г. Краснодар |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А53-21841/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Управления Федерального казначейства по Ростовской области - Булаевой Ж.В. (доверенность от 28.06.2019), от муниципального автономного учреждения города Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова" - Устюжаниной Н.С. (доверенность от 03.02.2022), Касьяненко В.С. (директор), от Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области - Аллаевой А-А.А. (доверенность от 29.06.2021), рассмотрев с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Ростовской области, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу N А53-21841/2021, установил следующее.
Муниципальное автономное учреждение города Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным и отмене предписания от 25.03.2021 N 58-22-10/22-3342.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - министерство).
Решением суда от 07.12.2021, оставленным без изменения поступлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований учреждения. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Учреждение, заключив договор, приняло обязательства по исполнению требований бюджетного законодательства Российской Федерации (расходование бюджетных средств в соответствии с установленными требованиями), а приобретя оборудование, не соответствующее установленным требованиям, допустило неправомерное расходование средств.
В отзывах на жалобу учреждение и министерство просят судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель казначейства поддержал доводы жалобы, представители учреждения и министерства отклонили их по мотивам, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело проверку предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" с 01.01.2019 по 31.12.2020, а именно проверку соответствия приобретенного учреждением комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 требований, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации N 59 (в редакции от 17.07.2019) (далее - приказ N 59).
В результате указанной проверки управлением установлены следующие расхождения. Требованиями, утвержденными приказом N 59, установлено требование к комплекту стоек для прыжков в высоту, согласно которому диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 до 2,70 м. Однако согласно техническому заданию к контракту N 55 и паспорту комплекта стоек для прыжков в высоту диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 до 2,65 м. Требованиями, утвержденным приказом N 59, установлено требование к ширине закладной детали для ящика упора шеста в размере не более 430 мм. Однако в соответствии с техническим заданием к контракту N 55, спецификацией к паспорту закладной детали для ящика упора шеста ширина закладной детали для ящика упора шеста составляет 639 мм самой широкой части, 408 мм узкой части. Требованиями, утвержденными приказом N 59, определено, что высоту планки в комплекте стоек для прыжков с шестом можно регулировать от 1,70 до 7,50 м. Однако в соответствии с техническим заданием к контракту N 55 и спецификацией к паспорту комплекта стоек для прыжков с шестом высота планки регулируется в диапазоне от 2 до 6,4 м.
25 марта 2021 года по результатам плановой проверки вынесено предписание N 58-22-10/22-3342 о принятии мер по возмещению ущерба в общей сумме 962 509 рублей 98 копеек в срок до 23.09.2021. Предписание получено 30.03.2021.
Не согласившись с вынесенным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались пунктами 62, 64, 65, 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"", статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам", постановлением правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 648 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта"".
Суды исходили из следующих обстоятельств.
В целях предоставления средств иного межбюджетного трансферта бюджету города Азова министерство и администрация города Азова заключили соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 29.03.2019 N 10 (далее - соглашение N 10), предметом которого является предоставление из бюджета Ростовской области в 2019 году бюджету города Азова иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, в том числе на поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до министерства как получателя средств областного бюджета по коду классификации расходов бюджетов 816 1102 1330054260 540 (пункт 1.1 соглашения N 10).
На основании пункта 3.2 соглашения N 10 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующих условий:
- наличие правового акта муниципального образования об утверждении в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
- наличие в бюджете города Азова бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 соглашения N 10;
- наличие согласованного с Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области технического задания, соответствующего требованиям, утвержденным министерством;
- подтверждения права муниципальной собственности на соответствующий объект, отсутствие обременений, исков, судебных решений или иных обстоятельств, которые могут повлечь прекращение права муниципальной собственности.
В соответствии с разделом II соглашения N 10 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Азова на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 38 400 тыс. рублей.
Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из областного бюджета бюджету города Азова, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, уровня софинансирования, равного 100%, составляет в 2019 году не более 38 400 тыс. рублей.
К данному соглашению заключено дополнительное соглашение от 27.09.2019 N 60704000-1-2019-005/1.
Постановлением администрации города Азова от 13.11.2018 N 2477 утверждена муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Азове" (далее - муниципальная программа) сроком реализации 2019 - 2030 годы.
В состав муниципальной программы входит подпрограмма N 2 "Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта" (далее - муниципальная подпрограмма), участником которой является заявитель.
Целью муниципальной подпрограммы является создание условий, обеспечивающих возможность жителям города Азова вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Таблицей N 5 к муниципальной программе (в редакции постановления администрации города Азова от 25.04.2019 N 728) в 2019 году предусмотрены расходы бюджета города Азова на реализацию мероприятий муниципальной программы на следующие мероприятия:
- основное мероприятие 2.2 "Адаптация иной инфраструктуры на тренировочной площадке МАУ г. Азова "СК им. Э.П. Лакомова", Ростовская обл., г. Азов, бульвар Петровский, д. 46а (поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией)" в сумме 12 200 тыс. рублей;
- основное мероприятие 2.3 "Адаптация футбольного поля на тренировочной площадке МАУ г. Азова "СК им. Э.П. Лакомова", Ростовская обл., г. Азов, бульвар Петровский, д. 46а (оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией)" в сумме 26 200 тыс. рублей.
