город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2022 г. |
дело N А53-21841/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от МАУ г. Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова": директор Касьяненко В.С.; Устюжанина Н.С. по доверенности от 03.02.2022 N 27;
от УФК по Ростовской области: Булаева Ж.В. по доверенности от 28.06.2019 N 58-14-13/14-7175;
от Минспорта Ростовской области: Аллаева А.А-А. по доверенности от 29.06.2021 N 25/1431.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.12.2021 по делу N А53-21841/2021
по заявлению муниципального автономного учреждения города Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова"
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
при участии третьего лица: Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области
о признании недействительным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение города Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным и отмене предписания от 25.03.2021 N 58-22-10/22-3342.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спора по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, пришел к ошибочному выводу о том, что управлением не установлено и не доказано, что закупка оборудования, не соответствующего требованиям приказа Минспорта России N 59, произошло по вине заявителя. Между тем, управлением в материалы дела предоставлена копия соглашения о порядке взаимодействия сторон при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме N1 от 26.08.2019, согласно п. 5.2 которого учреждение обязано определять условия проведения конкурса и принимать участие в рассмотрении и согласовании документации, подготовленной организатором конкурса. Несмотря на то, что оборудование не соответствовало Требованиям N 59, учреждение не внесло предложения об изменении параметров оборудования для их соответствия требованиям, установленным приказом Минспорта России. По мнению управления, учреждение, заключив договор, приняло обязательства по исполнению требований бюджетного законодательства Российской Федерации (расходование бюджетных средств в соответствии с установленными требованиями), а приобретя оборудование не соответствующее установленным требованиям, допустило неправомерное расходование средств.
Учреждение и третье лицо в отзывах возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель УФК по Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель МАУ г. Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Представитель Минспорта Ростовской области поддержал позицию учреждения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, а именно, проверка соответствия приобретенного учреждением комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 Требований, утвержденных приказом Минспорта России N 59 (в редакции от 17.07.2019). В результате указанной проверки управлением установлены следующие расхождения.
Требованиями, утвержденными приказом Минспорта России N 59, установлено требование к комплекту стоек для прыжков в высоту, согласно которым диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м до 2,70 м. Однако согласно техническому заданию к Контракту N 55 и паспорту комплекта стоек для прыжков в высоту диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м - 2,65 м.
Согласно требованиям, утвержденным приказом Минспорта России N 59, установлено требование к ширине закладной детали для ящика упора шеста в размере не более 430 мм. Однако в соответствии с техническим заданием к Контракту N 55, спецификацией к паспорту закладной детали для ящика упора шеста ширина закладной детали для ящика упора шеста составляет: самой широкой части - 639 мм, узкой части 408 мм.
В соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минспорта России N 59, определено, что высоту планки в комплекте стоек для прыжков с шестом можно регулировать от 1,70 м до 7,50 м. Однако в соответствии с техническим заданием к Контракту N 55 и спецификацией к паспорту комплекта стоек для прыжков с шестом высота планки регулируется в диапазон от 2 м до 6,4 м.
25.03.2021 по результатам плановой проверки вынесено предписание N 58-22-10/22-3342 о принятии мер по возмещению ущерба в общей сумме 962 509,98 руб. в срок до 23.09.2021. Предписание получено 30.03.2021.
Учреждение, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктами 62, 64, 65, 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила), по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение, в том числе: о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа).
В структуру Государственной программы входит в том числе подпрограмма N 8 "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее -Подпрограмма), которая включает основное мероприятие 8.1 "Развитие и модернизация инфраструктуры и материально-технической базы для развития футбола".
Целью Подпрограммы является создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях футболом.
Задачами Подпрограммы является укрепление и модернизация материально-технической базы для занятий футболом, а также совершенствование условий для развития детского, юношеского и женского футбола.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются в порядке, предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Таким образом, субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (Правила предоставления субсидии), и иные документы, противоречащие вышеуказанным требованиям, являются ничтожными.
Предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Министерством спорта Российской Федерации (далее - Минспорта России) с Правительством Ростовской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Концепцией, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1619 (далее - Правила) заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации от 19.03.2019 N 777-17-2019-011.
Предметом Соглашения N 777-17-2019-011 является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ростовской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, после проведения указанного чемпионата, в том числе на поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов 777 "Министерство спорта Российской Федерации", по подразделу 11 "Физическая культура и спорт", подразделу 03 "Спорт высших достижений", целевой статье 1380154260 "Иные межбюджетные трансферты на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации", виду расходов 540.
К указанному соглашению заключены следующие дополнительные соглашения: от 24.12.2019 N 777-17-2019-011/1, от 09.04.2020 N 777-17-2019-011/2.
С учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Ростовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 94 227 498,76 рублей, в 2020 году 19 740 512,70 рублей.
