ. В августе 1945 года согласно приказу Наркомземледелия СССР санаторий вновь введен в эксплуатацию для обслуживания работников сельского хозяйства. Решением ГИК г. Сочи от 14.04.1955 N 33 (пункт 561) санаторию Министерства сельского хозяйства СССР присвоено наименование "Санаторий "Золотой колос"".
На основании Постановления Совета Министров СССР от 20.03.1956 N 369 "О передаче санаториев и домов отдыха в ведение Министерства здравоохранения СССР" санаторий из ведения Минсельхоза СССР передан в ведение Сочинского территориального Совета по управлению курортами профсоюзов Минздрава РСФСР, а затем на основании Установления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 10.03.1960 N 335 (ВЦСПС от 25.03.1960) передан в распоряжение ВЦСПС.
В соответствии с Постановлением ФНПР от 14.08.1992 N 5-9 и договором о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом профсоюзов на территории Краснодарского края между ФНПР и Краснодарским крайсовпрофом, санаторий "Золотой колос" признан собственностью Краснодарского крайсовпрофа (пункт 1.1 договора; приложение к договору N 1, раздел 2).
Санаторий приватизирован путем акционирования на основании Постановления Президиума ФНПР от 25.08.1992 N 6-12 и Краснодарским крайсовпрофом.
Согласно плану приватизации от 23.12.1992 (утвержден заместителем председателя Крайсовпрофа), актам оценки имущества, передаваемого крайсофпрофом в оплату уставного капитала АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"", акту оценки общей стоимости основных средств на 11.07.1992, акту приема-передачи имущества от Крайсовпрофа на баланс АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" по состоянию на 01.07.1991 в уставный капитал общества (АОЗТ) переданы основные средства.
В состав имущественного комплекса АОЗТ "Санаторий "Золотой Колос"" вошла автомобильная асфальтовая дорога от Курортного проспекта по территории санатория протяженностью 265 п. метров, которая состоит на балансовом учете общества, в период 1993-2007 годов неоднократно ремонтировалась.
Первоначально земельный участок площадью 8,7 га закреплен за санаторием (под размещение санатория) Решением Сочинского ГИК от 13.06.1952, протокол N 22 пункт 11 (участки N 45 и 46). Затем Решением ГИК г. Сочи от 20.08.1986 земельный участок для размещения санатория увеличен до 9,64 га.
20 апреля 1994 года постановлением главы администрации N 362/5 "Об отводе санаторию "Золотой колос" фактически занимаемого комплексом санатория земельного участка по Курортному проспекту Хостинского района" за санаторием в постоянное пользование закреплен земельный участок площадью 6,28 га.
Постановлением администрации от 12.02.1996 N 123/2 "Об утверждении материалов первичной регистрации прав на земельные участки предприятий, организаций и учреждений в Хостинском районе" согласно приложению "Сводная ведомость" пункт 4 за АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" закреплен земельный участок площадью 6,75 га и выдано свидетельство от 38.08.1996 N 0517 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 6,75 га.
Постановлением администрации от 17.03.1997 N 144/1 "О предоставлении АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" фактически занимаемого санаторным комплексом земельного участка в долгосрочную аренду по Курортному проспекту в Хостинском районе и разработке проекта реконструкции санаторного комплекса" внесены изменения в ранее изданное постановление администрации от 20.04.1994 N 362/5, из площади 6,28 га за АОЗТ на праве долгосрочной аренды закреплены: участок N 1 площадью 5,0 га (занятый зданиями с сооружениями санатория), участок N 2 площадью 0,37 га (занятый строениями хозяйственно-складской зоны).
Постановлением главы города Сочи от 22.07.2004 N 1288 сквозной проезд автотранспорта через территорию санатория "Золотой Колос" закрыт.
ЗАО "Санаторий "Золотой колос"" передана в установленном порядке законченная строительством первая очередь строительства объекта ""Реконструкция улицы Яна Фабрициуса от Курортного проспекта до улицы Ломоносовской" (реконструкция участка N 3 от улицы Яна Фабрициуса до улицы Ломоносовской) в Хостинском районе", протяженностью 0,179 километра, на баланс муниципальному учреждению города Сочи "Дирекция заказчика" Хостинского района.