Согласно приложению N 3 к решению Азовской городской Думы от 27.03.2019 N 361 "О внесении изменений в решение Азовской городской Думы "О бюджете города Азова на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" департаменту социального развития города Азова предусмотрены расходы на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках подпрограммы "Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта" муниципальной программы города Азова "Развитие физической культуры и спорта в городе Азове" (субсидии автономным учреждениям) в сумме 38 400 тыс. рублей.
Министерство платежным поручением от 28.12.2019 N 216812 перечислило 37 197 398 рублей 09 копеек (код цели 19-Д84) бюджету города Азова на лицевой счет N 04583143030 администратора доходов департамента социального развития города Азова, открытый в управлении.
Департамент социального развития г. Азова и учреждение 01.04.2019 заключили соглашение N 8 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели на 38 400 тыс. рублей, предметом которого является определение условий и порядка предоставления учреждению из бюджета города Азова в 2019 году и плановом периоде 2020 - 2021 годах субсидии на иные цели, сроком действия с даты подписания обеими сторонами и до 31 декабря 2021 года (далее - соглашение N 8).
Разделом 3 данного соглашения определено направление расходования в 2019 году средств субсидии в размере 38 400 тыс. рублей, а именно субсидии автономным учреждениям на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.
Департамент социального развития города Азова средства субсидии в размере 37 197 398 рублей 09 копеек перечислил учреждению на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в управлении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 N 1520-р "Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" утверждена соответствующая концепция, цель которой создание условий для обеспечения эффективного использования в постсоревновательный период объектов спортивной инфраструктуры, созданных для проведения чемпионата мира по футболу.
В соответствии с разделом 4 "Тренировочные площадки" Концепции в целях эффективного использования тренировочных площадок предусмотрены следующие мероприятия по их адаптации для использования в постсоревновательный период: сохранение при необходимости натурального травяного покрытия футбольного поля путем проведения работ по оснащению системой укрепления травяного покрытия; устройство при необходимости легкоатлетических беговых дорожек и поставка легкоатлетического оборудования.
Согласно пункту 58 приложения N 2 к Концепции на тренировочной площадке учреждения планируется оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией), а также поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией).
Согласно пункту 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1619 (далее - Правила N 1619), в целях унификации комплектов оборудования и материалов Министерством спорта России установлены требования к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.
Требования к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялись для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, утверждены приказом N 59.
Суды выяснили, что в 2019 году денежные средства в размере 37 197 398 рублей 09 копеек направлены учреждением на приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией) в размере 12 200 тыс. рублей (контракт от 21.10.2019 N 55, заключенный с ООО "ЭлинАльфа", товарная накладная от 18.12.2019 N 5); выполнение работ по оснащению футбольного поля системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией) в размере 24 997 398 рублей 09 копеек (контракт от 11.06.2019 N 33, заключенный с ООО "Контактор" акт от 23.12.2019 N 1-А-ЗЗ).
Проверив соответствие приобретенного учреждением комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 требований, утвержденных приказом N 59, управление установило ряд расхождений.
Отклоняя доводы управления о нарушении учреждением статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил N 1619, раздела 5 требований, утвержденных приказом N 59, подпункта 2.3.1 соглашения N 8, суды указали следующее.
В соответствии с пунктом 34 требований, утвержденных приказом N 59, стойки для прыжков в высоту должны быть изготовлены из экструдированного алюминиевого профиля, в котором должны быть расположены все механизмы, необходимые для регулировки высоты перекладины от 1,15 до 2,70 м.
В техническом задании в составе конкурсной документации на поставку оборудования для легкой атлетики указано, что диапазон установки высоты должен быть не менее 115 - 265 см, что соответствует указанному в требованиях диапазону.
Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018 - 2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины), при этом мировой рекорд по прыжкам в высоту составляет 2,45 м.
Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций.
Согласно пункту 33 требований, утвержденных приказом N 59, закладные детали - ящики для упора шеста - должны быть изготовлены из нержавеющей стали толщиной не менее 3 мм, должны иметь размеры не менее 1150 мм в длину, не более 430 мм в ширину и не более 600 мм в высоту и должны быть снабжены внешними ребрами для правильной фиксации на бетонном основании.
Ввиду того, что рекомендуемые размеры ящика для упора шеста определены правилами вида спорта "легкая атлетика", утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16.10.2019 N 839, а для упора шеста во время прыжка используется узкая часть ящика, все ящики для упора шеста имеют одинаковые размеры с учетом толщины стали и систем крепления ящиков.
В связи с этим в техническое задание в составе конкурсной документации включены характеристики "Ширина самой широкой части не должна быть более 640 мм, узкой части сверху не более 430 мм".
В контракте указаны показатели в части ящика для упора шеста "Ширина самой широкой части 639 мм, узкой части сверху 408 мм. Высота 200 мм".
В соответствии с пунктом 38 требований высоту планки можно регулировать от 1,70 до 7,50 м.