Согласно условиям Соглашения N 777-17-2019-011 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 648 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта", в том числе:
- мероприятия по адаптации иной инфраструктуры на тренировочной площадке МАУ г. Азова "СК им. Э.П. Лакомова", Ростовская обл., г. Азов, бульвар Петровский, д. 46-а (планируется поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией) с предусмотренным объемом финансирования в 2019 году в сумме 12 200 000,00 рублей, в том числе за счет средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в сумме 11 590 000,00 рублей;
- мероприятия по адаптации футбольного поля на тренировочной площадке МАУ г. Азова "СК им. Э.П. Лакомова", Ростовская обл., г. Азов, бульвар Петровский, д. 46-а (оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией) с предусмотренным объемом финансирования в 2019 году в сумме 26 200 000,00 рублей, в том числе за счет средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в сумме 24 890 000,00 рублей.
В целях предоставления средств иного межбюджетного трансферта бюджету города Азова Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - Минспорт РО) с Администрацией города Азова в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным законом от 25.12.2018 N 7D-3C "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам", постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 648 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 29 марта 2019 г. N 10 (далее - Соглашение N 10).
Согласно пункту 1.1 Соглашения N 10 предметом соглашения является предоставление из бюджета Ростовской области в 2019 году бюджету города Азова иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, в том числе на поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до Министерства как получателю средств областного бюджета по коду классификации расходов бюджетов 816 1102 1330054260 540.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения N 10 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении, в том числе, следующих условий:
наличие правового акта муниципального образования, об утверждении в соответствии с требованиями нормативно правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
наличие в бюджете города Азова бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения N 10;
наличие согласованного с Минспорта РО технического задания, соответствующего требованиям, утвержденным Минспорта Российской Федерации;
подтверждения права муниципальной собственности на соответствующий объект, отсутствие обременении, исков, судебных решений или иных обстоятельств, которые могут повлечь прекращения права муниципальной собственности.
В соответствии с разделом II Соглашения N 10 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Азова на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 38 400 000,00 рублей.
Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из областного бюджета бюджету города Азова, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, уровня софинансирования, равного 100% составляет в 2019 году не более 38 400 000,00 рублей.
К данному соглашению заключено дополнительное соглашение от 27.09.2019 N 60704000-1-2019-005/1.
Постановлением Администрации города Азова от 13.11.2018 N 2477 "Об утверждении программы города Азова "Развитие физической, культуры и спорта в городе Азове" утверждена муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Азове" (далее - Муниципальная программа), сроком реализации 2019-2030 годы.
В состав Муниципальной программы входит подпрограмма N 2 "Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта" (далее - Муниципальная подпрограмма), участником которой является заявитель.
Целью Муниципальной подпрограммы является создание условий, обеспечивающих возможность жителям города Азова вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Таблицей N 5 к Муниципальной программе (в редакции постановления Администрации г. Азова от 25.04.2019 N 728) в 2019 году предусмотрены расходы бюджета города Азова на реализацию мероприятий Муниципальной программы, в том числе на следующие мероприятия:
основное мероприятие 2.2 "Адаптация иной инфраструктуры на тренировочной площадке МАУ г. Азова "СК им. Э.П. Лакомова", Ростовская обл., г. Азов, бульвар Петровский, д. 46-а (поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией)" в сумме 12 200 000,00 рублей;
основное мероприятие 2.3 "Адаптация футбольного поля на тренировочной площадке МАУ г. Азова "СК им. Э.П. Лакомова", Ростовская обл., г. Азов, бульвар Петровский, д. 46-а (оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией)" в сумме 26 200 000,00 рублей.
Согласно Приложению N 3 к решению Азовской городской Думы от 27.03.2019 N 361 "О внесении изменений в решение Азовской городской Думы "О бюджете города Азова на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Департаменту социального развития г. Азова предусмотрены расходы на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в рамках подпрограммы "Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта" муниципальной программы города Азова "Развитие физической культуры и спорта в городе Азове" (Субсидии автономным учреждениям) в сумме 38 400 000,00 рублей.
Минспорта РО платежным поручением от 28.12.2019 N 216812 средства в сумме 37 197 398,09 рублей (код цели 19-Д84) перечислены бюджету города Азова на лицевой счет N 04583143030 администратора доходов Департамента социального развития г. Азова, открытый в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области.
Департаментом социального развития г. Азова с учреждением 01.04.2019 заключено соглашениеN 8 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели на сумму 38 400 000,00 рублей, предметом которого является определение условий и порядка предоставления учреждению из бюджета города Азова в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годах субсидии на иные цели, сроком действия с даты подписания обеими сторонами и до 31 декабря 2021 года (далее - Соглашение N 8).
Разделом 3 данного Соглашения определено направление расходования в 2019 году средств субсидии в размере 38 400 000,00 рублей, а именно: субсидии автономным учреждениям на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.
