г. Красногорск |
|
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Московской области (далее - Правительство), Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" (далее - Профсоюзы), объединений работодателей Московской области (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем "Стороны", руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, заключили Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области на 2024 - 2026 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на региональном уровне.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения в предстоящий период, в том числе в условиях внешнего санкционного давления: социально-экономическую политику, обеспечивающую право граждан на достойный труд; повышение качества жизни работников и их семей; сокращение уровня бедности на основе устойчивого развития экономики; рост производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда; безопасность рабочих мест; расширение возможностей профессионального роста работников; создание рабочих мест, поддержание социальной стабильности в регионе.
Стороны признают обязательным участие областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области в сфере труда (оплаты и охраны труда, занятости населения и кадрового обеспечения организаций, развития социального партнерства), необходимое для их обсуждения.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения областных отраслевых (межотраслевых) соглашений (далее - областные отраслевые соглашения), территориальных соглашений, отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений (далее - территориальные соглашения) и коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - коллективные договоры).
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации областных отраслевых и территориальных соглашений.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на принципах равноправного взаимодействия разрабатывают документы, организуют и проводят мероприятия, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Обязательства Правительства, вытекающие из Соглашения, реализуются центральными исполнительными органами Московской области в пределах своей компетенции или непосредственно Правительством Московской области в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Стороны признают необходимым заключение областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Закрепленные в ряде пунктов Соглашения обязательства, требующие финансирования из бюджета Московской области, учитываются при составлении бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Присоединение к Соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области".
1. Социально-экономическая политика
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию условий для формирования динамичной и эффективной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Московской области, и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области. В этих целях:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Разрабатывают в адрес федеральных органов государственной власти, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа предложения, способствующие созданию условий для формирования динамичной и эффективной экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики.
1.1.2. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики, сбалансированному развитию промышленности и сектора услуг с использованием рыночных механизмов, обеспечению мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, осуществляют анализ реализации и действия законов, принятых в Московской области, по созданию условий успешного развития инвестиционной деятельности, цифровизации экономики, социальной сферы, созданию условий для развития новых секторов экономики.
1.1.3. Проводят мониторинг социально-трудовой сферы Московской области по основным социально-экономическим показателям, принимают меры по их улучшению и информируют Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) о его результатах. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, при разработке прогнозов социально-экономического развития Московской области и государственных программ Московской области.
1.1.4. Вырабатывают решения по поддержке энергосбережения, защите интересов организаций, потребителей против установления необоснованно завышенных цен (тарифов) на услуги естественных монополий (электрическая и тепловая энергия, газ), обеспечению прозрачности расчетов тарифов.
1.1.5. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.
Участвуют в соответствии с законодательством Российской Федерации в процессе формирования мнения по принятию решения о продаже, ликвидации или банкротстве организации.
1.1.6. Создают условия для обеспечения ежегодного роста производительности труда.
1.1.7. Содействуют созданию высокопроизводительных, безопасных, современных рабочих мест, новых высокотехнологичных образцов выпускаемой продукции на основе развития творческой активности работников в области рационализации и изобретательства.
1.1.8. Содействуют развитию потребительского рынка, максимальному удовлетворению потребности населения в товарах и услугах широкого ассортимента в пределах ценовой и территориальной доступности.
Содействуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональный рынки.
1.1.9. Принимают меры по увеличению объема валового регионального продукта, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемов жилищного строительства, оборота розничной торговли, по увеличению доли фонда заработной платы в валовом региональном продукте с учетом роста потребительских цен.
1.1.10. Способствуют формированию имиджа Московской области как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, культурного и туристического центра, а также территории, привлекательной для инвесторов, активно укрепляющей свои позиции в международной и межрегиональной системе связей через обмен делегациями, презентации Московской области перед потенциальными партнерами, организацию и участие в зарубежных, российских и областных конференциях, выставках, семинарах.
Принимают меры по увеличению туристического потока и улучшению качества предоставляемых туристских услуг на территории Московской области.
1.2. Правительство:
1.2.1. Проводит целенаправленную инвестиционную политику Московской области. Содействует формированию благоприятной среды для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу Московской области.
Содействует внедрению современных методов управления в экономику Московской области на основе новых информационных технологий.
1.2.2. Оказывает необходимую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в Московской области, не имеющим задолженности по выплате заработной платы, соблюдающим обязательства региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.2.3. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Московской области и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности. Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства в Московской области.
1.2.4. Активно содействует вовлечению молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в предпринимательскую деятельность, проводит региональные конкурсы для молодых предпринимателей.
1.2.5. Осуществляет меры по реализации государственных программ Московской области, оказывает содействие муниципальным образованиям Московской области в разработке муниципальных программ Московской области.
1.2.6. Содействует обновлению основных производственных фондов в организациях Московской области, в том числе в организациях научно-промышленного и агропромышленного комплексов, а также в организациях, осуществляющих деятельность, имеющую социальное значение.
1.2.7. Осуществляет своевременное финансовое обеспечение работ по строительству объектов гражданского и дорожного строительства, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период, порядком формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области.