Главой города Сочи 08.08.2012 издано постановление администрации N 1681 "О признании утратившим силу постановления главы г. Сочи от 22.07.2004 N 1288 "О закрытии сквозного движения автотранспорта по территории "Санаторий "Золотой колос"". В соответствии с постановлением от 08.08.2012 N 1681 ЗАО "Санаторий "Золотой колос"" обязано открыть территорию санатория для свободного проезда автомобильного транспорта, следующего к музею "Дерево дружбы" и крупному жилому микрорайону.
Вступившим в законную силу решением от 09.09.2014 по делу N А32-34321/2012 признано недействительным постановление администрации от 08.08.2012 N 1681 "О признании утратившим силу постановления главы города Сочи от 22.07.2004 N 1288 "О закрытии сквозного движения автотранспорта по территории "Санаторий "Золотой колос"".
Ссылаясь на то, что асфальтобетонная дорога является собственностью санатория, заявитель обратился в уполномоченный орган по вопросу оказания муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Письмом от 21.07.2020 N 21.01-21/20648 администрация в лице департамента архитектуры и градостроительства отказала санаторию в предоставлении испрашиваемой услуги по мотиву отнесения предполагаемого к образованию земельного участка к дороге общего пользования (т. 1, л. д. 46 - 48).
6 октября 2020 года санаторий повторно подал заявление по вопросу оказания муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", которое не рассмотрено.
Ссылаясь на незаконное бездействие со стороны администрации, санаторий обратился с заявлением в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 этого Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
На основании статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений или в случаях, предусмотренных в статье 39.20 этого Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса и для случаев, когда земельный участок предстоит образовать в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать участок, предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка (подпункт 1 пункта 1), подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 2 пункта 1), принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса (подпункт 3 пункта 1), обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка (подпункт 4 пункта 1), осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 5 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства, суды указали, что из представленных документов (техническая паспортизация 1972 года, акт приема работ от 16.01.1960, градостроительный план, заключение специалиста от 30.06.2020 N 20020-06/01-З) не следует тождественность спорной автомобильной асфальтовой дороги от ул. Курортный проспект протяженностью 265 п. метров и объекта "дорога асфальт., год ввода в эксплуатацию 1959", указанного под пунктом 19 в акте приема-передачи приватизируемого имущества от Крайсовпрофа - АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" по состоянию на 01.07.1992. Из мотивировочной части решения от 09.09.2014 по делу N А32-34321/2012 также не следует, что судом дана оценка сделке приватизации имущества Крайсовпрофа (соответствующие документы на предмет действительности данной сделки не были предметом исследования), поэтому, названный судебный акт не имеет преюдициального значения для спора по настоящему делу. Более того, на момент утверждения плана приватизации действовала "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, согласно которой установлен запрет на приватизацию автомобильных дорог общего пользования (пункт 2.1.14).
Таким образом, как правильно указали обе судебные инстанции, санаторий не доказал, что спорная дорога включена в состав приватизированного им имущественного комплекса, а также тождественность поименованного в приватизационных документах объекта - линейному сооружению "автодорога", следовательно, претендовать на льготный порядок предоставления ему земельного участка не вправе.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, что противоречит требованиям статей 286, 287 Кодекса и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2021 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А32-5745/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав, оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства, суды указали, что из представленных документов (техническая паспортизация 1972 года, акт приема работ от 16.01.1960, градостроительный план, заключение специалиста от 30.06.2020 N 20020-06/01-З) не следует тождественность спорной автомобильной асфальтовой дороги от ул. Курортный проспект протяженностью 265 п. метров и объекта "дорога асфальт., год ввода в эксплуатацию 1959", указанного под пунктом 19 в акте приема-передачи приватизируемого имущества от Крайсовпрофа - АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" по состоянию на 01.07.1992. Из мотивировочной части решения от 09.09.2014 по делу N А32-34321/2012 также не следует, что судом дана оценка сделке приватизации имущества Крайсовпрофа (соответствующие документы на предмет действительности данной сделки не были предметом исследования), поэтому, названный судебный акт не имеет преюдициального значения для спора по настоящему делу. Более того, на момент утверждения плана приватизации действовала "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, согласно которой установлен запрет на приватизацию автомобильных дорог общего пользования (пункт 2.1.14).
...
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, что противоречит требованиям статей 286, 287 Кодекса и не входит в полномочия суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2022 г. N Ф08-2460/22 по делу N А32-5745/2021