В техническом задании в составе конкурсной документации на поставку оборудования для легкой атлетики указано, что высота планки может регулироваться в диапазоне от 1,70 до 7,50 м, что соответствует указанному в требованиях диапазону.
Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018 - 2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины) для прыжков с шестом, при этом мировой рекорд по прыжкам с шестом составляет 6,14 м.
Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций. Оборудование имеет сертификат соответствия требованиям раздела 4 стандарта N 022-2019 "Объекты легкоатлетической инфраструктуры. Требования к оборудованию для легкой атлетики. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний" и разделу 5, пункту 5.2 ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей".
Фактически предусмотрены размеры "от" и "до", нормативно определены минимальные и максимальные диапазоны, что свидетельствует о возможности приобретения соответствующего оборудования в указанных диапазонах.
В данном случае наиболее значимым вопросом является сертификация оборудования, к которой у казначейства претензий не имеется.
Суды отметили, что действия заявителя направлены на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, после проведения указанного чемпионата, в том числе на приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики. Целью муниципальной подпрограммы является создание условий, обеспечивающих возможность жителям города Азова вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. Приобретенное оборудование полностью способствует достижению указанных целей.
Рассматривая вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств, судебные инстанции, сославшись на статьи 30, 34, 162, 269.2, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/2485, указали, что в рассматриваемом случае нецелевое расходование бюджетных средств допущено не было; все выделенные денежные средства использованы эффективно и на утвержденные цели в пределах доведенных лимитов. Согласно представленному отчету от 14.01.2020 об использовании субсидии целевые показатели заявителем достигнуты. Представленными документами подтверждается оплата именно комплектов оборудования для легкой атлетики. При этом поставленное оборудование полностью соответствует международным стандартам и требованиям действующего законодательства.
В подтверждение соответствия оборудования международным стандартам направлен запрос в общероссийскую общественную организацию "Всероссийская федерация легкой атлетики" (ВФЛА), в ответ на который она сообщила, что поддерживает мероприятия администрации города Азова, направленные на развитие материально-технической базы спортивных объектов (письмо от 10.08.2021 N БГ-02/1814).
Суды приняли во внимание, что заявителем к оспариваемому оборудованию представлены действующие сертификаты World Athletics, WA (ранее - IAAF), которые подтверждают соответствие оборудования всем международным нормам и правилам, установленным при проведении соревнований по легкой атлетике.
Судами также исследована процедура закупки оборудования, которая являлась централизованной; в закупке участвовало шесть заказчиков.
В соответствии с соглашением от 26.08.2019 N 1 о порядке взаимодействия сторон при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме организатор конкурса ФГБУ "Учебно-тренировочный центр "Новогорск"", подведомственное Министерству спорта Российской Федерации, разрабатывало и утверждало документацию о совместном конкурсе, в состав которой входил проект контракта. Все участники данной закупки заключили одинаковые по своему содержанию контракты, что подтверждается размещенными контрактами по этой закупке на сайте zakupki.gov.ru N 0348100099819000052. Электронный аукцион N 0348100099819000052, в котором участвовал заявитель, создавался в целях заключения контракта на поставку оборудования в установленные сроки (40 календарный дней) и не предполагал заказ и изготовление специального оборудования; данный факт также подтверждает, что действия заявителя были обусловлены объективными причинами и не имели своей целью злоупотребление правом или причинение убытков бюджету.
При этом судами принято во внимание, что поскольку одному из подведомственных учреждений министерства, ГБПОУ Ростовской области "РОУОР", казначейством было вынесено аналогичное предписание, данное учреждение обратилось в Торгово-промышленную палату Ростовской области за заключением о возможности приобретения оборудования на рынке. По итогам проведенного исследования экспертом сделан вывод о том, что оборудование с указанными характеристиками не является оборудованием серийного производства и требует изготовления по индивидуальному заказу.
Как указали суды, управление не представляло доказательств, свидетельствующих о том, что задачи, поставленные перед учреждением, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что нецелевое использование денежных средств отсутствует и предписание казначейства подлежит отмене.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу N А53-21841/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018 - 2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины) для прыжков с шестом, при этом мировой рекорд по прыжкам с шестом составляет 6,14 м.
Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций. Оборудование имеет сертификат соответствия требованиям раздела 4 стандарта N 022-2019 "Объекты легкоатлетической инфраструктуры. Требования к оборудованию для легкой атлетики. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний" и разделу 5, пункту 5.2 ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей".
...
Рассматривая вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств, судебные инстанции, сославшись на статьи 30, 34, 162, 269.2, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/2485, указали, что в рассматриваемом случае нецелевое расходование бюджетных средств допущено не было; все выделенные денежные средства использованы эффективно и на утвержденные цели в пределах доведенных лимитов. Согласно представленному отчету от 14.01.2020 об использовании субсидии целевые показатели заявителем достигнуты. Представленными документами подтверждается оплата именно комплектов оборудования для легкой атлетики. При этом поставленное оборудование полностью соответствует международным стандартам и требованиям действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2022 г. N Ф08-3812/22 по делу N А53-21841/2021