1.2.8. Содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.
1.2.9. Принимает меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования, осуществляет финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду, в пределах средств, предусмотренных законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период и в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.2.10. Устанавливает регулируемые тарифы, обеспечивающие соблюдение баланса экономических интересов потребителей и регулируемых организаций в рамках Сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
1.2.11. Проводит работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей правовое положение государственных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), системы и механизмов бюджетного обеспечения оказания услуг (выполнения работ) в рамках государственного задания.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Способствуют устойчивой социально-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.3.2. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами развития Московской области.
1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в проведении коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных договоров, контролируют их выполнение.
1.3.4. Через своих представителей в установленном законодательством Российской Федерации порядке участвуют в работе комиссий при Правительстве Московской области по вопросам социально-трудовых отношений.
1.3.5. Вносят в соответствующие центральные исполнительные органы Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и социально-экономические интересы работников, участвуют в разработке указанных нормативных правовых актов.
1.3.6. Проводят информационно-разъяснительную работу по созданию профсоюзных организаций в учреждениях (организациях) и на предприятиях, в том числе малого и среднего бизнеса.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Принимают меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.4.2. Участвуют в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов и проводимых в Московской области мероприятий по вопросам защиты интересов предпринимателей.
1.4.3. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Московской области, бюджеты муниципальных образований Московской области и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.4.4. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.4.5. Обеспечивают возможность участия в коллегиальных органах управления организацией с правом совещательного голоса представителей профсоюзных организаций.
1.4.6. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
1.4.7. В случае предстоящих реорганизаций, кроме ликвидации и банкротства, принимают меры опережающего характера, включая переобучение, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников.
1.4.8. Обеспечивают выборным профсоюзным органам, соответствующим центральным исполнительным органам Московской области беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам.
1.4.9. Информируют профсоюзную организацию о проведении реорганизации и о начале введения процедуры банкротства.
2. Заработная плата, доходы, социальная защищенность
Стороны считают основной задачей в предстоящий период обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Обеспечивают контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, и уровнем средней заработной платы в Московской области.
2.1.2. Не реже одного раза в год заключают Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области (далее - Соглашение о минимальной заработной плате).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.1.3. Проводят работу по включению в региональные, областные отраслевые и территориальные соглашения обязательств по повышению уровня минимальной заработной платы и средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
2.1.4. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда.
При заключении областных отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.5. При заключении областных отраслевых соглашений, коллективных договоров содействуют в установлении работникам организаций тарифной ставки первого разряда (минимального оклада), занятым в нормальных условиях труда, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области.
2.1.6. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности.
2.1.7. Не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.
Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10 процентов от ее полной стоимости.
Осуществляют расходы на оздоровление детей и подростков в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на текущий финансовый год и плановый период и за счет средств организаций.
Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области выделять средства из бюджетов муниципальных образований на оздоровление детей и подростков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.1.8. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов.
Содействуют реализации в Московской области проекта Губернатора "Активное долголетие".
2.1.9. Принимают меры по недопущению занижения реальной заработной платы с использованием скрытых форм оплаты труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также по вопросам снижения теневой занятости и легализации трудовых отношений.
2.1.10. Принимают меры по соблюдению законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.1.11. Принимают необходимые меры для проведения диспансеризации работников организаций и учреждений Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.1.12. При ведении коллективных переговоров по разработке и заключению соглашений и коллективных договоров содействуют включению в них дополнительных гарантий и льгот для работников, принимающих участие в специальной военной операции, в том числе по обеспечению сохранения рабочих мест работников на период прохождения военной службы или оказания ими добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации.
2.1.13. Оказывают помощь семьям мобилизованных работников предприятий и организаций Московской области, принимающих участие в специальной военной операции по контракту, по призыву по мобилизации или по заключению контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации.
2.2. Правительство:
2.2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области при составлении проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает средства на:
обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с размером тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного законодательством Российской Федерации;
обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы;
осуществление региональной социальной доплаты к пенсии пенсионерам, имеющим место жительства в Московской области, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области;
единовременное пособие на рождение (усыновление) ребенка;
ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;
предоставление мер социальной поддержки работникам бюджетной сферы Московской области, работающим и имеющим место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
2.2.2. Разрабатывает меры социальной поддержки работников государственных учреждений Московской области. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при формировании бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на социальную поддержку работников муниципальных учреждений, в том числе направленные на их оздоровление.
2.2.3. Обеспечивает повышение заработной платы работникам бюджетной сферы Московской области, в том числе относящихся к категориям работников, не включенным в указы Президента Российской Федерации, с учетом уровня инфляции в Российской Федерации в соответствующем году.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области включать в территориальные соглашения аналогичные обязательства для муниципальных учреждений.
Предусматривает в бюджете Московской области и рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области предусмотреть в бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год и на плановый период средства на повышение заработной платы.
2.2.4. Один раз в полугодие информирует стороны социального партнерства о достигнутом уровне заработной платы работников бюджетной сферы в разрезе категорий работников.