Департаментом социального развития г. Азова средства субсидии в размере 37 197 398,09 рублей перечислены учреждению на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в управлении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 N 1520-р "Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" утверждена Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - Концепция).
Цель Концепции - создание условий для обеспечения эффективного использования в постсоревновательный период объектов спортивной инфраструктуры, созданных для проведения чемпионата мира по футболу.
В соответствии с разделом 4 "Тренировочные площадки" Концепции в целях эффективного использования тренировочных площадок предусмотрены, в том числе, следующие мероприятия по их адаптации для использования в постсоревновательный период: сохранение при необходимости натурального травяного покрытия футбольного поля путем проведения работ по оснащению системой укрепления травяного покрытия; устройство при необходимости легкоатлетических беговых дорожек и поставка легкоатлетического оборудования.
Согласно пункту 58 Приложения N 2 к Концепции на тренировочной площадке учреждения планируется оснащение футбольных полей системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией), а также планируется поставка комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией).
Согласно пункту 6 Правил N 1619 в целях унификации комплектов оборудования и материалов, Минспорта России установлены требования к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.
Требования к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года утверждены приказом Минспорта России от 31.01.2019 N 59 "Об утверждении требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" (далее - Требования, утвержденные приказом Минспорта России N 59).
Судом первой инстанции установлено, что в 2019 году денежные средства в размере 37 197 398,09 рублей направлены учреждением на:
приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики (с сертификацией) в сумме 12 200 000,00 рублей (Контракт от 21.10.2019 N 55, заключенный с ООО "ЭлинАльфа", товарная накладная от 18.12.2019 N 5);
выполнение работ по оснащению футбольного поля системой укрепления травяного покрытия поля (с сертификацией) в сумме 24 997 398,09 рублей (Контракт от 11.06.2019 N 33, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Контактор" (далее - ООО "Контактор"), акт N 1-А-ЗЗ от 23.12.2019).
Проверив соответствие приобретенного учреждением комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 Требований, утвержденных приказом Минспорта России N 59 (в редакции от 17.07.2019), управлением установлен ряд расхождений.
Отклоняя доводы управления о нарушении учреждением статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил N 1619, раздела 5 Требований, утвержденных приказом Минспорта России N 59 (в редакции от 17.07:2019), подпункта 2.3.1 Соглашения N 8, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 34 Требований стойки для прыжков в высоту должны быть изготовлены из экструдированного алюминиевого профиля, в котором должны быть расположены все механизмы, необходимые для регулировки высоты перекладины от 1,15 м до 2,70 м. В техническом задании в составе конкурсной документации на поставку оборудования для легкой атлетики указано, что диапазон установки высоты должен быть не менее 115 - 265 см, что соответствует указанному в Требованиях диапазону.
Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018-2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины), при этом мировой рекорд по прыжкам в высоту составляет 2,45 м.
Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций.
В соответствии с пунктом 33 Требований Закладные детали - ящики для упора шеста должны быть изготовлены из нержавеющей стали толщиной не менее 3 мм, должны иметь размеры не менее 1 150 мм в длину, не более 430 мм в ширину и не более 600 мм в высоту и должны быть снабжены внешними ребрами для правильной фиксации на бетонном основании.
Принимая во внимание, что рекомендуемые размеры ящика для упора шеста определены правилами вида спорта "ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА" утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 839, а для упора шеста во время прыжка используется узкая часть ящика, все ящики для упора шеста имеют одинаковые размеры с учетом толщины стали и систем крепления ящиков. В связи с этим, в техническое задание в составе конкурсной документации включены характеристики: "Ширина самой широкой части не должна быть более 640 мм, узкой части сверху не более 430 мм". В Контракте указаны показатели в части ящика для упора шеста "Ширина самой широкой части 639 мм, узкой части сверху 408 мм. Высота 200 мм".
В соответствии с пунктом 38 Требований высоту планки можно регулировать от 1,70 м до 7,50 м. В техническом задании в составе конкурсной документации на поставку оборудования для легкой атлетики указано, что высота планки может регулироваться в диапазоне от 1,70 м до 7,50 м, что соответствует указанному в Требованиях диапазону.
Правилами соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2018-2019 годы не предусмотрена максимальная высота установки планки (перекладины) для прыжков с шестом, при этом мировой рекорд по прыжкам в шестом составляет 6,14 м.
Таким образом, изменение высоты регулировки планки не повлияло на возможность обеспечения соревнований и тренировок в соответствии с требованиями легкоатлетических федераций.
Оборудование имеет сертификат соответствия требованиям раздела 4 стандарта N 022-2019 "Объекты легкоатлетической инфраструктуры. Требования к оборудованию для легкой атлетики. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний" и разделу 5, п. 5.2. ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей".
