г. Краснодар |
|
16 мая 2022 г. |
Дело N А61-3130/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Гацаловой А.В. (доверенность от 01.01.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания - Темираевой А.Т. (доверенность от 30.03.2022), в отсутствие Кортяевой Ц.Н., извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Северная Осетия - Алания, посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А61-3130/2021, установил следующее.
ПАО "Россетти Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление, антимонопольный орган) о назначении административного наказания от 09.08.2021 N 015/04/9.21-354/2021 по части 2 статьи 9.21 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 1 млн рублей административного штрафа.
Определением суда от 25.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кортяева Ц.Н.
Решением суда от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2022, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. Выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для снижения административного наказания ниже низшего предела не соответствуют обстоятельствам дела. Общество полагает, что его действия отвечают признаку малозначительности.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, а представитель управления отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило поступившее в антимонопольный орган заявление Кортяевой Ц.Н. от 04.06.2021 N 2751, согласно которому 20.10.2020 она обратилось в общество с заявкой для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.
Определением от 27.07.2021 N 4489 Кортяева Ц.Н. привлечена управлением к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевшей.
Из заявления следует, что Кортяева Ц.Н. выполнила все мероприятия по технологическому присоединению, о чем сетевая компания была надлежащим образом извещена. Кортяева Ц.Н. и общество заключили договор от 13.11.2020 N 5828/2020/СОФ/ВлГЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта (жилой дом) заявителя с кадастровым номером 15:08:0160205:49, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный район, с. Ир, ул. О. Томаева, 18.
Определением от 01.07.2021 управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, назначило проведение административного расследования, уведомило общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (в 15 часов 00 минут 27.07.2021) по признакам нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, управление запросило у общества документы, подтверждающие выполнение технических условий с его стороны.
В письме от 26.07.2021 N 113-ю обществом пояснило, что нарушение сроков технологического присоединения со ссылкой на пункты 85 и 90 Правил N 861 произошло по причине бездействия потребителя, не исполнившего обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями, и непредставления в адрес общества соответствующего уведомления.
Главным специалистом-экспертом отдела защиты конкуренции на товарных рынках и административного производства управлением с участием представителя общества Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226) 27.07.2021 составлен протокол по делу об административном правонарушении N 015/04/9.21-354/2021. В протоколе управление пришло к выводу о том, что общество нарушило подпункт "б" пункта 16 Правил N 861. Представитель общества в протоколе отразил свое несогласие с его содержанием. При этом протокол вручен представителю общества в день его составления.
Руководителем управления с участием представителей общества Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226), потерпевшего Кочиевой М.В. (доверенность от 04.12.2018 N 15АА0774698) 09.08.2021 вынесено постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде 1 млн рублей штрафа.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9.21 КоАП РФ, пунктами 3,6, 16, 16.3, 18 Правил N 861 и исходили из наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.21 названного Кодекса, не истек.
В данной части судебные акты не оспариваются; доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с решением и постановлением суда апелляционной инстанции в части отсутствия оснований для снижения административного наказания ниже низшего предела.
Суд, рассмотрев вопрос о наличии оснований для снижения административного штрафа менее минимального размера, не установил исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного управлением штрафа. Суд учел характер совершенного обществом правонарушения и пришел к выводу о соразмерности назначенного административного наказания допущенному нарушению. Вопрос о снижении санкции связан с оценкой доказательств по делу и входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций, выводы которых в указанной части не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд не установил.
В рассматриваемом случае суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А61-3130/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9.21 КоАП РФ, пунктами 3,6, 16, 16.3, 18 Правил N 861 и исходили из наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд не установил.
В рассматриваемом случае суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2022 г. N Ф08-3638/22 по делу N А61-3130/2021