2.2.5. Ежегодно информирует Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о складывающемся уровне оплаты труда в бюджетной сфере.
2.2.6. Обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке определение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума в Московской области.
2.2.7. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению услугами телефонной связи, при проезде на пассажирском транспорте по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
2.2.8. Принимает меры по обеспечению населения Московской области, в том числе льготных категорий граждан, медицинской помощью и лекарственными средствами в объемах, предусмотренных программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
2.2.9. Проводит реформу жилищно-коммунального хозяйства при условии соблюдения правовой и социальной защищенности населения Московской области.
2.2.10. Осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги не чаще одного раза в год и предусматривает меры социальной поддержки населения Московской области.
2.2.11. Принимает меры по недопущению увеличения максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи выше уровня, соответствующего федеральному стандарту.
В соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим место жительства в Московской области.
Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области проводить разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.2.12. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Московской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг. Предварительно информирует Комиссию об изменении тарифов на пассажирские перевозки.
2.2.13. Принимает меры по развитию государственной системы социальных служб в Московской области.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В целях повышения реального уровня заработной платы добиваются установления в соглашениях и коллективных договорах тарифной ставки рабочего 1 разряда (минимального оклада) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области.
2.3.4. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.5. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2.3.6. Содействуют реализации Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи.
2.3.7. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, по безопасности нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях, находящихся на балансе организаций, а также иных оздоровительных учреждений в рамках общественного контроля.
2.3.8. Посредством участия в работе общественных комиссий по жилищным вопросам при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют контроль за постановкой на учет работников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением им жилья.
2.3.9. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за их реализацией.
2.3.10. Организуют совместно с Правительством и Работодателями отдых и оздоровление детей в загородных лагерях, на базе санаториев, оздоровительных учреждений.
2.3.11. Информируют работников организаций о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.3.12. Осуществляют контроль за выполнением обязательств региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.4.2. Принимают меры по обеспечению ежегодного роста средней заработной платы во внебюджетном секторе экономики не ниже уровня инфляции в Московской области в соответствующем году и доведению средней заработной платы до уровня не ниже 4,3 величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для трудоспособного населения.
2.4.3. Устанавливают в коллективных договорах, локальных нормативных актах работникам организаций внебюджетной сферы порядок и условия индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Московской области.
2.4.4. На условиях, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях, компенсируют для детей своих работников часть стоимости путевок в детские оздоровительные учреждения.
2.4.5. При установлении доплаты до минимального размера оплаты труда в состав заработной платы не включают:
доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, определенные как дополнительная работа, не предусмотренная трудовым договором;
повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
2.4.6. Обеспечивают ежегодное увеличение реального содержания заработной платы, принимают меры, направленные на опережение темпов роста заработной платы относительно индекса потребительских цен.
Индексацию заработной платы работников организаций проводят в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.4.7. Не допускают появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
2.4.8. В рамках социальной (нефинансовой) отчетности информируют Профсоюзы и Правительство о размерах минимальной и средней заработной платы в организациях. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников.
2.4.9. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных организаций дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций.
2.4.10. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
2.4.11. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
2.4.12. По согласованию с отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обеспечивают своевременное представление всех необходимых документов в электронном виде с использованием электронного документооборота на застрахованных лиц, выходящих на пенсию, для проведения заблаговременной работы и подлинников документов при назначении пенсии с согласия застрахованного лица на передачу его персональных данных при наличии доверенности от застрахованного лица.
3. Содействие занятости и кадровое обеспечение организаций
Стороны считают основной задачей на предстоящий период развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего социально-экономическое развитие Московской области, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей.
В этих целях:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. При разработке и реализации государственных программ Московской области обеспечивают создание и (или) сохранение рабочих мест для жителей Московской области.
3.1.2. В целях привлечения и закрепления в экономике Московской области высококвалифицированных специалистов и сокращения объемов трудовой миграции жителей Московской области реализуют мероприятия, проводимые в рамках Праздника труда Подмосковья, Дня молодежи, содействующие повышению престижа рабочих профессий, уровня квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий. Организуют проведение конкурсов в социально-трудовой сфере.
Обеспечивают участие победителей областных конкурсов в окружных, федеральных и всероссийских конкурсах, чемпионатах по профессиональному мастерству, в том числе WorldSkillsRussia.
3.1.3. Участвуют в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, в том числе для обучающихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей, а также состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов Московской области.
3.1.4. Разрабатывают комплекс мер по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с участием работодателей.
3.1.5. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона.
Ежегодно на заседании Комиссии рассматривают предложения по определению допустимой доли привлечения иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности.
3.1.6. Проводят работу по текущему и перспективному прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации их подготовки.
3.1.7. Осуществляют реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий. Содействуют активному участию работодателей при общественной оценке качества образования.
3.1.8. Осуществляют мероприятия по совершенствованию и развитию системы подготовки и переподготовки работников организаций, в том числе малого и среднего предпринимательства, в Московской области в соответствии с потребностями рынка труда.