Фактически предусмотрев размеры "от" и "до" нормативно определены минимальные и максимальные диапазоны, что свидетельствует о возможности приобретения соответствующего оборудования в указанных диапазонах. В данном случае наиболее значимым вопросом является сертификация оборудования, к которой у казначейства претензий не имеется.
Суд первой инстанции указал, что действия заявителя направлены на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, после проведения указанного чемпионата, в том числе на приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики.
Целью Муниципальной подпрограммы является создание условий, обеспечивающих возможность жителям города Азова вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. Приобретенное оборудование полностью способствует достижению указанных целей.
Рассматривая вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В статье 162 Бюджетного кодекса РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Нецелевое расходование бюджетных средств допущено не было. Все выделенные денежные средства использованы эффективно и на утвержденные цели в пределах доведенных лимитов.
В соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса РФ предписание органа государственного финансового контроля выдается в случае выявления нарушения, в результате которого причинен ущерб публично-правовому образованию.
Согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию, признается бюджетным нарушением.
Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень бюджетных нарушений, предусматривающий следующие виды нарушений:
- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ);
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ);
- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6. БК РФ);
- нарушение условий предоставления бюджетного кредита (306.7 БК РФ).
Иные нарушения главой 30 Бюджетного кодекса РФ не установлены.
Для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении (Письмо Минфина РФ от 21.01.2014 N 02-10-11/1763). Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Вместе с тем, поскольку субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на реализацию определенных мероприятий, выполнение задач и целей в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения и учреждением, по мнению Минфина, в случае использования учреждением субсидии не по целевому назначению (нарушения целей и условий, установленных договором (соглашением)), соответствующие средства могут быть взысканы в судебном порядке.
Представленными документами подтверждается оплата именно комплектов оборудования для легкой атлетики. При этом поставленное оборудование полностью соответствует.
В подтверждение соответствия оборудования международным стандартам был направлен запрос в Общероссийскую общественную организацию "Всероссийская федерация легкой атлетики" (ВФЛА), в ответ на который ВФЛА (письмо N БГ-02/1814 от 10.08.2021) сообщила, что поддерживает мероприятия администрации г. Азова, направленные на развитие материально-технической базы спортивных объектов.
Заявителем к оспариваемому оборудованию представлены действующие сертификаты World Athletics, WA, ранее - IAAF, которые подтверждают соответствие оборудования всем международным нормам и правилам установленных при проведении соревнований по легкой атлетике.
Судом первой инстанции также исследована процедура закупки оборудования. Указанная закупка являлась централизованной, в закупке участвовало шесть заказчиков.
В соответствии с соглашением от 26.08.2019 N 1 о порядке взаимодействия сторон при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме организатор конкурса ФГБУ "Учебно-тренировочный центр "Новогорск", подведомственное Минспорту России, разрабатывал и утверждал документацию о совместном конкурсе, в состав которой входил проект контракта. Все участники данной закупки заключили одинаковые по своему содержанию контракты, что подтверждается размещенными контрактами по этой закупке на сайте zakupki.gov.ru N 0348100099819000052.
Электронный аукцион N 0348100099819000052, в котором участвовал Заявитель, создавался с целью заключения контракта на поставку оборудования в установленные сроки (40 календарный дней) и не предполагал заказ и изготовление специального оборудования, что также подтверждает, что действия заявителя были обусловлены объективными причинами и не имели своей целью злоупотреблением правом или причинение убытков бюджету.
При этом судом принято во внимание, что поскольку одному из подведомственных учреждений Минспорта РО, ГБПОУ РО "РОУОР", казначейством было вынесено аналогичное предписание, данное учреждение обратилось в Торгово-промышленную палату Ростовской области за заключением о возможности приобретения оборудования на рынке. По итогам проведенного исследования экспертом сделан вывод о том, что оборудование с указанными характеристиками не является оборудованием серийного производства и требует изготовления по индивидуальному заказу.
В соответствии со статьями 34, 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с положениями, установленными ст. 34 Бюджетного кодекса РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Субсидия предоставлена Заявителю на основании соглашения от 29.03.2019 N 10.
Указанным соглашением установлены обязательства по достижению следующих показателей результативности (п. 6.1.2.): соответствие тренировочной площадки после завершения мероприятий требованиям, установленным национальными стандартами РФ, соблюдение сроков реализации мероприятий, установленных соглашением.
Согласно представленному отчету от 14.01.2020 об использовании субсидии целевые показатели заявителем достигнуты.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что управлением не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что задачи, поставленные перед заявителем, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В письме от 25.04.2017 N 02-09-08/24851 Минфин России указывает, что "при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм". На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нецелевое использование денежных средств отсутствует и предписание казначейства подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2021 по делу N А53-21841/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21841/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АЗОВА "СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ Э.П. ЛАКОМОВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