г. Краснодар |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А53-22855/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону - Пашкова А.Н. (доверенность от 11.01.2022), от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" - Рябчинской Ю.Д. (доверенность от 01.12.2020), от администрации города Ростова-на-Дону - Янина В.В. (доверенность от 28.10.2021); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Кочарян О.С. (доверенность от 09.03.2022), в отсутствие муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием систем видео-конференц-связи Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А53-22855/2021, установил следующее.
Администрация Пролетарского района города Ростова-на-Дону (далее - администрация района) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 03.06.2021 по делу N 061/01/15-2374/2020 и предписания от 19.05.2021 N 438/04.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", МКУ "УЖКХ Пролетарского района" (далее - УЖКХ) и администрация города Ростова-на-Дону.
Решением суда от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация района просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Заявитель указывает, что открытый конкурс по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит орган местного самоуправления. При этом администрация ссылается на Устав города Ростова-на-Дону, утвержденный решением Ростовской-на-Дону Думы от 09.04.1996 N 211, согласно которому администрация города Ростова-на-Дону является органом местного самоуправления, а администрации районов города Ростова-на-Дону являются территориальными органами администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющими отдельные исполнительно-распорядительные функции администрации города. Управление неверно определило субъект административной ответственности.
В отзывах на жалобу управление и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просят судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители администраций поддержали довод жалобы, представители управления и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" отклонили их по мотивам, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" о непроведении администрацией района конкурсного отбора по выбору управляющих организаций в многоквартирных домах Пролетарского района города Ростова-на-Дону.
По результатам рассмотрения данного обращения антимонопольным органом вынесено решение о выдаче администрации района предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по ликвидации последствий такого нарушения и прекращении бездействия, которое содержит признаки несоблюдения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), срок исполнения предупреждения - до 02.11.2020.
Ввиду неисполнения предупреждения в порядке части 8 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в отношении администрации района возбуждено дело N 061/01/15-2374/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 15 данного Закона.
3 июня 2021 года комиссия управления вынесла решение по делу N 061/01/15-2374/2021, которым администрация района признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, приняла решение о выдаче обязательного для исполнения предписания, а также о передаче уполномоченному должностному лицу материалов дела для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 мая 2021 года комиссия управления выдала предписание N 438/04, в котором администрации района указано до 01.08.2021 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, администрация района обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статями 15, 39.1 Закона N 135-ФЗ, статьями 161, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 59 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Суды выяснили, что 22.07.2019 приказом Госжилинспекции N 1164-л исключены из реестра лицензий Ростовской области сведения о 477 многоквартирных домах, которые ранее находились в обслуживании МУП "ЖЭУ-5", однако по состоянию на 03.08.2020 из этих домов только по 63 многоквартирным домам внесены новые сведения в реестр лицензий Ростовской области. В отношении остальных многоквартирных домов администрация района указала, что собственники жилых помещений не реализовали право выбора способа управления, при этом в 266 многоквартирных домах с августа 2019 года по апрель 2020 года проводились конкурсы по выбору управляющих организаций. Все торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие в конкурсах. Повторные торги не проводились; в 148 многоквартирных домах не проходили конкурсы по выбору управляющих организаций.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещена на сайте www.torgi.ru только по 60 многоквартирным домам (301220/1635171/01).
Таким образом, администрацией района с 22.07.2019 по 30.12.2020 в отношении 296 многоквартирных домов не выполнялись обязанности, предусмотренные частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что повлекло нарушение прав собственников помещений в спорных домах, которые были лишены возможности совершить действия, предусмотренные частью 4 статьи 200 названного Кодекса.
Неисполнение администрацией района требований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, привело к ущемлению прав хозяйствующих субъектов, создав для них препятствия к доступу на товарный рынок, при том что такое право доступа через конкурентную процедуру закреплено в действующем законодательстве. В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Администрация района лишила возможности участия в открытом конкурсе потенциальных организаций, действующих на рынке управления многоквартирными домами, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном товарном рынке.
Таким образом, непроведение администрацией района в установленные сроки и порядке конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами после исключения сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий содержит нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что субъектом вменяемого правонарушения является иное лицо, а подобные конкурсы должно проводить МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района", были предметом рассмотрения судебных инстанций и отклонены ввиду следующего.
Согласно статье 44 Устава города Ростова-на-Дону в структуру администрации города Ростова-на-Дону как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления входят как департаменты, управления, отделы, так и администрации районов города - территориальные органы администрации города, осуществляющие отдельные исполнительно-распорядительные функции администрации города, возглавляемые главами районных администраций. Полномочия и организация работы, внутренняя структура управлений, комитетов, департаментов, отделов и других подразделений администрации города определяются Положениями об этих органах и внутренних подразделениях, уставами или иными учредительными документами, утверждаемыми главой администрации города или городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
В компетенцию администрации района входит исполнение функций, связанных с решением вопросов местного значения, в том числе организация эксплуатации муниципального жилищного фонда на территории Пролетарского района, управление муниципальными коммунально-бытовыми службами, службами благоустройства и озеленения района, а также организация контроля за эксплуатацией и ремонтными работами в жилых и нежилых помещениях муниципальной собственности, благоустроительными и дорожными работами (подпункты 4, 5 пункта 2 статьи 3 Положения об администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 N 72).
Распоряжением администрации города Ростова-на-Дону от 28.03.2014 N 119 "Об утверждении плана мероприятий по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75" (далее - распоряжение N 119) УЖКХ наделено полномочиями по проведению конкурсного отбора управляющих организаций для управления многоквартирными домами только в случае, если собственники не определили способ управления, и в случае отбора управляющей организации в многоквартирных домах новой застройки.
В названном распоряжении не указано, что УЖКХ наделено полномочиями по проведению конкурсного отбора управляющих организаций для управления многоквартирными домами в случаях, указанных в части 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в пунктах 4, 8 приложения и пункте 6 распоряжения N 119 закреплено, что формирование характеристик объектов конкурса для извещения и формирование конкурсной документации по каждому дому отнесено к компетенции администрации районов, а контроль за выполнением распоряжения в целом возложен на глав администраций районов города.
Таким образом, в силу разграничения полномочий, установленных перечисленными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону, администрация района наделена правами по совершению действий, предусмотренных частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного выводы судов о том, что решение управления от 03.06.2021 по делу N 061/01/15-2374/2020 соответствует положениям Закона N 135-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, являются правильными. Предписание управления от 19.05.2021 N 438/04 также является законным, так как выдано на основании решения управления от 03.06.2021 по делу N 061/01/15-2374/2020.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А53-22855/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В названном распоряжении не указано, что УЖКХ наделено полномочиями по проведению конкурсного отбора управляющих организаций для управления многоквартирными домами в случаях, указанных в части 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в пунктах 4, 8 приложения и пункте 6 распоряжения N 119 закреплено, что формирование характеристик объектов конкурса для извещения и формирование конкурсной документации по каждому дому отнесено к компетенции администрации районов, а контроль за выполнением распоряжения в целом возложен на глав администраций районов города.
Таким образом, в силу разграничения полномочий, установленных перечисленными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону, администрация района наделена правами по совершению действий, предусмотренных частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного выводы судов о том, что решение управления от 03.06.2021 по делу N 061/01/15-2374/2020 соответствует положениям Закона N 135-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, являются правильными. Предписание управления от 19.05.2021 N 438/04 также является законным, так как выдано на основании решения управления от 03.06.2021 по делу N 061/01/15-2374/2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2022 г. N Ф08-3478/22 по делу N А53-22855/2021