3.1.9. С учетом потребностей рынка труда принимают меры по созданию условий для развития региональной модели национальной системы квалификаций Российской Федерации, применения в организациях Московской области профессиональных стандартов, развития профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ организаций профессионального образования региона и системы независимой оценки профессиональных квалификаций.
3.1.10. Содействуют организации стажировок обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на предприятиях Московской области в целях получения опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.
3.1.11. Не допускают превышения уровня общей безработицы 3,2 процента от числа экономически активного населения Московской области, уровня регистрируемой безработицы 0,4 процента от числа экономически активного населения Московской области.
В случае возникновения критической ситуации на рынке труда, предстоящих массовых увольнений, проводят взаимные консультации и принимают экстренные меры, направленные на снижение социальной напряженности, поддержку увольняемых работников. Правительство и объединения работодателей Московской области участвуют в софинансировании реализуемых мероприятий.
3.1.12. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.13. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.1.14. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве 20 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.15. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе привлечение их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
3.1.16. Содействуют развитию института наставничества в организациях Московской области. Разрабатывают и реализуют различные формы стимулирования наставничества.
3.1.17. Содействуют распространению положительного опыта организаций по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.1.18. Оказывают консультационную помощь по вопросам социально-трудовых отношений и занятости жителям Московской области и организациям, осуществляющим деятельность на территории Московской области.
3.1.19. Содействуют расширению возможностей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования рабочих мест в организациях Московской области.
3.1.20. Организуют проведение конкурсов профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий и специальностей, а также повышения их квалификации.
3.2. Правительство:
3.2.1. Формирует контрольные цифры приема на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях с учетом кадровых потребностей экономики Московской области. Предпринимает меры по оказанию содействия организациям, осуществляющим за счет собственных средств укрепление материально-технической базы школ и профессиональных образовательных организаций Московской области, в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.
3.2.2. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
Оказывает поддержку малому предпринимательству, организует самозанятость безработных граждан.
3.2.3. Содействует развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Содействуют занятости молодежи.
3.2.4. Организует профессиональную ориентацию граждан, психологическую поддержку и профессиональное обучение безработных граждан в рамках реализации государственных программ Московской области в части содействия занятости населения Московской области.
3.2.5. Учитывает участие организаций в системе социального партнерства и выполнение ими условий настоящего Соглашения при рассмотрении заявок на привлечение иностранных работников.
3.2.6. Организует оказание методического и правового содействия муниципальным образованиям Московской области в осуществлении строительства муниципальных общежитий для молодых специалистов с долевым участием градообразующих предприятий.
3.2.7. Реализует мероприятия по комплексному решению проблем развития жилищного строительства, обеспечивающего доступность жилья широким слоям населения Московской области, в том числе строительства жилья экономического класса, создания фонда жилья, предоставляемого по договору аренды (найма).
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства при заключении трудовых договоров, изменении определенных сторонами условий трудового договора, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот, гарантий и компенсаций в процессе трудовой деятельности, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.3.2. Добиваются через областные отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Вносят в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области предложения о приостановке решений работодателей о массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
3.3.4. Содействуют развитию системы наставничества, прав на участие в процедуре определения наставников, включению данного вопроса в коллективные договоры и соглашения.
3.3.5. Принимают участие в формировании системы профессиональных стандартов и проведения мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организациях. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением прав работников, чьи должности. подлежат приведению в соответствие профессиональным стандартам.
3.3.6. Информируют работников организаций в Московской области об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в социально-трудовой сфере.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.4.2. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в государственное казенное учреждение Московской области "Центр занятости населения Московской области", профсоюзные органы информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.3. Создают эффективные рабочие места с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.
3.4.4. Взаимодействуют с профессиональными образовательными организациями Московской области в вопросах качества подготовки кадров, включая участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ и общественную оценку качества образования, развития государственно-частного партнерства, совершенствования их материально-технической базы.
3.4.5. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест, создаваемых в рамках реализации на территории Московской области инвестиционных проектов, жителям Московской области.
3.4.6. Обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных организаций гарантии от увольнения в связи с сокращением штата работников в первые два года после обучения.
3.4.7. Формируют заявки на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения производственной практики, используют формы стимулирования обучающихся в целях их закрепления в организации. Способствуют адаптации молодых работников на производстве, развитию системы наставничества в организациях.
3.4.8. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников для выпускников профессиональных образовательных организаций Московской области при их трудоустройстве.
3.4.9. Участвуют в организации дуального обучения обучающихся профессиональных образовательных организаций Московской области на производстве с использованием современной технологической базы предприятий.
3.4.10. Создают условия работникам для получения дополнительного образования и прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации не реже чем один раз в 5 лет за счет средств работодателя.
3.4.11. Осуществляют практику долгосрочных соглашений с профессиональными образовательными организациями Московской области, предусматривающих софинансирование образовательного процесса.
