г. Ессентуки |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А61-3130/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Семенов М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нехаенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.11.2021 по делу N А61-3130/2021, принятое по заявлению Публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390), с привлечением третьего лица, Кортяевой Циури Нанеевны о признании незаконным и отмене постановления от 09.08.2021 N 015/04/9.21-354/2021, при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ"- Валиахметова Е.М. (по доверенности от 01.01.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россетти Северный Кавказ" (далее - заявитель, ПАО "Россетти Северный Кавказ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным, подлежащим отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФАС по РСО-Алания, управление, антимонопольный орган) о назначении административного наказания от 09.08.2021 N 015/04/9.21-354/2021 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Определением суда от 25.08.2021 к производству по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена гр. Кортяева Циури Нанеевна (далее - гр. Кортяева Ц.Н., третье лицо).
Решением суда от 23.11.2021 в удовлетворении заявления ПАО "Россети Северный Кавказ" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Россети Северный Кавказ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивированной тем, обязанности по подготовке и направлению в адрес заявителя Коргяевой Ц.Н. договора были исполнены обществом в установленные действующим законодательством сроки, для выполнения обществом п. 10.7. технических условий (фактическое присоединение) заявитель обязан был в установленный законом срок уведомить Сетевую организацию о выполнении технических условий с приложением необходимых документов, что Кортяевой Ц.Н. сделано не было, наличием оснований для признания правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Северный Кавказ" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило поступившее в антимонопольный орган заявление Кортяевой Ц.Н. от 04.06.2021 вх. N 2751, согласно которому 20.10.2020 третье лицо обратилось в ПАО "Россетти Северный Кавказ" с заявкой для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям. Определением от 27.07.2021 N 4489 Кортяева Ц.Н. привлечена УФАС по РСО-Алания к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевшего. Из заявления следует, что Кортяевой Ц.Н. выполнены все мероприятия по технологическому присоединению, и сетевая компания об этом надлежащим образом извещена. Между Кортяевой Ц.Н. и обществом заключен договор от 13.11.2020 N 5828/2020/СОФ/ВлГЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта (жилой дом) заявителя, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, с. Ир, ул. О.Томаева, д. 18, кадастровый номер: 15:08:0160205:49.
Управление определением от 01.07.2021 возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, назначило проведение административного расследования, уведомило общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 27.07.2021 в 15 час. 00 мин. по признакам нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ. Также управление запросило у общества документы, подтверждающие выполнение технических условий со стороны общества.
ПАО "Россетти Северный Кавказ" письмом от 26.07.2021 N 113-ю даны пояснения, из которых следует, что нарушение сроков технологического присоединения со ссылкой на пункты 85 и 90 Правил N 861 произошло по причине бездействия потребителя, не исполнившего обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями, и непредоставление в адрес общества соответствующего уведомления.
Главным специалистом-экспертом отдела защиты конкуренции на товарных рынках и административного производства УФАС по РСО-Алания с участием представителя общества Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226) 27.07.2021 в отношении ПАО "Россетти Северный Кавказ" составлен протокол по делу об административном правонарушении N 015/04/9.21 -354/2021. В протоколе управление пришло к выводам, что общество допустило нарушения подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Представитель общества в протоколе отразил свое несогласие с содержанием протокола. При этом протокол вручен представителю общества в день его составления.
Протоколом об административном правонарушении общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 09.08.2021 в 11 час. 00 мин.
Руководителем УФАС по РСО-Алания с участием представителей общества - Сикоева М.М. (доверенность от 30.12.2020 N 226), потерпевшего - Кочиевой М.В. (доверенность от 04.12.2018 N 15АА0774698) 09.08.2021 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым общество, с учетом привлечения ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, в установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ввиду статьи 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Следовательно, процессуальные документы составлены уполномоченными лицами.
Управлением соблюден срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, который согласно статье 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства об электроэнергетике); о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо и потерпевшая извещались надлежащим образом; общество обеспечило явку своего представителя для участия в них.
Также при производстве по делу об административном правонарушении не допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В тоже время объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Вместе с тем объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям в ходе исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и в течение срока действия технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Субъектами административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ являются субъекты естественных монополий.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
ПАО "Россети Северный Кавказ" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
При этом указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт "б").
Вместе с тем, срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
Неисполнение обществом договора в установленный законом и договором срок, напрямую обусловлено непринятием последним необходимых и достаточных мер по реализации мероприятий технологического присоединения в соответствии с условиями договора.
В тоже время обстоятельства, на которые ссылается ПАО "Россети Северный Кавказ", не освобождают сетевую организацию от исполнения обязательств, возложенных на нее договором, Правилами технологического присоединения.
Кроме того, роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств предполагает ее активное поведение во взаимодействии как с обратившимся лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленных законодательством порядке и сроки на процедуру технического присоединения.
В соответствии с условиями договора общество обязано было выполнить со своей стороны технические условия, а также осуществить (или быть готовым осушествить) фактическое технологическое присоединение не позднее 13.05.2021.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до указанной даты обществом со своей стороны были в полном объеме выполнены требования Технических условий.
Поскольку действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части сроков осуществления технологического присоединения, урегулирование взаимоотношений с третьими лицами (владельцами земельных участков и иными собственниками) не препятствует осуществлению обществом мероприятий, предусмотренных техническими условиями, для технологического присоединения объекта потребителя.
При этом само по себе данное обстоятельство не может являться основанием для признания факта принятия обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, общество могло принять меры в целях недопущения совершения правонарушения.
Из материалов дела следует, что между Кортяевой Ц.Н. и обществом заключен договор от 13.11.2020 N 5828/2020/СОФ/ОкРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта (жилой дом) заявителя, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, с. Ир, ул. О. Томаева, д. 18, кадастровый номер: 15:08:0160205:49.
Согласно пункту 5 договора N 5828/2020/СОФЮкРЭС и пункту 16 Правил технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В связи с чем, последним днем шестимесячного срока, установленного пунктом 5 договора N 5828/2020/СОФ/ОкРЭС, является 13.05.2021.
Ввиду подпункта "д" пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают проверку сетевой организации выполнения заявителем технических условий.
В силу абзаца 3 статьи 16.3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана исполнить мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства собственника участка.
Окончание процедуры технологического присоединения подтверждается актом о технологическом присоединении.
Между тем, акт об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя обществом не представлен.
При изложенных обстоятельствах, вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлена.
Оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных требований Правил, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества также субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, общество в материалы дела не представлено.
ПАО "Россетти Северный Кавказ" имело реальную и объективную возможность для своевременного соблюдения требований Правил N 861.
ПАО "Россетти Северный Кавказ" ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В тоже время общество ранее в течение года привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление N 015/04/9.21-279/2020 от 18.09.2020, штраф оплачен 28.04.2021).
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является правомерным.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ соблюден.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ и назначения обществу штрафа в размере ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также на ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Так в рассматриваемом случае управление назначило обществу наказание в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ, а также правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения малозначительным, ввиду отсутствия исключительности обстоятельств его совершения.
Таким образом суд первой инстанции верно заключил об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 АПК РФ), из материалов дела не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.11.2021 по делу N А61-3130/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3130/2021
Истец: ПАО "Россети Северного Кавказа"
Ответчик: Уфас Рф По, УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: Кортяева Циури Нанеевна