г. Краснодар |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А63-18648/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от истцов: комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486) - Зафировой А.Б. (доверенность от 25.10.2021), администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Багировой Ю.В. (доверенность от 21.01.2022), в отсутствие ответчика - министерства природных ресурсов и окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Гиперстрой", департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, государственного казенного учреждения "Ставропольское лесничество", территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры г. Ставрополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А63-18648/2020, установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) и администрация города Ставрополя (далее - администрация) обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) о понуждении ответчика внести изменения в Государственный лесной реестр (далее - ГЛР) путем исключения из него сведений о выделах 16, 17, 18, 19 лесного квартала N 42 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества Ставропольского лесничества в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:100, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 5-я Промышленная, д. 6 (далее - участок; т. 2, л. д. 19).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), ГКУ "Ставропольское лесничество", территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ООО "Гиперстрой" (далее - общество), Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура г. Ставрополя.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022, в удовлетворении искового заявления отказано. Судебные инстанции указали, что земли лесного фонда являются федеральной собственностью, поэтому органы местного самоуправления не вправе распоряжаться ими. В рассматриваемом случае установлено пересечение границ участка с землями лесного фонда Ставропольского лесничества, площадь пересечения составляет 3,9 га. Ссылка истцов на правила части 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) отклонена. Земли лесного фонда в границах Ставропольского лесничества внесены в ЕГРН как ранее учтенные, на них зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Из акта муниципального земельного контроля от 23.09.2021 следует, что с северной и северо-западной стороны участка произрастают зеленые насаждения. Как следует из таксационного описания квартала 42 (Михайловское) в выделах 16, 17, 18, 19 урочища "Русская лесная дача", произрастают древесные и кустарниковые породы. Выделы 16, 17 и 19 представляют собой особые защитные участки леса шириной 1 км вокруг населенных пунктов, а выдел 18 - особый защитный участок леса на склонах более 30 градусов. Таким образом, при формировании и предоставлении участка в его границы незаконно включены земли лесного фонда. Изложенное подтверждено материалами лесоустройства, сведениями лесоустроительной документации. Незаконность включения лесного участка в границы населенного пункта не может служить основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда. В связи с отсутствием совокупности условий, позволяющих министерству внести изменения в ГЛР путем исключения из него сведений о выделах 16, 17, 18, 19 лесного квартала 42 Ставропольского участкового лесничества Ставропольского лесничества, исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов. Выявленное пересечение границ данного участка с границами лесного участка подлежало исправлению с применением правил статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ). Суды не учли установленный законом приоритет сведений ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов об относимости земельного участка к определенной категории земель по отношению к аналогичным сведениям ГЛР, лесного плана субъекта Российской Федерации. Принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН или правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов при отсутствии таких сведений в ЕГРН.
Администрация обжаловала решение и постановление в соответствии с правилами, установленными главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Истец указывает, что правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему земельного участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства, вправе предъявить требования о внесении изменений в ГЛР на оснований положений Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции названного закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН. Включение части принадлежащего муниципальному образованию земельного участка в иную категорию земель нарушает право на реализацию полномочий собственника.
Департамент представил в суд округа отзыв, в котором указал на отсутствие оснований для отмены (изменения) состоявшихся по делу судебных актов.
Заседание арбитражного суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края.
В судебном заседании представители администрации и комитета на удовлетворении кассационных жалоб настаивали.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзыва на них, выслушав представителей истцов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном (дата присвоения кадастрового номера - 12.03.2007) земельном участке площадью 101 237 кв. м (кадастровый номер 26:12:010201:100), относящемся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для проектирования и строительства места размещения объектов производственного назначения. Сведения о зарегистрированных правах в отношении участка отсутствуют (т. 2, л. д. 135 - 139). На основании постановления главы администрации города Ставрополя от 18.01.2007 N 53 установлено обременение части земельного участка площадью 9922 кв. м, передаваемой с особым режимом использования правами Ставропольского МУП "Горэлектросеть" производить ремонтные работы в связи с необходимостью эксплуатации электрического кабеля.
Суды указали, что актом обследования от 08.08.2016 N 78 (т. 2, л. д. 4 - 6), предостережением Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры (т. 2, л. д. 46, 47), решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2017 по делу N А63-11163/2016, подтвержден факт включения в границы участка земель лесного фонда (квартал 42, выделы 16, 17, 18, 19 урочища "Русская лесная дача" Ставропольского участкового лесничества Ставропольского лесничества).
Актом обследования от 31.08.2020 зафиксировано нахождение в пределах земельного участка объекта незавершенного строительства, а также двух нестационарных объектов, частичного ограждения. Право собственности на объект незавершенного строительства (степень готовности - 9%) с кадастровым номером 26:12:010201:212, зарегистрировано за обществом (т. 1, л. д. 39 - 44).
Администрация обратилась в министерство с письмом о возможности строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в границах участка.
Министерство сообщило администрации о том, что при выполнении кадастровых работ ФГБУ "Рослесинфорг" выявило пересечение границ участка с землями лесного фонда Ставропольского лесничества, площадь пересечения составляет 3,9 га. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в границах указанного земельного участка до устранения пересечения с землями лесного фонда не представляется возможным (т. 2, л. д. 74, 75).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации и комитета в арбитражный суд с исковым заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), в редакции Закона N 280-ФЗ, частей 1 и 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, статьи 10 Закона N 280-ФЗ правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными Государственного лесного реестра.
В данном случае суды установили, что в состав участка незаконно включены земли лесного фонда (т. 2, л. д. 91 - 93), что исключает возможность применения в данном случае положений статьи 14 Закона N 172-ФЗ, статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ и статьи 10 Закона N 280-ФЗ. Податели жалоб не учитывают, что нормы Закона N 280-ФЗ направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций могли правомерно заключить о том, что: участок сформирован с включением в его состав значительной части (не менее 3,5 га; т. 1, л. д. 46) земель лесного фонда, без учета лесоустроительной документации и без согласования его границ с уполномоченными органами (т. 1, л. д. 129, 130); земли лесного фонда относятся к федеральной собственности, поэтому органы местного самоуправления не вправе распоряжаться ими; вступившим в законную силу судебным актом по делу N А63-11163/2016 установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:010201:100 с землями лесного фонда.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении искового заявления.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Иные доводы кассационных жалоб администрации и комитета не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов относительно обстоятельств образования спорного земельного участка, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил.
Администрация и комитет освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А63-18648/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными Государственного лесного реестра.
В данном случае суды установили, что в состав участка незаконно включены земли лесного фонда (т. 2, л. д. 91 - 93), что исключает возможность применения в данном случае положений статьи 14 Закона N 172-ФЗ, статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ и статьи 10 Закона N 280-ФЗ. Податели жалоб не учитывают, что нормы Закона N 280-ФЗ направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2022 г. N Ф08-2799/22 по делу N А63-18648/2020