3.4.12. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.13. Оказывают исходя из возможностей организации материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации. Не допускают в связи с сокращением численности или штата работников увольнения работников, члены семьи которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка, а также одновременного увольнения работников - членов одной семьи.
3.4.14. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области квоты для приема на работу граждан, особо испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.15. Содействуют организации рабочих мест для проведения общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.16. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций-банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70 процентах рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.17. Гарантируют работникам, увольняемым по сокращению численности или штата, сохранение очереди на получение и приобретение жилья, предусмотренной локальными актами работодателя, а также пользование детскими дошкольными образовательными организациями, находящимися на балансе работодателя, на срок не менее двух лет после увольнения.
3.4.18. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.19. Включают в коллективные договоры и соглашения положения и обязательства, регулирующие особенности работы дистанционных работников, в соответствии с действующим законодательством: порядок их взаимодействия с работодателем, режимы рабочего времени и времени отдыха, особенности организации труда и т.д.
3.4.20. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом соблюдения приоритетного права жителей Московской области на трудоустройство и мнения профсоюзов.
3.4.21. Проводят обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам, регулируемым международными нормами и правилами, внедрению систем качества.
4. Охрана труда, здоровья и экологическая безопасность
В целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшения условий труда, а также соблюдения требований и норм экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества на предстоящий период:
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Обеспечивают за время действия Соглашения достижение следующих целевых показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда в Московской области:
снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих до 1,3;
увеличение доли работодателей, не имеющих случаев производственного травматизма до 90,0 процентов в общем количестве организаций (работодателей), осуществляющих деятельность на территории Московской области.
4.1.2. В случае введения в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Московской области специальных режимов (в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведением специальной военной операции и др.) принимают меры по обеспечению безопасности граждан на производстве и в социально-экономической сфере.
4.1.3. Обеспечивают разработку и реализацию на всех уровнях социального партнерства программ улучшения условий и охраны труда, соглашений по охране труда работодателей и уполномоченных работниками представительных органов, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников.
4.1.4. Организуют проведение семинаров, конкурсов, конференций, выставок и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
4.1.5. Содействуют повышению квалификации специалистов по экологической безопасности.
4.1.6. Организуют и осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях в Московской области.
4.1.7. Содействуют организации и проведению мероприятий, осуществляемых на территории Московской области в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
4.1.8. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного контроля и надзора по вопросам реализации ими на территории Московской области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда.
4.1.9. Содействуют в проведении работодателями специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, пропаганде и распространении в организациях передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.
4.1.10. Способствуют установлению гарантий и компенсаций для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам закрепляются в локальных нормативных актах работодателя, принятых с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
4.1.11. Предусматривают в областных отраслевых и территориальных соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
4.1.12. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области создавать координационные советы по охране труда с участием в их составе сторон социального партнерства и представителей Государственной инспекции труда в Московской области.
4.1.13. Анализируют состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, вносят предложения по их предупреждению и профилактике.
Содействуют включению в коллективные договоры, областные отраслевые и территориальные соглашения обязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда, разработке и внедрению программы "Нулевой травматизм" либо актуализации действующих мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.1.14. Осуществляют консультации по вопросам охраны труда.
4.2. Правительство:
4.2.1. Обеспечивает на территории Московской области реализацию государственной политики в области охраны труда.
4.2.2. Организует государственную экспертизу условий труда в соответствии с трудовым законодательством.
4.2.3. Оказывает информационное содействие по вопросам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций.
4.2.4. Участвует в проведении на территории Московской области обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей.
4.2.5. Обеспечивает участие представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центрального исполнительного органа по реализации государственной политики в области охраны труда Московской области в расследовании несчастного случая на производстве, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая на производстве со смертельным исходом.
4.2.6. Предусматривает в бюджете Московской области в рамках государственных программ Московской области средства на реализацию мероприятий в сфере охраны труда.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда.
4.3.2. Организуют проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда и их обучение в аккредитованных образовательных организациях.
4.3.3. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также контроль за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда.
4.3.4. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, инициируют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.3.5. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом.
4.3.7. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационных советов по охране труда муниципальных образований Московской области, комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, комиссий по проведению специальной оценки условий труда.
4.3.8. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.3.9. Содействуют эффективному функционированию системы управления охраной труда в организациях с учетом системных мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах.
4.3.10. Осуществляют контроль за включением в коллективные договоры, соглашения обязательств по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведению специальной оценки условий труда, оценки профессиональных рисков.
4.3.11. Содействуют формированию в трудовых коллективах культуры безопасного труда и ответственности за нарушение норм охраны труда, на получение полной информации работником об условиях и охране труда на рабочем месте.
4.3.12. Анализируют состояние и причины производственного травматизма и вносят предложения работодателям по его профилактике.
4.3.13. Предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников при условии отнесения рабочих мест к опасному классу условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
4.3.14. Организуют проведение конкурсов по охране труда, в том числе на звание "Лучший уполномоченный по охране труда", "Лучший внештатный технический инспектор труда".
4.3.15. Информируют работников об особенностях трудовых отношений в условиях режима повышенной готовности (в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведением специальной военной операции и др.), о мерах государственной поддержки.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Принимают меры по недопущению сокрытия групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, направляя в установленные сроки извещение по установленной законодательством Российской Федерации форме в:
Государственную инспекцию труда в Московской области;
прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
центральный исполнительный орган по реализации государственной политики в области охраны труда Московской области;
орган местного самоуправления муниципального образования Московской области по месту происшедшего несчастного случая;
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
Союз "Московское областное объединение организаций профсоюзов".
4.4.2. Разрабатывают и внедряют программу "Нулевой травматизм" либо актуализируют действующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
4.4.3. Организуют работу по учету и предупреждению микротравм и повреждений здоровья.
4.4.4. Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, только прошедших подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
4.4.5. Принимают меры по сокращению численности работников, занятых на рабочих местах, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.6. Представляют безвозмездно в орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, запрашиваемые документы и материалы.
4.4.7. Создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.4.8. В целях оценки условий труда обеспечивают беспрепятственный допуск на территорию организации должностных лиц Министерства социального развития Московской области, представителей технической инспекции труда Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и организаций профсоюзов Московской области.
4.4.9. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.4.10. Обеспечивают проведение обучения по охране труда специалистов всех уровней и представителей профсоюзов, представителей уполномоченного работниками представительного органа.
4.4.11. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.
Обеспечивают финансирование проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков в организациях.
4.4.12. Привлекают средства отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.4.13. Обращаются в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области для установления скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4.14. Принимают меры по организации профилактического лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.15. Принимают меры по добровольному дополнительному страхованию работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и профессиональных рисков.
4.4.16. Обеспечивают исполнение установленных требований и рекомендаций по работе в условиях специальных режимов (в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведением специальной военной операции и др.).
5. Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.1.2. Взаимодействуют с общественными организациями и объединениями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей, оказывают содействие в создании и деятельности их объединений.
5.1.3. Содействуют улучшению положения женщин, их адаптации на рынке труда Московской области, в том числе:
профессиональной переподготовке, обучению и переобучению, повышению квалификации женщин после перерыва трудовой деятельности, связанного с уходом за детьми;
установлению женщинам, имеющим малолетних детей, по их желанию гибкого графика работы либо неполного режима рабочего времени.
Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
5.1.4. Разрабатывают меры, направленные на развитие профориентации молодежи, с целью формирования осознанного выбора профессии и повышения информированности о ситуации на рынке труда региона, используя средства массовой информации и средства наглядной агитации, экскурсии на предприятия, уроки профориентации в общеобразовательных учреждениях.
5.1.5. Распространяют и используют положительный опыт работы с молодежью в Московской области.
Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организуют региональные спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта.
Создают условия для развития молодежного туризма.
5.1.6. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни (борьба против наркомании, табакокурения, профилактика ВИЧ-инфекции) и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и иных мероприятий).
5.1.7. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи.
5.1.8. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи в органах исполнительной власти Московской области всех уровней, в объединениях профсоюзов и работодателей.
5.1.9. Содействуют сохранению и развитию инфраструктуры и материально-технической базы организаций, используемой для отдыха и оздоровления детей, семейного отдыха.
Осуществляют мониторинг использования организациями инфраструктуры и материально-технической базы, предназначенной для отдыха и оздоровления детей.
5.1.10. Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи по следующим направлениям:
развитие практики стажировки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций;
проведение консультаций по вопросу совершенствования нормативной правовой базы в части предоставления рабочих мест для молодежи, впервые вышедшей на рынок труда.
5.1.11. Проводят совместную работу по формированию патриотизма и гражданской ответственности в молодежной среде, воспитанию гармонически развитой и социально ответственной личности, а также профилактике распространения идеологии экстремизма и терроризма и асоциального поведения.
5.2. Правительство:
5.2.1. Обеспечивает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактики опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
5.2.2. Реализует меры социальной поддержки молодежи, семьи и детей, в том числе студенческих семей, проживающих в Московской области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
5.2.3. Создает условия для занятости молодежи, содействует организации в муниципальных образованиях Московской области работы по профессиональной ориентации молодежи, в том числе среди учащихся общеобразовательных организаций.
5.2.4. Проводит мониторинг по проблемам молодежи, семьи, материнства и детства. Информирует Комиссию о наблюдаемых изменениях.
5.2.5. Обеспечивает поддержку молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок в научной, общественно-политической и социально-культурной сферах.
5.2.6. Реализует программы по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержке детей-инвалидов и их семей, профилактике правонарушений несовершеннолетних.
5.2.7. Освещает в средствах массовой информации мероприятия, направленные на финансовую поддержку семей при рождении (усыновлении) и воспитании детей.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин.
5.3.2. Способствуют организации трудового соперничества, конкурсов профессионального мастерства среди молодежи, в том числе чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkillsRussia.
5.3.3. Инициируют создание в организациях советов (комиссий, комитетов) по работе с молодежью.
5.3.4. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.3.5. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюза, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
5.3.6. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе, в работе профсоюзных организаций.
Продолжают практику выплаты профсоюзных стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с действующими положениями.
5.3.7. Содействуют включению в коллективные договоры и соглашения мероприятий по выделению рабочих мест с неполной занятостью, с гибкими формами работы, со свободным графиком, с надомным видом труда для обеспечения совмещения женщинами и лицами с семейными обязательствами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
5.3.8. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
5.4.3. Проводят дни открытых дверей, профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.4. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
5.4.5. Обеспечивают равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
5.4.6. Принимают меры по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
5.4.7. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций.
5.4.8. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры организаций обязательства по выделению средств для организации отдыха и оздоровления детей работников в загородных оздоровительных учреждениях.
5.4.9. Оказывают организационную помощь в проведении профориентационной работы в учебных заведениях.
5.4.10. Оказывают помощь в работе комиссий по охране материнства и детства, созданных в организациях.
6. Развитие социального партнерства
В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства, эффективного использования его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений:
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организуют проведение совещаний, научно-практических конференций, "Круглых столов".
6.1.2. Стороны обязуются по решению Комиссии разрабатывать планы мероприятий для реализации отдельных обязательств Соглашения и формировать совместные рабочие группы.
6.1.3. Поддерживают инициативу российских объединений работодателей по развитию корпоративной социальной ответственности и рассматривают возможность введения в Московской области механизма формирования социальной (нефинансовой) отчетности организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в Московской области.
6.1.4. Совершенствуют формы контроля за выполнением заключенных региональных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами, обеспечивают информационный обмен по указанным вопросам.
6.1.5. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием иностранного капитала, транснациональных компаниях, в том числе в организациях малого и среднего предпринимательства.
6.1.6. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению областных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.1.7. Организуют ежегодное обучение представителей профсоюзов, работодателей, центральных исполнительных органов Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие социального партнерства, совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на базе Негосударственного учреждения "Учебный центр Московского областного объединения организаций профсоюзов".
6.1.8. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу Комиссии в средствах массовой информации Московской области и муниципальных образований Московской области, на официальных сайтах Сторон.
6.1.9. Рекомендуют образовательным организациям Московской области включать в образовательные программы уроки профориентации, основ трудового законодательства, социального партнерства, охраны труда и экологии.
6.1.10. Содействуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Московской области, заключению территориальных соглашений. Разрабатывают согласованные рекомендации по развитию социального партнерства на территориальном уровне с утверждением их на Комиссии.
6.1.11. Рекомендуют органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
формировать трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключать территориальные соглашения;
включать в состав общественных комиссий при органах местного самоуправления представителей координационных советов профсоюзов и территориальных объединений работодателей.
6.1.12. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Организуют взаимодействие и мероприятия с участием представителей профсоюзов и работодателей Московской области.
6.1.13. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.1.14. Обеспечивают участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению заявок участников регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" и областного конкурса коллективных договоров организаций, совершенствованию порядка проведения конкурсов, а также определению и награждению их победителей.
6.1.15. Совершенствуют правовую базу коллективно-договорного регулирования в сфере труда, содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого и среднего предпринимательства и обеспечивают проведение коллективно-договорной компании в текущем году.
Профсоюзы совместно с Работодателями не позднее I квартала обеспечивают заключение коллективных договоров, предусматривая в них:
размер минимальной заработной платы работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате;
размер доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 65 процентов;
размер индексации заработной платы не ниже темпов роста потребительских цен;
порядок установления соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации в кратности от 1 до 6;
коэффициент фондов - соотношение в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее высокой заработной платой и 10% работников с самой низкой не более чем 6 раз для организаций внебюджетной сферы;
размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате);
сроки выплаты заработной платы;
размер денежной компенсации работнику за задержку выплаты заработной платы из расчета не ниже одной сотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты заработной платы по день фактического расчета включительно;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы с возмещением среднего заработка за весь период ее задержки;
графики погашения задолженности по выплате заработной платы;
оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
оплату выходного пособия при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя;
размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
размер средств на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление;
размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда;
доплаты до среднего утраченного заработка при переводе по медицинским показаниям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на другую работу, до момента установления им профессиональной заболеваемости или выздоровления;
переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня работников, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников на производстве, а также формирования кадрового резерва организации;
профессиональную подготовку и переподготовку работников предпенсионного и пенсионного возраста с целью продолжения ими трудовой деятельности в соответствии с потребностью работодателя;
укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Московской области;
обязательства по проведению специальной оценки условий труда и выполнению разработанных планов мероприятий по улучшению условий труда работников;
соответствующий размер, порядок и условия предоставления оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля;
мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
гарантии и возможность расширения прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых;
положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптация в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получение льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций за наем жилого помещения, содержание детей в детских дошкольных образовательных организациях);
меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, предоставление полного рабочего дня для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях с сохранением среднего заработка;
выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
положение о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации;
при приеме на работу обязательное направление работника в выборный орган первичной профсоюзной организации.
6.1.16. Проводят ежеквартальный мониторинг развития социального партнерства в городских округах Московской области. Ежегодно размещают информацию о состоянии и развитии социального партнерства в Московской области на официальных сайтах сторон в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6.2. Правительство:
6.2.1. Обеспечивает участие Комиссии в обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрабатываемых органами государственной власти Московской области и включение Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединений работодателей Московской области в перечень организаций, которым осуществляется рассылка правовых актов по указанным вопросам.
Информирует Стороны по вопросам, выносимым на рассмотрение Правительства, касающимся социально-трудовых отношений.
6.2.2. При привлечении организаций к участию в государственных программах Московской области, аккредитации хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к наградам Московской области учитывает их участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, выполнение обязательств Соглашения о минимальной заработной плате, условий настоящего Соглашения. Рассматривает ходатайства объединений профсоюзов и объединений работодателей по награждению наградами Московской области работников и работодателей.
6.2.3. Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых на уровне Московской области постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и в управлении государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
6.2.4. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей Московской области в повышении их роли в обществе через проведение организационных мероприятий с использованием административных и информационных ресурсов.
6.2.5. Содействует информированию Объединений Профсоюзов и работодателей о созданных предприятиях на территории Московской области в рамках инвестиционных проектов.
6.2.6. При создании рабочей группы для разработки и обсуждения проектов нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития (с целью их последующего вынесения на рассмотрение Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений) направляют предложение координаторам Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющим Профсоюзы и Работодателей, о включении своего представителя в состав формируемой рабочей группы.
6.2.7. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
сохранять право за городскими (территориальными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций;
освобождать от местных налогов и сборов профсоюзные организации всех уровней, предусмотрев это в территориальных трехсторонних соглашениях.
6.2.8. В период действия Соглашения обеспечивают обсуждение проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, в соответствии с действующим законодательством.
6.2.9. Содействует созданию условий для информирования граждан о значимых мероприятиях, проводимых Сторонами. В целях пропаганды системы социального партнерства Правительство Московской области ежемесячно (раз в квартал) на безвозмездной основе выделяет в средствах массовой информации, учредителем которых является, для областного объединения организаций профсоюзов и объединений работодателей время в эфире областных теле- и радиокомпаний, а также печатную площадь в газетных изданиях Московской области.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, областных отраслевых и территориальных соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров. Оказывают им методическую и организационную поддержку.
6.3.3. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнерства, обеспечения прав работников, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
6.3.4. Проводят работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
6.3.5. Инициируют создание в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения трудовых конфликтов и в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают необходимые меры по их урегулированию.
6.3.6. Организуют информирование членов профсоюзов о мероприятиях, проводимых сторонами социального партнерства, путем размещения информации на сайте МОООП, сайтах членских организаций Профобъединения.
6.3.7. Развивают профсоюзный контент в социальных сетях, корпоративные информационные каналы в мессенджерах для более оперативного информирования членов профсоюзов о деятельности профсоюзных организаций разного уровня.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Принимают меры по расширению числа участников региональных объединений работодателей, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об объединениях работодателей. Регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны и Комиссию.
6.4.2. Развивают корпоративную социальную ответственность, содействуют формированию в Московской области социальной (нефинансовой) отчетности организаций.
6.4.3. Проводят консультации с выборным органом профсоюзов по вопросам принятия локальных нормативных актов организации, затрагивающих интересы работников, планов социально-экономического развития организации.
6.4.4. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.5. Включают представителей работников, уполномоченных участвовать в заседаниях коллегиальных органов управления организациями с правом совещательного голоса.
6.4.6. При приеме на работу информируют работника о деятельности первичной профсоюзной организации.
6.4.7. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.8. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях.
6.4.9. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.10. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, доплату (ежемесячное вознаграждение) неосвобожденным председателям первичных профсоюзных организаций, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
6.4.11. Производят расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденными от основной работы, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа; в соответствии с пунктом 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации только с учетом мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
6.4.12. Организуют работу по надлежащему хранению первичных документов (финансовых, по учету кадров, технологических), касающихся прав и законных интересов работников.
7. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность сторон за реализацию обязательств Соглашения
7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 года и действует по 31 декабря 2026 года.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях Комиссии.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению или решений Комиссии стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.5. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
7.6. Правительство Московской области обеспечивает в двухнедельный срок с даты заключения Сторонами Соглашения официальное опубликование его в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru).
7.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Правительство Московской области: |
Союз "Московское областное объединение организаций профсоюзов": |
Объединения работодателей Московской области: |
Вице-губернатор Московской области |
Председатель Союза "Московское областное объединение организаций профсоюзов" |
Председатель Московского областного союза промышленников и предпринимателей (региональное объединение работодателей) |
И.А. Каклюгина |
В.В. Кабанова |
Б.Ю. Богатырев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области на 2024 - 2026 годы от 20 декабря 2023 г. N 196
Вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 26 декабря 2023 г.